На протяжении 70-ти лет, между 1847 и 1918, в Швеции (как и в большей
части Европы) существовала муниципальная система регулирования
проституции. Несмотря на широкую известность того факта, что женщины
идут в проституцию из-за нищеты, проституция рассматривалась как
необходимое зло, на практике даже как «профессия» для некоторых женщин
Целью этой системы регулирования был контроль общества за
проституцией и снижение распространения ЗППП, таких как сифилис.
Женщины, вовлеченные в проституцию, были обязаны проходить регулярные
осмотры (хотя, разумеется, никаких осмотров для мужчин не было). Та, кто
отказывалась от осмотров, появлялась в запрещенном месте или в
запрещенное время — получала предупреждение от властей, а при повторном
нарушении отправлялась в работный дом на срок до года.
Феминистки тех времен старались отменить систему регулирования, так
как она не помогала ни в чем, но способствовала ухудшению положения тех,
кто и так были на дне, и демонстрировала, что правительство признает и
принимает существование проституции. Как и сейчас, тогда феминистки
указывали на то, что без покупателей нет проституции.
Урок истории?
Уроки, усвоенные из реализации системы регулирования на примере двух
муниципальных борделей в Стокгольме за небольшой период времени в XIX
веке, таковы:
Когда проституция рассматривается как «работа», женщинам намного сложнее покинуть ее.
Наличие спроса среди мужчин на покупку «секса» — основа существования проституции.
Уровень проституции возрастает, когда она признана[1] на законодательном уровне.
К сожалению, наше общество плохо осведомлено[2] об этих уроках. Но если отнестись к ним серьезно, то можно избежать повторения ошибок прошлого.
Шведский закон о проституции
В 1999 году Швеция стала первой страной, которая криминализировала
клиента проституции, при этом декриминализировав женщин, вовлеченных в
нее. Криминализированы только проституторы — клиенты и сутенеры. На
данный момент еще несколько стран последовали шведскому примеру — среди
них Норвегия, Исландия, частично Финляндия и Великобритания.
Шведский закон гласит, что запрещены покупка и даже несостоявшиеся
попытки купить «сексуальные услуги». Также запрещено сводничество как
способ получения прибыли или участия в проституировании других людей. В
шведском законодательстве предусмотрен отдельный закон о траффикинге, но
на практике многих торговцев людьми судят за сводничество[3].
Общественное значение
Закон также призван стать знаком того, что общество признает
патриархатное происхождение явления проституции и не приемлет
эксплуатацию проституированных женщин.
Шведский закон о проституции сравнивают с законом против телесных
наказаний детей, который изменил подход людей к этому вопросу — в
прошлом телесные наказания с дисциплинарной целью были очень
распространены.
Исследование 2008 года показало, что около 70% шведского населения
поддерживают закон о проституции (18% против этого закона, остальные
сомневаются). Среди женщин поддержка достигла 80%[4].
Законодательство и угнетение
Разумеется, законов не достаточно для того, чтобы исчезла
проституция. Проституция — часть угнетения женщин, и ни один закон не
может заставить это угнетение исчезнуть. Но мы поддерживаем закон о
криминализации клиента, так как он ограничивает сексуализированную
власть мужчин, показывает, чем на самом деле является проституция, и
поддерживает другие виды деятельности по искоренению проституции.
Для того чтобы произошли реальные изменения, необходимо гораздо
больше, чем принятие только одного закона. И требуются колоссальные
вложения ресурса в ту сферу, которая вечно оказывается последней по
приоритету в списке проблем — необходимость помощи женщинам, вовлеченным
в проституцию.
29. Если бы «обычная» проституция была легальной, было бы проще ловить торговцев людьми
Нет, наоборот. В странах, где проституция легализирована, расширяется
вся индустрия по продаже секса — по большей части нелегальная. Одной из
причин является то, что сутенеры извлекают из нелегальной проституции
больше прибыли[5].
И, разумеется, проще скрывать торговлю людьми в стране, где легальны
другие виды проституции. Значительно сложнее, дороже и более рискованно
для торговцев людьми вести дела в странах, где все виды «сексуальных
сделок» вне закона.
30. Шведский закон о проституции не помогает проституткам
И да, и нет. Женщина, которая говорит, что она хочет остаться в
проституции, очевидно, не будет положительно относиться к закону. Но
закон может косвенно помочь другой женщине, которая хочет покинуть
индустрию, так как в этом случае общество поддерживает идею о том, что
покупатели в проституции совершают преступление и насилие над ней.
Закон также помогает тем, кто стали жертвами траффикинга. Благодаря закону полиция может расследовать покушения на покупку
«сексуальных услуг». Иногда это приводило к расследованию дел о
торговле людьми. Если бы покупка проституции не была нелегальной,
полиция не могла бы расследовать дело до тех пор, пока не был бы
подтвержден факт траффикинга.
Но прежде всего закон действует на предотвращение.
Закон влияет на мнение общества относительно проституции и, возможно,
убережет девушек, рассматривающих проституцию как вариант деятельности,
от вовлечения в эту сферу. Закон уже снизил количество мужчин, которые
пользуются женщинами, вовлеченными в проституцию[6].
Возможно, больше мужчин теперь не пойдут на риск покупки женщин,
напуганные довольно строгим наказанием при поимке. Чем меньше
проституторов-клиентов, тем меньше женщин используют в проституции.
Но, разумеется, только законов недостаточно, чтобы действительно
помочь проституированным женщинам покинуть индустрию. Необходимы
поддерживающие программы. В частности, в области жилищных условий, так
как бездомность является одной из причин проституции.
