Правила хорошего тона в песочнице
Идем на прогулкуДети любят правила:) А их мамы тем более. Хочу поделиться принципами поведения из немецких песочниц.
Игровая площадка - идеальная школа социального поведения. Здесь учатcя занимать свое место, меняться и делиться, держать очередь, здесь ребенок сталкивается с эгоистичным поведением других детей, когда игнорируются его аргументы, когда над ним насмехаются, или он попадает в беспомощное положение. В большинстве ситуаций родителям лучше не вмешиваться в детский спор и дать возможность малышам самим найти решение. Это укрепляет самостоятельность и показывает ребенку, что он может сам решить проблему, не прибегая к помощи родителей. Если же ситуация становится опасной для вашего или другого ребенка (например, столпотворение на горке, когда ребенок может упасть с высоты), то, конечно, вмешательство взрослого необходимо.
Самостоятельность
Отпускайте ребенка самостоятельно бегать по площадке, не вскакивая по каждому пустяку и не следуя за ним по пятам. Обязательно помогите ребенку, если ему угрожает опасность или он чувствует себя беспомощным.
По очереди
На горках и качелях хотят покататься все дети. Если ваш ребенок задержался слишком долго, подойдите и дайте ему понять, что горка принадлежит всем детям и каждый очень хочет на ней прокатиться. Иногда помогает, когда один взрослый стоит рядом с аттракционом и следит, чтобы дети катались по очереди. Обращаться нужно при этом не к одному "неправильному" ребенку, а ко всем детям: "Встаем в очередь и катаемся друг за другом". Никогда не снимайте чужого ребенка, который задержался на качелях или горке. Если он не откликнулся на вашу просьбу освободить качели, предложите вашему малышу альтернативу (построить прекрасную крепость из песка).
Надежный уголок
Жалеть разрешается всегда. Для ребенка важно, чтобы за его спиной всегда была надежная поддержка, на которую он в любое время может рассчитывать. Если ваш малыш плачет, вы можете в любой момент вмешаться в спор и утешить ребенка.
Спор
Если у детей возник спор, вы не должны встревать сразу. Если ваш ребенок не хочет делиться игрушками, то он и не должен. Однако, стоит ему объяснить, что если он хочет играть вместе с другими детьми и с чужими игрушками, то нужно одолжить свою игрушку взамен. Общее правило - оставайтесь в стороне, но немедленно вмешивайтесь, если дошло дело до рукоприкладства.
Драка
Всегда есть драчуны, которые кидаютсят песком, толкаются или даже бьют других детей, как будто на них нет управы. Неважно, ваш это ребенок или чужой, вы всегда имеете право вмешаться в спор, при этом не обязательно перед этим обращаться к маме драчуна с просьбой "принять меры". Напрямую потребуйте от ребенка прекратить безобразие, строгим, но спокойным тоном. Если слова не действуют, спокойно возьмите ребенка за руку и пресеките силой. Присядьте на уровень глаз и объясните всем детям, что такое поведение опасно. Спросите у драчуна, где его родители. Сообщите маме/папе без упреков и насколько возможно нейтрально: "Я только что объяснил вашему ребенку, что он не должен то-то и то-то делать. Пожалуйста, проследите, чтобы этого не повторилось."
Моё - твоё
В песочнице могут часто лежать игрушки без присмотра. Если ваш ребенок хочет с ними поиграть, объясните ему, что он может это делать до тех пор, пока не объявится законный владалец. Затем следует спросить разрешения или извиниться за то, что пользовался чужими вещами. Предложите детям поиграть вместе. Если чужой ребенок хочет забрать свою игрушку, преключите внимание вашего ребенка на другое занятие.
Берем с собой или оставляем дома?
Вещи и игрушки, которыми вы бы не хотели делиться с другими детьми, ценные, дорогие или которые могут легко сломаться, оставьте дома. Иначе, без обид.
У сладостей невероятно притягательная сила
Если вы открываете коробку с печеньем или фруктами на детской площадке, не удивляйтесь, если вокруг вас выстроится шеренга желающих. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка угощать друзей. Если вас такая возможность не прельщает, лучше отложить перекусы до дома.
Срочно надо!
Есть два выхода: либо в кустики, где никто не увидит, либо домой. Искать общественные туалеты обычно неудобно и сопровождается нервотрепкой. Чем раньше ребенок поймет, что по "нужде" придется покидать игровую площадку, тем быстрее он научится контролировать процесс.
