Ребенок обманывает. Всегда ли это плохо?

Не вижу ничего страшного в третьем варианте поведения, правильным тоном и словами реализованном.  Да, ребёнок поймёт, что его намерения (не самым верным образом выраженные) замечены взрослыми. И, скорее всего, поймёт, что таким образом добиваться своего (выдавая свои желания за чужие) - не есть хорошо. А самое главный вывод, что получить то, чего хочется, называя свои  желания своими - можно и нужно... Говорю, как ребёнок, с которым подобное случалось)) Правда,  в возрасте около 4х лет, наверное. Мне повезло со взрослыми: "Хм... Таня? А почему Таня сама не попросит? :) Думаю, Таня еще не думала над этим... (Таня смущенно улыбается) :) А вот ты бы не отказалась от сладкого, правда? Тогда причём тут Таня??? :) Хорошо, держите  - вот вам две конфеты! Главное - не забудь угостить Таню :) " Да-да... везде улыбки) Ну, и вариант немного со вторым скомбинирован, конечно.Помню, мне потом было, конечно, несколько стыдно... (в силу моей жуткой сознательности даже в пору дошкольную) Но более я не пыталась выдавать свои желания за чужие. 
02.09.2013
Мы в результате сказали так: "Если Таня хочет, пусть сама подойдет и попросит". Леся убежала в комнату. Тишина. Прибежала: "Ну она стесняется просить..." Мы: "Таня, иди сюда. Хочешь конфету? На!" (Таня прифигела, с чего это, она же не просила и Леся ей ничего не сказала) - ждем реакции Леси, попросит ли она сама для себя. Леся молчит... Вынуждены переходить к третьему варианту: "Это ведь ты хотела, а Таня тут ни причем?" Леся смущается и убегает. Мы: "Леся иди тоже возьми конфету..." (Я бы своей дочери добавила: "В следующий раз договорись заранее с Таней, предложи, не хочет ли она конфету, а ты мол, за ней сходишь. И что Таня хочет именно две конфеты. Если ее спросят - мол, да, так и есть). Есть такие дети, которые ни в какую не захотят просить для себя, будут придумывать варианты. И если их не мучить, а притворяться, что ты чувствуешь их потребности, может им меньше придется городить и больше запутываться во лжи???
02.09.2013
Если бы не прочла ответы на комменты ниже, начала бы задавать ненужные вопросы. Но наши мнения полярно противоположны, ибо, принципы по сути разные.Очень правильно мою точку зрения выразила ниже Ксения. Тут не просто вранье, а враньё с подменой лиц, и "если их не мучить, а притворяться", то можно в итоге получить совершенно не верный эффект. Ружьё в конце пьесы может выстрелить не в того... И мало это работает это на привязанность и доверие, факт.Важно научить ребенка смело говорить о СВОИХ желаниях, а не добиваться своего любым способом, включая вранье (да еще и с советами, как наперед получше соврать... ), не бояться получить "нет" в ответ,  научиться принимать его и пробовать снова, пройдя через чувство тщетности.Кстати, мне всегда неприятны дети, врущие в таком ключе... По природе. Не говоря уже о взрослых, вырастающих из таких детей....
