о Темпераменте и Своевременности воспитательных моментов (продолжение)
Воспитательные моментыМаленькое лирическое отступление. С завидной постоянность (слава Богу, что не каждый день!) ровно в 7:00, а сегодня даже раньше, соседка за стенкой начинает орать на ребёнка... "Где твои карандаши, почему ты их не приготовил заранее?!!", "Марш умываться, я сказала, и открывай учебник по чтентю!!!" "Как ты написал домашнее задание?!!! Ты же меня позоришь!!!"... Я содрагаюсь при каждом новом взрыве гнева за стеной. Ребёнок молчит. Очевидно, он, сжавшись и затаив дыхание от гнева и злости, выполняет приказания мамы. Кто же виноват, что дети становятся такими? Необязательными, не выполняющими требования, несобранными и ленивыми?
Сегодня вторая часть Лекции №1 - О значении своевременности воспитательных мероприятий, темпераменте, инстинкте самосохранения и причинах детской нервности.
Оставляю ссылки, чтобы найти всё и сразу)))
Лекция 1, ч.1 Почему бесполезно лить новое вино в старые бурдюки?
Лекция 2, ч.1 Корень проблемы ищи в себе!
Лекция 2, ч.2 НЕПРАВИЛЬНОЕ воспитание и его типы
Лекция 3, ч.1 Все мы родом из детства
Подводя итоги предыдущей лекции, мы выяснили ,что психическое здоровье – это состояние
1) полного душевного равновесия и
2) умения владеть собой, что проявляется:
а) ровным устойчивым настроением
б) способностью быстро восстанавливать настроение
в) способностью брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки, мысли и чувства (помните притчу об «Образовании маледца»?)
Что же представляет собой темперамент?
1) ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. соразмерность) – это нервно-психическое напряжение, направляющее организм к определённым целям (например, к преодолению трудностей)
2) ТЕМПЕРАМЕНТ реагирует на потребности и выражается в приспособительной «специализации» стиля поведения («холерической», «сангвинической», «флегматической»)
3) ТЕМПЕРАМЕНТ – это натура человека, включающая в себя
а) ВОЛЕВОЙ компонент (активность)
б) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ компонент (чувства)
На основе этих компонентов в процессе правильного воспитания у ребёнка формируются следующие поведенческие качества
1) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, включающая в себя
а) стремление к независимости (свободе)
б) инициативность
в) целеустремлённость
г) оптимизм (уверенность в себе)
2) МУЖЕСТВЕННОСТЬ, включающая в себя
а) ответственность
б) обязательность
в) решительность
г) терпимость
д) врождённое стремление сохранить чувство собственного достоинства (здоровый эгоизм)
3) АЛЬТРУИЗМ – врождённое стремление ДЕЛИТЬСЯ с другими избытком своей созидательной энергии (в известных эквивалентах), не требуя при этом ничего взамен.
АЛЬТРУИЗМ – основа ЛЮБВИ. (Понятие ЛЮБОВЬ включает в себя, по меньшей мере, след. качества: альтруизм, эмоциональную привязанность, доверие, умение прощать. Любовь ОБЪЕДИНЯЕТ людей, даёт им РАДОСТЬ и СИЛУ. ЦЕЛЬ ЛЮБВИ – сохранение ЖИЗНИ).
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
- Если черты характера естественно вытекают из темперамента, то ребёнок развивается правильно.
Следовательно, темперамент должен лечь в ОСНОВУ формирующегося характера.
- В ЗАДАЧУ воспитания входит развитие и закрепление положительного в темпераменте и нивелирование отрицательного. (далее будет расшифровка – приложение в конце лекции)
- Если темперамент подавляется, то формирование характера ребёнка нарушится. ОН станет нежизнеспособным, НЕРВНЫМ.
Каковы же причины детской нервности?
БИОЛОГИЧЕСКИЕ: травматические, инфекционные, токсические, другие вредоносные непосредственные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые дни и месяцы жизни ребёнка. Неблагоприятная наследственность.
