Наша математика: двузначные числа и счёт десятками
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)А теперь о том, как мы занимаемся с двузначными числами. Во-первых, сразу скажу, перед тем, как начать давать Даше эту тему ,я основательно «перекопала» весь интернет, хотя не могу сказать, что в интернете очень много информации по поводу того, как давать эту тему деткам раннего возраста. Поэтому я делала всё по наитию, предлагала Даше разные занимашки и училась уже больше у неё.
Ну а теперь поделюсь нашим опытом и расскажу, что интересненького мне удалось найти по этой теме среди магазинных развивашек.
Во-первых, счётом мы занимаемся вот по этой книге. Здесь можно считать от 1- до 20 (11, 12, 13, 14…..), а после 20-ти уже не так всё детально, просто идёт счёт десятками до 100. Но в принципе, нам и этого вполне достаточно, потому что в любом случае навыки счёта тренируются очень хорошо. Даше книжка очень нравится, сама достаёт и с удовольствием считает. Картинки милые, стишки к ним короткие, забавные. Например: «Четырнадцать ос нашли абрикос», «Соседа угощал сосед: - Отведай семьдесят конфет!» «Сто овечек на лугу - я до ста считать могу!» В общем, для этих целей очень хорошая книга, всем-всем очень советую!
А вот некоторые развороты из книжки:
Во-вторых, просто незаменимая, на мой взгляд, вещь, это вот такая листалка. Стоит она всего 50 руб., а польза от неё большая и ребёнку она нравится. Отрабатывать цифры, а также запоминать их очень удобно.
Следующая наша «развивашка» - это вот такая доска, при помощи которой можно составлять разные двузначные цифры. Тоже способствует запоминанию цифр:
Ну а теперь самое главное, расскажу, как я Даше объясняла процесс образования двузначных чисел. Объясняла всё, конечно же, в игре: расставляла сначала два домика (а по мере изучения и большее количество). Каждый домик обозначает десяток - то есть это у нас деревня, в первом домике живёт 10 лягушек (счёт до десяти на тот момент Даша уже знала), но лягушкам жить одним скучно, им нужны друзья, хочется к кому-то в гости ходить. Поэтому мы начинаем ПОСТЕПЕННО вселять жильцов во второй домик (второй десяток). Сначала пришла одна матрёшка - она взяла цифру 1 и стала жить в домике. На отдельной карточке я напечатала домик с окошком - сначала в окошке стоит цифра 10 - потом приходит одна матрёшка и сталкивает ноль, на его место ставим цифру 1 - получается 11, потом матрёшка позвала подружку и теперь 2 матрёшки - старая и новая несут цифру 2, сталкиваем нолик - получается цифра 12 и так далее до 20, а потом и до 30). По мере игры Даша поняла, что в двузначном числе первая цифра - обозначает количество десятков (домиков), а вторая цифра постоянно увеличивается по мере заселения следующего домика (десятка), пока снова мы не дойдём до десяти и у нас появится новый домик, а дальше уже задача просто запомнить десятки (десять, двадцать, тридцать и т.п.)
Теперь расскажу, как мы запоминали эти самые десятки. Запоминали мы их при помощи нашего лотка (сначала это был лоток для игры в магазин, потом домик для обучения обратному счёту, теперь с его помощью мы учимся понимать и считать десятками). Принцип тот же самый: сначала в отсек с цифрой один кладём десять предметов (проговариваем, что это один десяток или десять и показываю число на нашей листалочке), далее в отсек с цифрой 2 - кладем ещё десять предметов - второй десяток или двадцать и так далее. Тут важно, конечно, ещё и то, чтобы ребёнок понимал к этому времени порядковый счёт, но с порядковыми числительными мы знакомы уже давно, Даша их активно использует в речи, поэтому у нас здесь проблем не было.
В общем, это основное! Сам принцип изучения у нас такой. Честно говоря, не знаю, насколько у меня получилось объяснить это понятно, но на самом деле всё очень просто, у меня дочка очень быстро всё поняла и с другими детками тоже пробовала, понимают хорошо. Так что попробуйте и вы))))
Кстати, ещё у нас есть вот такой кот - он декоративный, для штор, на лапках у него по магниту, то есть магнитные цифры/буквы очень хорошо держатся у него на лапках, поэтому очень часто он нас выручал, показывал Даше , как образуются цифры (слоги - когда давно ещё слоги учили). Даше очень нравится с ним играть, а сделать такую игрушку очень просто - достаточно приклеить на любую игрушку с лапками по магниту и можно показывать, например, как буквы бегут друг к дружке или как в цифре 10, единица остаётся, а ноль меняется на другую единицу:
Ну и для того, чтобы закрепить счёт и цифры я делала для Даши вот такие карточки, на которые мы накладывали разные мелкие предметы, по ходу считали их и выбирали правильную цифру (правда они только от 20 - до 30, дальше уже необходимости не было делать).
Всем спасибо за внимание!