03.09.2013
Я понимаю, что моя позиция смотрится так, словно я намерена ребенка научить врать, да еще и так, чтобы я сама не догадалась (эпизод с ружьем). Согласна, что надо научить принимать НЕТ и идти дальше. Это научит ребенка тоже говорить нет в ответ. Но, по-моему, отказ и чувства тщетности можно получить и не выдавая свои реальные желания, т.е., действуя через других. И еще, в моем совете нет желания научить ребенка как бы соврать наперед получше, а скорее научить тому, чтобы создавать такую ситуацию, чтобы врать не пришлось совсем. Да, она скорет свое личное желание. Вот я и задумалась, а так ли правильно учить ребенка смело говорить о своих желаниях, или же пусть пробует добиваться своего еще как-то - не получилось, пробовать дальше. По-моему, это не воспитание врунишки, а человека, способного, не обнаружив своего интереса, добиться того, чтобы его желания исполнились, "как бы случайно", подтолкнуть других людей к выполнению его нужд и потребностей, не ставя себя непосредственно в позицию "просящего"... Как-то так. Может я выражаюсь сумбурно, но мне кажется, что как раз мало эффективен подход "Врать нельзя вообще!". Сколько примеров у меня вокруг такого воспитания среди родственников и друзей, в результате которого дети вырастали вообще не доверяя родителям никакие свои тайны...Вспомнила тот случай, и стало интересно, как же нужно поступать правильно. Теперь вижу, что поступать правильно в принципе нельзя, одинаково для всех, все зависит от подхода, и что ты в итоге хочешь получить, и тут, да, у всех мнения могут быть разные. Кстати, моя свекровь мне рассказывала, что, по ее мнению, всегда могла выведать у своих детей все их тайны и переживания, а разговаривая сейчас с мужем, я обнаружила, что она и половину не знала о том, что происходило. Он искусно выдавал ей только часть, скрывая то, что ей знать было не обязательно. И, между прочим, взрослый из него вырос не хр...ый)))
03.09.2013
Благими намерениями, как говорится...)  Ситуация, описанная в посте (а мы говорим конкретно о ней), на мой взгляд, не лучший пример для "воспитания не врунишки, а человека..." (дальше по тексту). Мне , вообще, кажется, что в раннем детстве (а тут речь о трехлетках) не стоит даже делать акценты подобного рода - как лучше выразить свои желания, не обнаружив их (...да еще путём сговора с третьими лицами :)).  Слишком велик риск получить пулю из ружья не в ту сторону потом. Я понимаю, что первостепенно желание, как матери, стать милым лучшим другом, знающим  и догадывающимся обо всём в маленькой головке дочери и пр. и пр. Но нет ничего более простого сделать это, как то - просто строить отношения на любви, доверии и взаимном наблюдении. , не вдаваясь во всякого рода анализ и рассуждения на тему "всегда ли враньё плохо?". В описанном ключе - всегда (моя т.з.)! И если строить воспитание на давно известных истинах неприятия лжи, но опираясь на мотивы, чувства, эмоции, которые руководят ребёнком, то искать ответ правильного реагирования не придется. Он возникнет сам, причём так, что никто и не заметит, даже сам отвечающий. А вот дочь с благодарностью еще ни раз вернётся в объятия любящей матери, как бы та не отреагировала. А про мужа - ситуация  ну просто до банальности классическая. Какая мать не прихвастнет в своём искусном умении распознавать всё и вся  о своих детях, а по сути мало что знающая о них же. Только это вопрос не  описанной ситуации ( вранья под чужой фамилией для достижения своей цели), а всего лишь проявление заботы сына о матери, взаимного сохранения мира и спокойствия в душе, не более. Кто ж говорит, что человек из такого непременно должен выйти плохой?! :)
03.09.2013
Чем плоха ситуация из поста? По-моему, воспитывать нужно всегда и везде. Из таких ситуаций состоит жизнь. И уж если трехлетка догадалась ТАК выразить свое желание, не обнаружив его, то делать акценты уже совсем не рано... По-моему, нет ничего плохого в том, чтобы стать милым лучшим другом для своей дочери и уж точно никто не спорит, что без любви и доверия это невозможно. А рассуждаю я о том, "всегда ли вранье плохо" потому, что не смотря на то, что всюду и во все времена за это давали по башке при воспитании, все же это было и есть, и дети не стремятся говорить всегда и везде правду, пока их не заставишь. Вот я и говорю - так ли правильно их заставлять делать это, какие бы доверительные отношения ни были между детьми и родителями. И я думаю, что дочь еще ни раз вернется в объятия любящей матери именно потому, что я не стану ее принуждать говорить только правду и ругать за ложь (неприятие лжи).А про мужа - он действительно очень заботился о матери и ее спокойствии, но, как он говорит, вырос не благодаря, а вопреки ее заботе, любви и расположению. А в принципе, он никогда ничего ни у кого не просил, а добивался всего сам, чаще всего, никак не обнаруживая свои истинные желания...
03.09.2013
Какое-то однобокое понимание реагирования на детскую ложь.  "врать нельзя никогда!", "принуждать говорить правду и ругать за ложь". Я в самом первом комменте описала, КАК мягко, без ругани и принуждения мне было показано на то, что подмена личностей в желании - не лучший способ получить желаемое. В любом случае, не могу понять, ЧТО плохого в "обнаружении своих истинных желаний"??? Что такого страшного - говорить о том, Что тебе нужно напрямую, называя  желание и лиц его желающего своими именами??? Каким-то лицемерием и подпольем отдаёт такая теория (никого не хочу обидеть, но, действительно не понимаю) Но тут уже вопрос, на мой взгляд, не воспитания, а личного отношения к жизни и модели поведения в ней. А это уже совсем другая история... 