Идем домой
Предупреждайте ребенка о том, что вы скоро собираетесь домой. Можно показать стрелку на часах и сказать, что когда она будет вооот на этом месте, то нам нужно идти. Напомните через 5 минут. Так ребенку легче перестроиться.
Игровая площадка - идеальная школа социального поведения. Здесь учатcя занимать свое место, меняться и делиться, держать очередь, здесь ребенок сталкивается с эгоистичным поведением других детей, когда игнорируются его аргументы, когда над ним насмехаются, или он попадает в беспомощное положение. В большинстве ситуаций родителям лучше не вмешиваться в детский спор и дать возможность малышам самим найти решение. Это укрепляет самостоятельность и показывает ребенку, что он может сам решить проблему, не прибегая к помощи родителей. Если же ситуация становится опасной для вашего или другого ребенка (например, столпотворение на горке, когда ребенок может упасть с высоты), то, конечно, вмешательство взрослого необходимо.
Самостоятельность
Отпускайте ребенка самостоятельно бегать по площадке, не вскакивая по каждому пустяку и не следуя за ним по пятам. Обязательно помогите ребенку, если ему угрожает опасность или он чувствует себя беспомощным.
По очереди
На горках и качелях хотят покататься все дети. Если ваш ребенок задержался слишком долго, подойдите и дайте ему понять, что горка принадлежит всем детям и каждый очень хочет на ней прокатиться. Иногда помогает, когда один взрослый стоит рядом с аттракционом и следит, чтобы дети катались по очереди. Обращаться нужно при этом не к одному "неправильному" ребенку, а ко всем детям: "Встаем в очередь и катаемся друг за другом". Никогда не снимайте чужого ребенка, который задержался на качелях или горке. Если он не откликнулся на вашу просьбу освободить качели, предложите вашему малышу альтернативу (построить прекрасную крепость из песка).
Надежный уголок
Жалеть разрешается всегда. Для ребенка важно, чтобы за его спиной всегда была надежная поддержка, на которую он в любое время может рассчитывать. Если ваш малыш плачет, вы можете в любой момент вмешаться в спор и утешить ребенка.
Спор
Если у детей возник спор, вы не должны встревать сразу. Если ваш ребенок не хочет делиться игрушками, то он и не должен. Однако, стоит ему объяснить, что если он хочет играть вместе с другими детьми и с чужими игрушками, то нужно одолжить свою игрушку взамен. Общее правило - оставайтесь в стороне, но немедленно вмешивайтесь, если дошло дело до рукоприкладства.
Драка
Всегда есть драчуны, которые кидаютсят песком, толкаются или даже бьют других детей, как будто на них нет управы. Неважно, ваш это ребенок или чужой, вы всегда имеете право вмешаться в спор, при этом не обязательно перед этим обращаться к маме драчуна с просьбой "принять меры". Напрямую потребуйте от ребенка прекратить безобразие, строгим, но спокойным тоном. Если слова не действуют, спокойно возьмите ребенка за руку и пресеките силой. Присядьте на уровень глаз и объясните всем детям, что такое поведение опасно. Спросите у драчуна, где его родители. Сообщите маме/папе без упреков и насколько возможно нейтрально: "Я только что объяснил вашему ребенку, что он не должен то-то и то-то делать. Пожалуйста, проследите, чтобы этого не повторилось."
Моё - твоё
В песочнице могут часто лежать игрушки без присмотра. Если ваш ребенок хочет с ними поиграть, объясните ему, что он может это делать до тех пор, пока не объявится законный владалец. Затем следует спросить разрешения или извиниться за то, что пользовался чужими вещами. Предложите детям поиграть вместе. Если чужой ребенок хочет забрать свою игрушку, преключите внимание вашего ребенка на другое занятие.
Берем с собой или оставляем дома?
Вещи и игрушки, которыми вы бы не хотели делиться с другими детьми, ценные, дорогие или которые могут легко сломаться, оставьте дома. Иначе, без обид.
У сладостей невероятно притягательная сила
Если вы открываете коробку с печеньем или фруктами на детской площадке, не удивляйтесь, если вокруг вас выстроится шеренга желающих. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка угощать друзей. Если вас такая возможность не прельщает, лучше отложить перекусы до дома.
