Ставим эксперименты дома!
Мы вчера побывали на семинаре компании «Умница», посвященном представлению их нового комплекта «100 экспериментов для самых маленьких».
По просьбам ББшечек выкладываю отчет и заоодно делюсь полезной информацией.
Время на семинаре мы провели интересно и пользой. Проводили эксперименты, пили чай и общались.
Расскажу об экспериментах, которые мы ставили. Большая часть экспериментов и опытов и набора первого уровня и парочка из второго.
Итак,
1. Почему бревно не тонет?
Необходимо подготовить монетку, ракушку, скрепку, две спички и стакан воды.
Сначала в стакан с водой бросить монетку и прокомментировать происходящее, потом скрепку, потом спичку – и удивится вместе с ребенком :
«Смотри-ка, а спичка плавает!», потом бросить ракушку, а после этого, что закрепить полученный опыт снова бросить спичку и рассказать почему так произошло.
В зависимости от возраста ребенка объем информации, содержащийся в объяснении будет различный. Малышам можно сказать, что дерево в воде не тонет, спичка деревянная – поэтому не утонула. Для более старших малышей можно рассказать о различной плотности воды, дерева, металла и т.д.
В качестве продолжения опыта, можно оставить спичку в воде на день, спичка набухнет и утонет, как вы понимаете.
2. Зачем зайцу длинные уши?
Понадобятся два листа А4 и два кусочка скотча.
Листы свернуть в воронки, так, чтобы с узкого края оставалась маленькая дырочка и закрепить конструкции скотчем.
Включить записи со звуками природы и вставить воронки в уши, потом вынуть, снова вставить (для сравнения восприятия).
Звуки реально слышатся громче и четче. Очень интересно )
Вывод: длинные уши зайцу нужны, чтобы лучше слышать и вовремя убежать от хищника.
3. Почему всплывают подводные лодки?
Этот опыт будет интересен даже самым маленьким.
Понадобится стакан с газировкой и виноградинка. Бросаем виноградинку в стакан, она падает на дно и через некоторое время всплывает на поверхность, потом (секунд через 30-50) она снова падает на дно и опять всплывает. Так будет происходить пока в газировке будет оставаться достаточно пузырьков.
Когда виноградинка оказывается на дне – она покрывается пузыриками, которые и поднимают ее на поверхность, а на поверхности эти пузырики лопаются и виноградинка падает на дно.
В подводной лодке имеется специальный резервуар – чтобы подлодка опустилась на дно – резервуар заполняют водой, чтобы всплыла – воду сбрасывают.
4. Синяя картошка (крахмальные чернила).
Для опыта понадобятся: кусочек свежей картошки, кусочки огурца, банана, яблока, морковки, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, йод, стакан с разведённым йодом, пипетка.
Первая часть:
Капаем на кусочек картошки разведенный йод – смотрим, что происходит, картошка синеет, можно даже что-нибудь на ней нарисовать и тогда посинеет рисунок.
Вторая часть:
Капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость синеет.
Третья часть: капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, морковь, огурец.
Что мы наблюдаем:
Хлеб – посинел очень сильно!
Картошка тоже посинела, но цвет не такой насыщенный.
Огурец, банан – слегка посинели.
Яблоко и морковь – не посинели вообще.
Эта часть опыта демонстрирует наличие и количество крахмала, содержащихся в различных продуктах.
Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело и содержащийся в нем крахмал еще не успел переработаться в сахар, что как раз и происходит в спелом яблоке.
В начале опыта не забудьте объяснить ребенку, что крахмал вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это замечательное свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах.
5. Как распускается цветок?
Я думаю, этот опыт знаком каждому с детства.
Цветку, чтобы распустится необходима вода. Мы можем посмотреть принцип и процесс распускания цветка в увеличенном темпе. Для этого необходимо вырезать из бумаги цветочек и множеством лепестков, а потом закрутить лепестки или свернуть цветочек бутоном, а потом опустить в воду – вы увидите, как цветок начнет распускаться ))
Более длительным по времени, но и более реалистичным будет опыт с настоящим тюльпаном – купите тюльпаны с нераскрытыми бутонами и поставьте в воду – тюльпаны довольно быстро раскроют свои цветки.
6. Почему звучат барабаны?
Необходимо 5 стеклянных бутылок, вода и металлический предмет (ложка, вилка и т.д.).
Одну бутылку оставьте пустой, в остальные налейте разное количество воды, в порядке увеличения количества воды в бутылке.
А потом постучите поочередно по каждой бутылочке. Вы услышите разный звук.
При ударе воздух начинает колебаться, чем больше воздуха и меньше воды в бутылке, тем звук получится звонче и громче.
7. Как муравьи находят дорогу домой?
Это опыт-наблюдение. Понадобится хорошая погода, муравейник и конфета.
Найдите муравейник и положите в метре от него конфету, а потом сидите и наблюдайте муравьиные передвижения (конфету лучше раскрошить на множество кусочков).
8. Туча.
Вы можете показать ребенку как и почему идет дождь. Для это покажите ему тучу – реальная, на картинки, видео и т.д.
Потом возьмите кусок ваты (это будет туча), обильно смочите его водой и держите над тарелкой - из тучи начнут падать капельки – пошел дождь!!!
Так и в природе – когда в туче скапливается много-много капелек, она становится тяжелой и не может их всех удержать, они начинают падать и идет дождь – ну это так – по-простому))
9. Фотоохота.
Это не эксперимент и не опыт, а веселое занятие. Возьмите фотоаппарат и отправьтесь с ребенком, например, в лес на фотоохоту. Особенностью такой фотопрогулки будет то, что вы будете снимать заранее запланированные объекты, например, листочки или грибочки, или птичек, камешки, уток, собак и т.д. А потом дома вместе рассматривать свою добычу ))
10. Священный ибис.
Ибис питается тем, что найдет в иле, он запускает свой клюв глубоко в ил и ищет еду, поэтому у него голова и шея без перьев.
Как думаете легко ли ему добывать себе пищу? Можно проверить!
Насыпьте в глубокую чашку какую-нибудь крупу, например, можно горох, а на дно опустите монетку, пусть ребенок попробует двумя пальчиками достать монетку из чашки ))
Воспитывайте из ваших малышей почемучек - это очень важно ))
Для кого-то эти опыты покажутся слишком простыми, но для малышей - это открытие! Это к тому стимулирование речи - когда малыш делает открытие, его переполняют эмоции и ему хочется этим поделится ))
Я не представила к каждому опыту четкое научное объяснение - вы можете сами объяснить это ребенку, когда достигнет определенного возраста и сам спросит об этом )) А малыш будет достаточно и объяснения ненаучного ))
Небольшая рекомендация:
-не стоит показывать малышу больше одного опыта в день.
-опыт стоит повторить через несколько дней еще раз, а потом и еще раз.
Для мам маленьких почемучек ссылочки на инсточники с опытами:
http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1693470 - мой самый любимый опыт!
http://deti.lt/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/i466-%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D1%81%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8%202/ - очень интересный опыт!
http://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1692038
http://www.babyblog.ru/community/post/rukodelie/1724975 - весьма необычный опыт с крахмалом!
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml - много простых и интересных опытов
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op07.shtml
http://detsad-kitty.ru/lessons/vosp/4106-dybina-ov-i-dr-neizvedannoe-ryadom-zanimatelnye.html - книга
http://vpereplete.blogspot.com/2011/07/blog-post_287.html
http://www.detkityumen.ru/interesno/64493/
Интересные книги (из моих закладок):
Буду безгранично рада и благодарно, если поделитесь своими идеями и находками )) Я обожаю опыты и эксперименты ))