03.09.2013
А ситуация из поста плоха в качестве примера воспитания человека устремленного и желающего получить своё любыми способами, в силу моего неприятия лжи именно в таком проявлении (подмена своих желаний чужими).  То бишь мы, скорее всего, желаем воспитать  разных людей и качество особого плетения интриг, дабы получить желаемое, не обнаружив интереса и встав в позицию "просящего" - не то, что я бы хотела видеть в своём сыне. я скорее буду работать над другими качествами - просить (не выпрашивать) аргументированно и настойчиво и получать то, что нужно.
03.09.2013
Я не сомневаюсь, что он именно таким и вырастет, а мы вот не ищем легких путей)))
04.09.2013
другое отношение к жизни, другая модель поведения, другой подход к воспитанию и даже другое отношение к детской лжи... видимо, и мозги другие, поэтому очень трудно понять другого
03.09.2013
Оль, а мне второй кажется как раз неэффективным. Исходя из известных мне данных + внутренней интуиции которая пока не подводила))) Я убеждена, что  в 3 года (и даже несколько раньше) уже как раз уместна определенная фрустрация.  Страх изобличения/унижения в третьем случае будет не из-за содержания посыла, а из формы. Если будет подходящий тон, интонации  - ИМХО это то, что надо. Либо первый вариант + объяснение почему)) Но это мне нравятся меньше, как раз тут более давлеющая, менторская позиция по содержанию.
02.09.2013
Я в принципе не против, если мой ребенок будет врать. Только он должен это делать умело, качественно, преследуя свои цели и добиваясь их. Это все равно так или иначе пригодиться во взрослой жизни (кто из нас не врет, пусть первый кинет в меня виртуальным тапком)... Второй вариант позволит ей чувствовать успех своего предприятия. Когда она захочет поделиться со мной тайной (например, про мальчиков), но не говорить открыто или чего-то просить, она попробует манипулировать (сегодня подружки пойдут на танцы, наверное, там будет весело...), я все пойму, но притворюсь, что сама догадалась о ее нуждах, страхах, желаниях... (здорово будет, если ты тоже пойдешь!). Вопрос вот в чем: врать, чтобы оправдать свой нехороший поступок - это одно, а врать, чтобы не выдать свою заинтересованность и не быть таким образом уязвимым - это другое. Как дать понять ребенку, что в первом случае нужно говорить правду, чтобы ни случилось (потому что она может доверять только мне, а не подружкам или еще кому-то, что я решу проблему), а во втором, скрывать свои желания и врать искусно так, чтобы ее не вывели на чистую воду????
02.09.2013
А я в принципе вопрос ставлю по-другому. Меня бы как психолога и маму  в данной ситуации беспокоило не то, что ребенок врет (это нормально, согласна), а то, что не говорит прямо о своих желаниях. И скорее всего уже есть какие-то устоявшиеся модели...  И я тут как раз вижу вопрос ответственности, а не честности-не честности, правды не правды. У нас в принципе с ответственностью (субъективным контролем) беда, это менталитет. Поэтому я бы старалась воспитывать, что нужно брать ответственность за себя  в первую очередь и меньше прикрываться другими (людьми, обстоятельствами и пр.). Я скорее всего сказала бы нечто -  к сожалению не могу дать тебе для Леры, т.к. есть такое правило, что можно давать конфеты только тому тому, кто их будет есть (придумать причину или просто), если Лере нужно - пусть она попросит. А ты  сама случайно не хочешь конфетку?Или же - почему-то мне кажется, ты для себя просишь а не для Леры?  Как думаешь почему мне так кажется? Ты сама точно не хочешь? А почему Лера не просит? и т.д. вариации на тему...Ребенок будет искренним  с родителем  если у них создана привязанность, а не оттого, что ему это можно объяснить. А уже про привязанность думаю ты сама знаешь откуда она и у кого про нее читать)))))
02.09.2013
