Лишь менее половины людей обладают адекватной самооценкой
Психология - личный опытЛишь менее половины людей обладают адекватной самооценкой
Вот, к какому выводу пришла я после опроса в этом посте http://www.babyblog.ru/community/post/psy/3047351
47% на данный момент. Это всё ж таки маловато. Если верить словам учёной-психолога, с именем и громадным опытом Валентины Москаленко (изучает проблему зависимости, созависимости), ребёнок рождается с адекватной самооценкой. Вот, родился? Всё, достойный человек, по самому факту своего рождения! Расскажите эту крамольную мысль Вашим авторитарным родителям, и они с пеной у рта будут бредить что-то совершенно иное.
Что же творит общество с более половиной людей? Как так получается, что люди душевно искалечены? У меня на уме как минимум три фактора. Первое, семья... покалеченная семья рождает таких же людей.
Если семья - рабы, их потомки будут рабами, если семья тираны и жертвы, потомки будут играть те же патологические роли, попутно создавая алкашей, наркоманов и вступая в браки с жертвами, тиранами, алкоголиками, наркоманами.
Второе, детский садик и институт няньства тоже до пяти-шести лет вносят свою лепту безусловнейше. И тут опять упираемся в ту же науку, психологию. До какого возраста складывается, закладывается самооценка, здоровая или не очень? До шести лет. Вот, кем считали окружающие ребёнка, хорошим, плохим, важным или нет, вот, тем и он себя сам будет считать до скончания жизни.
Садики... какие они были вообще-то в советский период в СССР? Больше похожи на тюрьму, из которой не сбежишь. Большинство детей по утрам выли, не хотели расставаться с родителями, и правильно делали. Хотели избежать заниженной самооценки, как минимум, как максимум рассчитывали на развитие, наивные. Ну да, ладно, сейчас в Европе возьмём для примера сады, не российская камера хранения для детей однозначно. Но, сколько детей на одну воспитательницу? В норме пять. Но я видала, как это на практике бывает.
Планёрочку нет-нет да и организует шеф, раз, и по одной воспиталке из группы выдернет, и что? Пока они ля-ля-тополя, организационные вопросы решают, кого-то из родителей надо обзвонить, что-то где-то записать, часика-то и нет, и так до обеда разок и после обеда разок. А на поле что? Битва, вестимо, дети друг другу лопаткой в башку нужную самооценку как раз и вбивают под чутким руководством воспитательницы, у которой временно, но оказалось 7-10 детей.
Кто в таких условиях почувствует себя важным и хорошим с годика и до шести лет? Ну, не знаю, не знаю. Я слышала как воспитательница говорит, "прекрати драться", "прекрати ругаться" и что-то ещё, то ли девочке, то ли мальчику, как раз в районе пяти лет. Почему и по какой причине у ребёнка конфликт, её вообще никаким боком не шкребёт, вопросы такие не задаются ни в мыслЯх, ни устно. Просто ребёнок сразу по ситуации усваивает, что он поступает плохо, а может, что он плохой. Как исправить, ситуацию тоже "специально обученная", казалось бы, тётенька, НЕ сообщает, никакого решения НЕ предлагает, просто - зависни в той позе, т.е. "прекрати драться", на паузу себе быстренько так нажми, и чувства тоже на паузу, зато удобненько взрослой тёте, нуачо?
Короче, довольно нездоровенькая, надо признать, эмоционально-репрессивная обстановочка. В переводе на общечеловеческий, подавление чувств, то самое, что практикуется в дисфункциональных семьях, например, в авторитарных, откуда лично я родом, как и большинство, вероятно, россиян, и вообще русских людей.
Кстати, в шведском детском саду меня тётя из персонала уверила, что они занимаются работой с самооценкой детей. Похвально, но вот, объёмы-то у них экономически-эффективные, и везде не поспеешь со своей скорой помощью по падающей самооценке. Детям порой важен просто контакт глаз, особенно детям до трёх лет, и конечно же, позитивные разговоры продолжительные и при каждом контакте. И вот, так они и понимают, важны они или нет. Дети в большой группе этого хронически не получают, ни контакта глаз, ни разговоров. И что детсадовскому ребёнку дадут занятия в районе 5-6 лет по "поднятию самооценки" - большой вопрос лично для меня.
А потому как раз такой вопрос, что у меня целых два ребёнка, не пять-десять чужих, а целых ДВА и своих. И вот, я не успеваю порой им в глазки долго заглядывать за всякими заботами. А как воспитательница успеет? Если сидеть и им в глаза всё время зырить, по десять минут каждому из шести в час. Потом чередовать, тогда у неё остаток детей друг друга поубивают.
Ещё сама профессия воспитательницы или няни кроет в себе нехилый подвох. Говорю как дочь воспитательницы и с дипломом педагогического вуза. Люди, выбирающие помогающие профессии: врач, медсестра, воспитатель, учитель, педагог, няня - это всё люди, склонные к созависимости, что является патологическим состоянием. Так вот, я б не рискнула ребёнка до 6 лет надолго отдавать в руки этих людей, дни и часы напролёт. Не, ну после 6 лет - не вопрос, школа - это неизбежно, необходимо, и они свою патологию уже не перенесут на ребёнка, т.е. самооценка до 6 лет уже заложена в здоровой домашней обстановке.