31. Шведский закон о криминализации клиента стал причиной усиления насилия против проституток
Нет, согласно исследованиям, это не так. Мужское насилие против женщин, вовлеченных в проституцию, широко распространено везде, вне зависимости от законодательства,
и не зависимо от того, уличная ли это проституция, или покупка секса
осуществляется в специальном помещении. Цифры, которые выявило
исследование, показывают, что уровень насилия немного выше, когда
проституция легальна, но не контролируема, — что противоречит тезису об усилении насилия при криминализации клиента[7].
Кроме того, проституция сама по себе — насилие.
Все организации, защищающие права проституированных женщин, —
независимо от их мнения о том, что такое проституция, и от того, где они
находятся, — соглашаются в том, что проституция опасна и травматична для женщин, вовлеченных в нее.
Те же, кто хочет сохранить существование проституции, обычно говорят о
«снижении вреда», то есть, о том, что важно уменьшить ущерб, наносимый
проституированной женщине.
Насилие — это часть проституции. Согласно американским исследованиям,
большинство проституированных женщин переживают в течение работы
физическое и сексуальное насилие, подвергаются угрозам[8].
Более раннее канадское исследование показало, что уровень смертности
среди проституированных женщин в 40 раз выше, чем среди остальных[9].
Для нас совершенно непонятно, как кто-то может довольствоваться разговорами о «снижении вреда» в случае с проституцией. Насилие — неотъемлемая часть проституции, и только этого достаточно, чтобы рассматривать ее как совершенно неприемлемое явление.
32. Когда закон вступил в действие, проституция просто ушла в тень
Уличная проституция пребывала в упадке даже перед тем, как был принят шведский закон о криминализации клиента[10].
Причиной тому, главным образом, послужили технологические достижения —
мобильные телефоны и интернет просто стали более распространенными.
Проституция, по большому счету, переместилась в интернет и мобильные
устройства в большинстве индустриализированных стран — вне зависимости
от их законодательств.
Говорить, что проституция теперь «в подполье» — не совсем правдиво.
Проституция существует для обслуживания клиентов, они должны быть в
состоянии ее найти, так что она не может быть действительно в тени, не
так ли?
33. В проституции участвуют две стороны, так почему только мужчина признается преступником?
(Закон виктимизирует проституированную женщину)
Это довольно странный вопрос, так как в проституции на деле больше,
чем двое участников — почему постановка вопроса не включает сутенера или
владельца борделя?
Но даже если проигнорировать данное замечание. Этот закон не
единственный делает различие между сторонами. Есть множество
обстоятельств, при которых из взаимодействующих сторон только одна
нарушает закон. Например, незаконная сдача в аренду помещений, или
сделки, при которых арендодатели требуют завышенную ренту. Даже если обе
стороны подписали контракт, лишь одна сторона является виновной. Потому
что закон различает, кто кого использует. Это вопрос власти.
И никто не говорит, что в этом случае закон «виктимизирует квартиросъемщика» или «отбирает у квартиросъемщика субъектность».
Кроме того, мы не верим в пуританскую мысль о проституции как
«грешной сексуальной активности» и, следовательно, идею о том, что обе
вовлеченные стороны одинаково грешны. Феминистки против проституции,
потому что это сексуальная эксплуатация и угнетение.
1. (SWE) Dagny, issue 9-10/1902. Fröléns konversationslexikon 1914. Nordisk Familjebok 1915. Morgonbris, issue 2, 1924. 2. Проституторы,
сутенерские лоббисты, гламуризаторы подменяют реальную информацию мифами
и натурализацией проституции (прим. перев.). 3. National Police Board. Situation Report 10: Trafficking in human beings for sexual and other purposes. RPS 2009/2. 4. (SWE) Tio år med
lagen. Om förhållningssätt till och erfarenheter av prostitution i
Sverige, by Jari Kuosmanen, TemaNord 2008:604. 5. Legalizing
Prostitution is not the Answer, The example of Victoria, Australia, by
Mary Sullivan and Sheila Jeffreys, Coalition Against Trafficking in
Women, CATW, 2001. and The Legalization of Prostitution:
Myth and Reality, A Comparative Study of Four Countries, by Nomi
Levenkron, Hotline for Migrant Workers, Israel 2007. 6. (SWE) Tio år med
lagen. Om förhållningssätt till och erfarenheter av prostitution i
Sverige, by Jari Kuosmanen, TemaNord 2008:604. В исследовании, проведенном перед
принятием закона, 1 из 8-ми мужчин признавался в том, что он «платил за
секс». В другом исследовании, проведенном практически 10 лет спустя
после того, как закон был принят, 1 из 12-ти мужчин признавался в
аналогичном действии. 13,6% шведских мужчин в 1996 году, по сравнению с
9% в 2008-м. Выборки были слишком небольшими для того, чтобы провести
валидное сравнение, но это все равно указывает на то, что количество
покупателей проституции снизилось. Исследование 2008-го года также
показало, что 7 из 10 опрошенных поддерживали закон о проституции, хотя
поддержка была более сильной среди молодежи (8 из 10-ти). Study on National Legislation on Prostitution and the Trafficking in Women and Children. The EU parliament/Transcrime 2005. 7. Study on National Legislation on Prostitution and the Trafficking in Women and Children. The EU parliament/Transcrime 2005. 8. Prostitution, Violence Against Women, and Posttraumatic Stress Disorder, by Melissa Farley and Howard Barkan, 1998. 9. Pornography and Prostitution in Canada: Report of the Special Committee on Pornography and Prostitution, 1985. 10.(SWE) SOU 1995:15 Könshandeln