Ксюш, ты опять всю ситуацию свела к ответственности, а ответственность может наступить только за свои поступки, а не за желания. Про привязанность согласна. Тут пример не совсем удачен в том плане, что, во-первых, дети не наши и к нам у них вообще не было никакой привязанности, тем более - это сестрички двойняшки Таня и Леся/Алеся (как двуглавый дракон - испепелят, ничего не останется) - они друг за друга горой против всех взрослых; во-вторых, у них, по-моему, и с родителям таки не возникло привязанности и ты права, там уже появились определенные устоявшиеся модели (родители приехали после месяца отсутствия, а они продолжали липнуть к нам, не стремясь воссоединиться с мамой и папой)...Тем не менее, этим примером, я хотела показать, как бы так поступить, чтобы не вызвать у ребенка желание скрывать все до конца, чтобы его не изобличили (его желания, какими бы они не были).Твои примеры:А ты  сама случайно не хочешь конфетку? - это как раз из второго случая, родитель как бы сам догадался о нуждах ребенка.А вот:почему-то мне кажется, ты для себя просишь, а не для Леры (Тани!-ред.)?  Как думаешь, почему мне так кажется? - мягкая форма третьего варианта, дополненная вторым: Ты сама точно не хочешь? А почему Лера (Таня-ред.) не просит? - см. переписку с Ланой, я там написала, как было на самом деле. Леся ответила, что Таня стесняется и т.д.... Опять же, начинаешь выводить на чистую воду - ребенок еще больше завирается...Со своей дочкой прежде всего хочу наладить привязанность, и, конечно, привить ответственность за ПОСТУПКИ (но тут скорее, не личную ответственность, пока она маленькая, а не бояться рассказывать мне все, что бы ни случилось, и я могла решить проблему во избежание неприятных последствий). Но вот,  если она захочет иметь тайные желания/потребности, то я хотела бы о них лишь догадываться, выполнять по мере возможности, давая дочери ощущение, что я ее понимаю, чувствую и не вынуждаю просить. Если что-то будет выполнить нереально, она и так это поймет, какими бы обходными путями она не пыталась бы это получить...
03.09.2013
Про то что ответственность наступает за поступки - увы, самый распространенный стереотип нашего менталитета, с которым безуспешно сражаются все психотерапевты и психологи((( Ответственность не наступает, это не вина и не обстоятельство. Ответственность она либо есть либо нет - ее можно чувствовать, брать и проявлять. Наступать она не может точно))) Наступать могут последствия. Ответственность - это определенное отношение к действительности, образ мышления. Ответственность это в т.ч. осознание своих желания и умение прямо о них заявлять.
03.09.2013
Конечно, ты права о характере желаний. Ко всему прочему надо еще привить и чувства границы своих желаний (конечно, украсть вещь - одно, а получить ее законным путем, да еще и так, чтобы ее сами дали - это другое). Опять же суть поста и моего подхода не в этом. Таким вещам, действительно, важно научить. Пониманию того, чего и как можно добиваться, чтобы не навредить себе, прежде всего. Но понимание незаконных действий, криминала и т.д. - это уже из сферы воспитания подростков. Маленький мозг такое просто не воспримет. А пугать каждый раз милиционером, по-моему, тоже не вариант)))
03.09.2013
Да, я поняла что ты не об этом))) Просто у меня убеждение, что стремление говорить правду родителям в принципе не формируются через подобные ситуации и сказала, что в этой ситуации у меня был бы другой акцент внимания.Кстати, а про характер желаний и про границы я вроде ничего не писала, тут не совсем поняла о чем ты((
03.09.2013
Ну, по-моему, ответственность наступает за поступки, к которым ведут определенные желания. Так вот, желания должны быть реальные, выполнимые, законные (как бы я хотела убить ту девочку, которая не дала мне куклу!)... Вот и мне интересно, через что же все таки формируется желание говорить правду родителям? Когда ты с мальства талдычишь, что врать не хорошо, или когда ты позволяешь сохранить тайну ребенка в неприкосновенности (не раскрывая ее со всем искусством детектива Пуаро), чтобы он почувствовал к тебе за это благодарность и желание все рассказать как есть. У меня есть подруга, крестная Марты, так вот я восхищаюсь ее умением видеть людей насквозь, но в разговоре она никогда не начнет выводить тебя на чистую воду, зато ей так и хочется поведать все свои тайны... Вот как научиться быть такой мамой????????