Итак, в детских садах много нехилых непоправимых косяков, которые мы изучали ранее: среди прочего, падение иммунитета детей до пяти лет (и особенно у детей до трёх лет) вследствие избыточного уровня гормона стресса - кортизола, по физиологическим причинам, не важно какой прекрасный сад и как мало там детей, и какие чУдные воспитатели, а вот, стены неродные, и всё - кортизол утром ползёт вверх, ему пофигу на крутизну сада, и до вечера опускается мало, в отличие от показателей кортизола у домашних детей в стенах родного дома. Сегодня же разбираем то, что вообще никак не померить в саду пока ребёнку не стукнет 6 лет. То, что не видно невооружённым глазом, что обычно выпадает из изучения "объективных" показателей качества ухода за детьми до 6 лет - прямое и косвенное влияние садов на формирующуюся самооценку ребёнка.
С садами разобрались, теперь, няни, пришлые, наёмницы, чехарда с ними может быть вполне, т.к. наёмный персонал, в общем, не рискнула бы я брать кого-то, кого неминуемо потом увольнять, и чтобы ребёнок к нему привязывался. Ребёнку не с руки привязываться да отвязываться всё время. Что же до родственных нянь, то тоже далеко не всегда сахар.
Бабушки и тёти часто и не подозревают о том, что личность ребёнка как и любого другого человека нужно уважать. Например, моя Мамахен, считает, что её ребёнок не может заслуживать её уважения никогда и ни при каких обстоятельствах. Она недосягаемая вершина важности и человеческого достоинства, та ещё величина. А её потомки, по её же определению, какашки. Ну, так вот, зная что таким приблизительно навозом и перегноем будет заливать мозги моему ребёнку такая вот, горе-няня, я бы её и на пушечный выстрел не подпустила бы к моему ребёнку без моего контроля и цензуры.
И не надо никаких временнЫх выгод лично мне, не надо никакой бытовой помощи. Если самооценку моего ребёнка будут планомерно уничтожать такие вот люди, то не нужна такая няня. Но я знаю множество мам, которые не согласны с политикой свекрови или своей мамы, но закрывают глаза на косяки бабушек или тёть, и отдают ребёнка "на воспитание" родственникам на дневной период, когда им нужно сходить куда-то поработать или за покупками. Т.е. погоня за рубликами, тугриками и зелёными бабосами рулит, выживать как-то надо, и соответственно - младенца на распыл, в "надёжные", "проверенные", "добрые" руки.
Это я к тому, что во многих случаях, потом не надо удивляться, что самооценка ребёнка в одном тёмном месте между ягодиц "вдруг" окажется. А сопутствующее низкой самооценке - это всегда зависимости и созависимости разного рода. Алкоголизм, наркомания, трудоголизм, зависимость от тренировок, игромания, зависимость от сахара, зависимость от еды, шопоголизм, зависимость от секса, эмоциональная зависимость, любовная зависимость и много разных других. В общем, свято место пусто не бывает, если самооценка пуста, нет её, там рано или поздно появится зависимость. Хорошо если умеренная и от шоколада, не слишком плохо, если трудоголизм, хоть доход будет неплохой, и совсем плохо, если секс-зависимость или зависимость от кокаина, можно диагнозов понахвататься вместо дохода.
В общем, качество детства - это не хухры-мухры, и это я ещё не беру в расчёт питание первых двух-трёх лет жизни, когда ГВ по идее должно играть большую роль в жизни ребёнка, контакт с мамой и пр. Забывают люди о качестве детства, а без высокого качества детства нормальную адекватную самооценку найти потом бывает у ребёнка очень трудно. Знаю и по собственному опыту, и по опыту всей своей семьи на протяжении многих поколений (5 поколений проанализировала).
И конечно, система родовспоможения, что была в совке - это не для слабонервных. Что там себе думает этот новорожденный кусок мяса, лёжа в отдельном где-то отделении, а мама с натёртыми зелёнкой сосками, "отдыхает" от этого паршивца в отдельной палате, с огромным удовольствием порой. Кому он там важный-то? Персоналу, раздавшему смесь или сОски целой роте отнятых от матери детей? Ага, щаз. Мамам? Через одну. Папам? "Кого родила? Девочку? Не приду из роддома забирать. Точно не от меня, у меня в роду только мальчики". Ага, не придёшь, тебе не нужен твой младенец! Ну, и мне он нафиг не сдался! Так и пошло, поехало, самооценке можно помахать ручкой, система что надо. На воспроизведение здоровых психологически людей не рассчитана.
Поделитесь своими мыслями насчёт созависимости, садов, самооценки и других факторов, которые я, наверняка, упустила.
Синди, Копирайт 2014