Срочно надо!
Есть два выхода: либо в кустики, где никто не увидит, либо домой. Искать общественные туалеты обычно неудобно и сопровождается нервотрепкой. Чем раньше ребенок поймет, что по "нужде" придется покидать игровую площадку, тем быстрее он научится контролировать процесс.
Идем домой
Предупреждайте ребенка о том, что вы скоро собираетесь домой. Можно показать стрелку на часах и сказать, что когда она будет вооот на этом месте, то нам нужно идти. Напомните через 5 минут. Так ребенку легче перестроиться.
Ленчик
Меня смутил совет в пункте "Драка". О том, что нужно пресечь негативные действия чужого ребенка СИЛОЙ. Это как?! Я никогда не применю меры физического воздействия к чужому ребенку. Точно также, как и не позволю таких действие со стороны других взрослых по отношению к своему сыну. Конечно, надо пресекать, но если слова не помогают, надо обращаться к родирелям "драчуна". В крайнем случае, увести своего ребенка на безопасное расстояние. Хотя пока практики такой не было, удается договориться мирно)
11.04.2014
Ответить
libelle
"Если
слова не действуют, спокойно возьмите ребенка за руку" — это и есть сила. Спокойно взять ребенка за руку, если он не реагирует на слова и продолжает бить другого или сыпать в глаза песком. Убегать от драчуна в сторону для взрослого просто смешно. Он и другие дети должны знать, что такое поведение непримелемо и чужие родители терпеть не будут.
11.04.2014
Ответить
Ленчик
Не, "возьмите за руку и пресеките силой" там написано. Именно так в статье, поэтому и вопрос возник. Я не собираюсь убегать от детей. Почему Вы все утрируете? Детская площадка большая, хватит место всем детям , всех возрастов. Зачем провоцировать конфликт? Мне было бы неприято, если кто-то так сделал с моим ребенком. За поведением детей должны смотреть ИХ родители, а я буду смотреть за поведением своего ребенка.
11.04.2014
Ответить
libelle
Эту статью я переводила и имела в виду то, что написала — взять за руку, не более. Если мой ребенок будет драться, а чужая мама его возьмет за руку, буду ей только благодарна.
11.04.2014
Ответить
Ленчик
А ну если это перевод, то вопрос отпадает. Тогда я с Вашей позицией согласна) эх, нам эти разборки только еще предстоят, вот и готовлюсь))
11.04.2014
Ответить
Ната
думаю вы во многом правы,но смотря по здешним постам на бб о детских площадках сложилось впечатление,что современные мамы слишком серьезно и драматично к этому относятся.очень много здесь читаю в последнее время и решила для себя,что нужно проще относиться к ситуациям возникающим там.дети есть дети.вот неплохо бы если бы все родители были адекватными,а то некоторые так загоняются,что готовы начать перевоспитывать чужих детей.и недавно впервые задумалась о том,что наши мамы с бабушками вообще не переживали по этому поводу,у нас все гуляли в общем дворе и отношения сами собой складывались между детьми
10.04.2014
Ответить
libelle
Спасибо) на самом деле, я еще не встречала малышей, которые бы при первом подозрении на конфликт сразу же искали глазами маму. По своему детству помню, что мы сами летом гуляли во дворе с 4х лет, только изредка бабушки в окно поглядывали. Естесственно, были споры каждый день, особенно между мальчиками и девочками — но взрослые к этому возрасту вообще никогда не лезли в наши "терки", даже в случае драк... Т.е. мне кажется, что "тренировки" самостоятельности в песочнице в возрасте 1-3 года необходимы.
11.04.2014
Ответить
Ольга
Перекусы всегда следует откладывать до дома. Грязно-песочные руки невозможно нормально вытереть салфетками. Накормить всю площадку нереально. Очень не люблю когда угощают моего ребенка, я не доверяю незнакомцам.
10.04.2014
Ответить
Belko
"Игровая площадка — идеальная школа социального поведения." — если это школа, то данное утверждение противоречит "В большинстве ситуаций родителям лучше не вмешиваться в детский спор и дать возможность малышам самим найти решение." если родителям не разрешается вмешиваться — КТО будет учить? Учат обычно опытные люди тех, у кого опыта нет. а когда один неопытный ребенок ввязывает в спор с другим таким же юным созданием — чему они будут учиться друг у друга? тому, что кто сильнее, тот и прав — он же отберет. или тому, кто быстрее добежит, того и игрушка?...