03.09.2013
Понятно. Твое трактование ответственности соответствует существующим социальным установкам, стереотипам.  Хотя на самом деле ответственность это другое и наступать она не может. Про желания вообще не рассуждаю для меня как для психолога это связь притянута к ответственности за уши.  Желание говорить правду родителями формируются через привязанность и доверие. Если ты у меня как у психолога спрашиваешь "Как" - я бы сказала снять фокус с собственных ожиданий (крестная марты, желанный образ и др.) и перенести его на потребности ребенка. Не очень, боюсь, понятно. Но проще тут не могу в двух словах(((
03.09.2013
Ладно, так и быть, почитаю я про твою ответственность. Может я и знаю что это и как, но на интуитивном уровне, не умея все это подать с "правильной" т.зр. ученых-психологов.А что значит, перенести фокус на потребности ребенка? Может мы говорим об одном и том же (я то как раз хочу эти потребности и желания понимать, даже если ребенок их скрывает), только разными словами) Я - по простецки, а ты - как профи)))
03.09.2013
Оль, перенести фокус  - значит сосредоточится на том, что нужно ей, какие твои слова/действия для нее комфортны, какие нет, как она реагирует на разные вещи ну и просто выражать искренне свою любовь, сопереживания, желания - быть искренней с ребенком. Очень важно, чтобы дети видели эмоциональный отклик и искренность живого человека, а не рационально продуманные комбинации сложные. Мы ж не роботы, не автоматы! Что одному ребенку хорошо, другому - ужас-ужас, где одного надо поддерживать и подбадривать другого неплохо бы и фрустрировать немного. И тут нет рецептов каких-то как правильно сказать, а как нет, как стоит, а как - нет. Мне кажется, что ты с этим вопросом также как с играми не туда энергию направляешь и слишком фокусируешься на вопросе КАК и других, кмк, надуманных вопросах. Помнишь умную Эльзу? ;)  У тебя есть отличный пример- у твоих родителей получилось то, чего ты хочешь. Спроси у них КАК это получилось, ЧТО они для этого делали. Вряд ли они смогут осознанно это выделить))) Они просто строили определенные отношения, вели себя определенным образом, были СОБОЙ и получили ТЕБЯ. И то, какая Марта будет зависит от того какой будешь ТЫ. Не целенаправленно, начитавшись литературы (мама-робот у которой готовые алгоритмы действий и слов на все случаи жизни потому что так правильно) - это только даст ненужные установки, это дрессура а не воспитание, а просто будучи собой, любя, заботясь, проявляя свои чувства, саморазвиваясь, наблюдая за ребенком внимательно и взаимодействуя с ним  уникальными способами. Ибо две уникальности ты и она и отношения ваши уникальные. И если намерения у тебя лучшие и ты ей будешь уделять достаточно времени и внимания и проявлять свои чувства - не понадобятся вам никакие рецепты и алгоритмы. Будешь понимать и все - и спроси тебя потом КАК знаешь и понимаешь - сама знать не будешь, просто ЗНАЕШЬ и все))))  Но для этого надо включить любовь и  интуицию, проявлять внимание и интерес к ребенку и выключить рационализирование-теоретизирование ненужное и уйти от шаблонов.
03.09.2013
Уффффф, как длинно получилось. На ходу не сформулировать лучше, не знаю, понято ли изложила((( 
03.09.2013
Очень понятно. Спасибо. Главное, жизнеутверждающе!)))) Еще я поняла, про что ты говорила, в связи с ответственностью. Я это формулировала скорее как понимание последствий, которые следуют за поступками, как правило, негативного характера, а не как таковую ответственность. Но мое понимание все же не далеко от истины - я опять же говорила о желаниях, которые приводят к поступкам, за которыми наступают последствия и ответственность - это, получается, то понимание этих желаний, т.е. себя, понимание сути своих поступков и готовность к последствиям. Это мое обывательское, "ментальное" понимание этого термина. В той ссылке говорилось об "осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий" и о самоконтроле.В любом случае, твой ответ мне очень понравился. Я, на самом деле поступаю чаще интуитивно, никогда по схеме, не умею. Надеюсь, интуиция меня и дальше не будет подводить. Но есть дурацкая привычка думать, вдаваться в ненужные рассуждения, искать алгоритмы... Хотя ты права, сделаю все правильно и не пойму даже как)
03.09.2013
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=616В указанной ситуации поведения ребенка вспоминается ответственность ибо ребенок по какой-то причине избегает связывать СЕБЯ со своим желанием и стремится называть другого поводом для действия. Механизм тот же, когда человек приходит жаловаться руководителю и говорит, что "коллектив не доволен". Грубо, я утрирую, но модель такова.У меня просто наболевшее про ответственность, я устала мучится с ней. Поэтому считаю что в воспитании в своей модели воспитать человека ответственного для меня приоритет)) Ну и я выбираю коучинговый подход в воспитании, он тоже на это направлен.