Биологические факторы могут подавлять темперамент и ОПОСРЕДОВАННО. Например, когда из «благих» намерений у безответственных родителей естественная забота об ослабленном малыше превращается
1) в особое отношение к нему
2) в бесконечные поблажки
В результате, у такого ребёнка темперамент подавляется (особенно его АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ сущность), а инстинкт самосохранения трансформируется в механизм самоуничтожения личности (см. приложение ниже)
Не зря говорят, что «благими намерениями вымощена дорога в Ад»
МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ причины детской нервности:
(основное их содержание – «УБИЙСТВО» РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ к малышу, как ДО его рождения, так и ПОСЛЕ)
I. СОМНЕНИЯ беременной или недавно ставшей матерью женщины в отношении того – нужен ли ей этот ребёнок?
Сомнения в данном случае – это «ЯД», убивающий любовь и разрушающий психику матери и ребёнка.
II. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ родителей – ЭГОИЗМ, НЕДОВЕРЧИВОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, МНИТЕЛЬНОСТЬ, означающие неспособность родителей доверять, прощать, адекватно поддерживать и помогать малышу, т.е. означающие неспособность ЛЮБИТЬ его.
Такому ребёнку угрожает НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ. Ему трудно будет стать самим собой среди других, т.е. стать САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ (ЖИЗНЕСПОСОБНЫМ, СЧАСТЛИВЫМ).
III. НЕГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ
ПРИЗНАКИ ГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬИ
- Эмоциональная привязанность друг к другу всех членов семьи (ч/с)
- Каждый в своей семье выполняет свои обязанности и не перекладывает их на других.
- Нет конкуренции между ч/с, а есть доверие и взаимодополнение
- Нет стойких противоборствующих группировок, направленных друг против друга, например, объединение матери и сына против отца.
- Нет изоляции семьи от общества
- Нет противопоставления семьи обществу.
Признаки, противоположные названным, характеризуют НЕГОРМОНИЧНУЮ семью, являющуюся ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА.
IV. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Приложение.
Стрелка --> обозначает «трансформация черт характера при подавлении альтруистической сущности темперамента
ХОЛЕРИЧЕСКАЯ «специализация» (ребёнок – «танк»)
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА, естественно вытекающие из ТЕМПЕРАМЕНТА (развиваем и закрепляем положительные)
- При столкновении с трудностями идёт напролом, не склонен к компромиссам
- Бесстрашие --> агрессивность
- Целеустремлённость --> настырная требовательность
- Упорство --> упрямство
- Несдержанность --> возбудимость
- Выдержка
- Рассудительность
- Гибкость
Соблюдаем принцип ПОСТЕПЕННОСТИ, иначе усилится отрицательное качество - НЕСДЕРЖАННОСТЬ
САНГВИНИЧЕСКАЯ «специализация» (ребёнок – «живчик»)
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА, естественно вытекающие из ТЕМПЕРАМЕНТА (развиваем и закрепляем положительные)
- При столкновении с трудностями склонен проявлять гибкость, искать компромиссы
- Быстрота -> расторможенность
- ловкость --> суетливость
- Живость(подвижность)-->неустойчивость
- Острословие --> болтливость
- Эмоциональность --> истеричность
- Отвлекаемость --> усиление отвлекаемости
- Усидчивость
- Сосредоточенность
- Целеустремлённость (умение довести начатое до конца)
Соблюдаем принцип РАЗНООБРАЗИЯ занятий, иначе усилится отрицательное качество - ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
ФЛЕГМАТИЧЕСКАЯ «специализация» (ребёнок – «пахарь»)
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА, естественно вытекающие из ТЕМПЕРАМЕНТА (развиваем и закрепляем положительные)
- При столкновении с трудностями, если есть возможность, уходит в сторону, если нет, вступает в борьбу, в которой способен измотать и холерика и сангвиника, хотя по своей природе - миролюбив.
- Целеустремлённость --> настырная требовательность
- Упорство --> упрямство
- Неторопливость (медлительность) --> тормозимость
- Склонен к тормозимости --> усиление тормозимости
- Подвижность
- Гибкость
Соблюдаем принцип НЕ ПОПРЕКАТЬ за МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ, иначе ЗАМКНЁТСЯ В СЕБЕ
В следующий раз поговорим о ТИПАХ неправильного воспитания и его негативном влиянии на формирующуюся психику ребёнка