10.04.2014
Ответить
libelle
Не противоречит, потому что в "школе социального поведния" ребенка учат не более опытные люди, а сами ситуации. Как и в "школе жизни" и т.п. метафорах. Это самостоятельная практика для ребенка, теория и ЦУ задается родителями заранее, дома или в тупиковых положениях на площадке.Конкретный пример. Мальчики А и Б не поделили лопатку, которая не принадлежит ни одному из них. Оба за нее держатся и никто не хочет отпускать. Немного поорали (без кулаков). Потом успокоились, занялись другими делами, сидя в песочнице и при этом не отпуская лопатку (!). Потом увлеклись, мальчик А отпустил лопатку и не заметил этого. Б — посмотрел на нее и выкинул. Родители при этом сидят рядом и наблюдают. Лопатка особо не была нужна никому. Если бы родители вмешались в "спор", предложив сдаться и уступить лопатку, потеря была бы не велика, но вместо урока вежливости один из мальчиков СТО пудово испытал бы огромное разочарование.Другое дело, когда только пришли в песочницу, и мама тихонько подсказывает ребенку, что мол, пойди, поделись своим грузовиком вон с тем мальчиком, смотри какой хороший, он будет очень рад. Направление задано, далее запасаемся попкорном и наслаждаемся детской импровизацией...
10.04.2014
Ответить
Belko
не убедительно.ребенок должен обладать минимум уже некоторым сознанием и понятиями этикета и общения.пока я наблюдала ситуации, когда мальчик А 2 лет и мальчик Б трех лет делят лопату, кто сильнее тот и отбирает, либо кто слабее и по темпераменту уступает — тот отдает. разочарование неизбежно. особенно если взглянуть с позиции ребенка — у него был конфликт, он ждал поддержки от родителей, а они просто сидели и смотрели на "спектакль"...
10.04.2014
Ответить
libelle
В этом случае надо дождаться развязки, а потом уже родитель слабого его утешает, а родитель сильного объясняет, что лопатку нужно отдать (если она принадлежит первому малышу). Еще допишу. У нас почему-то ребенок не оглядывается на маму, когда что-то "делит". Т.е. в самом процессе ему моя помощь как-то не особо нужна, да я и не буду у чужого ребенка никакую лопатку отбирать. Если потом остался разочарованным, я его обязательно "утешу".
10.04.2014
Ответить
Belko
ждать развязки пока ребенку не надают лопаткой? а потом утешать ребенка, у которого отобрали его вещь и еще за это же надавали его же лопаткой? )))не, я за обучение ребенка предотвращать конфликт, а не расхлебывать развязку, которая уже вылилась в слезы и обиду и стойкое убеждение — что пока ты слаб, ты незащищен, зато когда будет силен можно будет действовать наглее...и да, мама только сторонний наблюдатель, а не советчик и тем более не защита
10.04.2014
Ответить
libelle
В посте написано об этом в пункте "Надежный уголок" и "Драка".Мама знает лучше всех, что нужно ее ребенку в конкретном случае. Очевидно, что если ребенок ждет от нее поддержки, то нужно ее предоставить. Но многие дети в состоянии сами разрулить микро-кофликт.
10.04.2014
Ответить
Марина
так потом всю жизнь так будет — своей же лопаткой могут надавать)))) надо учиться бороться
11.04.2014
Ответить
Belko
почему то моя дочь, воспитанная в духе "предотвращать конфликт", а не по принципу "надо научить ребенка давать сдачу и бороться" лопаткой не получала
11.04.2014
Ответить
libelle
не получала только потому, что вы всегда рядом. Даже самые талантливые дипломаты не смогут урегулировать конфликт "закурить не найдется?" в темном переулке исключительно на словах. Бегать/защищаться тоже нужно уметь (для сыновей это более актуально, чем для дочерей).
11.04.2014
Ответить
Belko
не, дочь просто научилась вставать в стойку и говорить" драться нельзя!" или "Толкаться нельзя!".а бегать и защищатьсяв темном переулке — это уже из другой оперы, это обучение старших детей приемам самообороныкогда реальная угроза жизни — речь уже не идет о переговорах, а о возможных действиях.
11.04.2014
Ответить