03.09.2013
Извини, но я не буду читать ссыль. Ты можешь сказать понятнее и кратко. И кстати, по-моему, нет ничего плохо в том, чтобы сказать руководителю, что коллектив не доволен... только надо сначала подготовить коллектив, и как бы потом выразить его желание, или сделать так, чтобы вообще кто-то другой пошел жаловаться, но источником огня, спичкой, был бы на самом деле недовольный человек. Т.е. построить ситуацию так, чтобы она начала работать на него, но если будет провал, то он ни при чем. Он лишь поднял тему, а уволят других... Это может показаться некрасиво, ах, это даже может быть подлым, но такова правда жизни. Выживают хитрые и думающие... А если он будет и дальше недоволен, он просто уволится, не выставляя себя при этом Жанной Д Арк)))
03.09.2013
Оль, я не сказала, что плохо сказать так руководителю. Просто чаще всего человек это говорит вместо того чтобы сказать "Я недоволен Вашими действиям/условиями" и т.д. Люди которые говорят за коллектив потому что их это волнует а не потому, что шкурный интерес - единицы. А это и есть ответственность - не прятать СЕБЯ за другими людьми или обстоятельствами, а четко и открыто говорить о причинах. Я сейчас не про выгоду и выживание - это диалектика. Я про психологию - тем, с чем с клиентскими запросами чаще всего приходится работать как в индивидуалке так  и в групповой.
03.09.2013
Я поняла, о чем ты. Это тоже воспитывает характер - говорить то, что думаешь, не бояться даже начальства. Но я говорю о скрытых желаниях ребенка, и задаюсь вопросом, как бы его научить со мной ими делиться. Какими словами и интонациями с ним разговаривать, чтобы добиться нужного эффекта, не унижая его каждый раз в моих глазах, или других людей...Мои родители никогда не слышали от меня в магазине типа такого - мама, купи мне это, мама, я хочу то, мама, дай мне вот это... Не потому что я боялась услышать нет. Просто я как-то поняла, что мне и так все купят (если есть возможность), не нужно просить. Зато так я предоставляла родителям возможность заботиться обо мне, якобы угадывать мои желания и с благодарностью принимала то, что и так хотела. им не приходилось от меня отнекиваться или приводить в чувства после истерики в магазине. Но я это поняла, будучи ребенком. Но не понимаю, как этому научить свою дочь?????
03.09.2013
Нас это как-то миновало. В три года у сына не было ни братьев,  ни сестер, так что сваливать было не на кого. Сейчас тоже "Прости, я случайно", на сестру еще ни разу не наговорил.
02.09.2013
Я как раз хочу разграничить понятия - врать, чтобы оправдаться - это одно, врать, чтобы скрыть свой интерес - это другое. Хочу научить второму, но при первом случае, особенно родителям (в первую очередь) всегда говорить все как есть!!!
02.09.2013
У меня дочка несколько раз говорила, что что - то натворил брат, хотя, например, он будучи полугодовалым физически не мог съесть мармелад со стола. Я просто ей говорила, что обманывать плохо, если ты сделала так и скажи. Какого то стресса у ребенка не наблюдала. Так что я за третий вариант, но в мягкой форме. Мне кажется в этом возрасте дети еще плохо понимают, что хорошо, что плохо и надо спокойно объяснять, указывая причины почему так делать нельзя. 
01.09.2013
Обманывать, когда что-то натворил - это естественная самозащита (рефлекторно-условная реакция). Говорить своему ребенку, что защищать себя плохо, наверное, я бы не стала, а вот объяснить, что мне можно говорить все, что угодно - да. Но! У ребенка все равно будут тайны. Если с детства говорить, что это плохо, он ими даже не попытается поделиться и будет придумывать еще больше, только чтобы не узнали о первоначальной тайне (был мальчик - забеременела, не сказала - испугалась - пошла у повитухе - испортили здоровье и т.д. и т.п. Я утрирую конечно)... А когда он знает, что ты каким-то волшебным образом понимаешь его, но не изобличаешь тут же и выводишь на чистую воду - он попытается донести родителям свою проблему/желание/потребность и будет ждать, что его поймут, но тайну оставят в неприкосновенности... Пока он сам не захочет все рассказать
02.09.2013
я бы совместила второе и третье, объяснив, что чтобы самой что-то получить, не нужно врать. если отказ неизбежен, то надо тоже объяснять доходчиво причину, чтобы у ребенка не возникало рвения получить желаемое любым путем.
01.09.2013
А мне как раз хочется, чтобы она научилась добиваться своего, пусть и изощренным обманом (в детстве легко обнаруживаемым), только чтобы это не навредило ей самой... Поэтому, по-моему, второй вариант наиболее щадящий. Она потом сама придет и расскажет все, и скажет: а ты вот мама догадалась сама...
02.09.2013
вообще этот пример не самый удачный. у девочки явно проблемы, раз ей трудно попросить для себя. а обман, пусть и изощренный и по делу, так или иначе пойдет во вред ребенку - дети не умеют просчитывать последствия обмана. а своего можно добиться и без обмана, лучше мотивируйте ребенка к этому)
02.09.2013
Проблемы есть - нет привязанности с родителями, да и мы были чужими, а доверять чужим тоже не всегда полезно, надо было искать выход...дети не умеют просчитывать последствия обмана - даже многие взрослые не умеею просчитывать последствия своих действий/поступков/слов...своего можно добиться и без обмана - не согласна, проверено!лучше мотивируйте ребенка к этому - я не хочу мотивировать ее, поощрять или учить лгать, я хочу научить ее создавать ситуацию, когда бы она могла ПОПРОБОВАТЬ получить то, что хочет, не выдавая своего явного интереса.
03.09.2013
по-моему вы просто ставите эксперименты на ребенке, чтобы удовлетворить свои амбиции)))
03.09.2013
Если моя амбиция в том, чтобы воспитать думающего ребенка, умнее себя, то - да, вы правы. Только это не эксперимент, а жизнь, поиск подхода к ребенку, попытка избежать в будущем нежелательных последствий...
03.09.2013
человек по умолчанию думает. главное не мешать ему) природа свое уже заложила, ребенок развивается по своему вектору, а если учить его врать, чтобы он в будущем мог добиться большего, чем его родители, то неизвестно, что из него в итоге вырастет - возможно, он так же и через вас перешагнет. нет ничего лучше для ребенка, чем пример родителей - ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок, дети зеркалят очень талантливо. может быть, я вас неправльно поняла, но тема какая-то спорная, согласитесь - двоякая. 
03.09.2013
Я как раз в конце поста и выражаю это свое желание, не научит врать, а научить делиться со мной тайными желаниями. но как сделать так, чтобы ребенок чувствовал не свою власть управлять взрослым и безнаказанность обмана (а главное, его эффективность!), а способность взрослого понимать его потребности, предупредителтность и чуткость с его стороны. Чтобы в серьезных ситуациях ребенок мог также все обьяснить пусть и намеком, не говоря напрямую, если не захочет, но и не скрывая все полностью...Ребенок не может, по-моему, развиваться в своем векторе, заложенном с рождения, его все время корректируют - взрослые, сверстники, общество... И как бы родители не хотели, чтобы он не врал, он все равно это будет делать, даже учить не надо. А пример очень важен, согласна. Но если мой ребенок сможет добиться большего чем я, даже перешагнув через меня, я буду только рада, что воспитала его так. Опять же, предупрежу заранее неверные выводы - я не хочу, чтобы она меня прибила или бросила на произвол судьбы, но хочу, чтобы она отталкивалась от своих желаний и потребностей, не опираясь на мои ожидания вырастить из нее глубоко морального, не лживого человека...
03.09.2013
Что вы ждете от своего ребенка? Сбор на лечение в Чехии, санаторий Новый, октябрь 2013 !!! HELP!!!