Творческие задания в школе. Плакаты.
Домашнее заданиеТворческие задания в школе принято ругать - они, мол, отвлекают от образовательного процесса, они ненужные, бесполезные, обременительные и вообще затратные. Хочу немного осветить эту тему с учительской стороны, основываясь на своем небольшом педагогическом опыте.
***
В школу я пришла, будучи учителем молодым, неопытным и вообще без педагогического образования. Единственное, что я имела по теме - это знание английского языка (и экономики, но не о ней пост), мечту работать учителем и неуемную жажду деятельности.
На счет жажды деятельности меня предупредили сразу - велосипед не изобретать, следовать программе. В конце каждой темы "творческое" задание для детей - презентация на заданную тему в электронном виде.
Что такое электронная презентация? Это несколько слайдов со скачанными из интернета картинками и подписями к ним. Посмотрев парочку идентичных вариантов, которые мне показали опытные учителя в качестве примера, я решила, что мне до боли жалко тратить на такую чушь время - и свое, и ученическое. Скучно, нудно, бессмысленно, бесполезно и вообще "кому оно надо?"
"Угу", - вежливо кивнула я. Будет вам творческая работа.
Первый месяц я присматривалась и приглядывалась. Изучала учеников. Что от них можно получить и в какой форме. Я поставила перед собой основную цель - нам всем должно быть интересно. Когда всем интересно, информация усваивается и запоминается легче и надежнее.
Вторая цель возникла в ходе моего школьного обитания - жуткие стены кабинета, доставшегося мне в безвозмездное пользование, срочно нужно было украсить и придать помещению более или менее божеский вид.
Третья цель, которую я изначально перед собой не ставила, но которую мы, не смотря на это, достигли, - это сплочение коллектива, рост заинтересованности друг другом, открытие доселе недемонстрируемых широкой публике талантов.
***
В начале второй четверти я объявила, мол, так и так, разбиваемся на группы, выбираем темы, касающиеся англоговорящих стран, и действуем. Срок - месяц. Формат - половина ватмана. Оценок - четыре штуки.
Первая гарантированная пятерка - за то, что потратили время, силы, труд. Каждый труд должен быть вознагражден.
Вторая оценка - за качество фактической информации, проще говоря - за интересность и актуальность найденного вами текста.
Третья оценка - за графическое оформление: подбор картинок, общее оформление.
Четвертая оценка - за устную защиту проекта и презентацию его перед классом.
Будет и бонусная оценка - пятерка самому лучшему плакату, который будет выбран общим голосованием.
Делаем проект в группах по четыре человека - кто-то ищет информацию, кто-то рисует, кто-то подбирает картинки. Я прекрасно понимаю, что такую работу впервые да еще и в одно лицо делать довольно сложно и проблематично.
"Да нуууу...." "Да чё....." - полетела в меня ожидаемая реакция.
- Ниче, - говорю. - Меняем режим работы. Кроме мышки у нас с вами и другие органы имеются, подключаем их, активно используем и вперед на добычу пятерок!
Первую неделю мои гаврики ныли. "Ну, Марина Анатольевна.... Ну, у нас времени нет всякой ерундой заниматься.... Ну, зачем оно нам, картинки какие-то....."
- Ниче, - опять говорю. - Привыкайте. Учитель ваш садист, согласна, что не повезло. Выкручивайтесь товарищи, работайте.
На второй неделе деятельность приобрела более осмысленные формы. Восьмые и девятые классы начали потягиваться, советоваться по поводу тем, оформления и картинок.
Главной моей задачей на данном этапе было разжечь интерес и помочь всеми доступными мне способами. Сколько моих личных журналов было изрезано - пересчитать невозможно.
Самыми ценными и важными для меня были моменты, когда девятиклассники забегали на переменах с горящими глазами: "Марина Анатольевна, вы представляете, у караульщиков-то шапки медвежьи!" "Марина Анатольевна, посмотрите, какие я фотографии нашел!" "Марина Анатольевна, у нас с Настей тааакой плакат получается, закачаетесь!"
Взрослые дети практически поселились у меня в кабинете. Они спорили, кто что и где нашел, чья информация правдивее, чья интереснее, у кого вообще все круче. Кто-то с кем-то делился избытком фотографий, кто-то обменивался на ту, что лучше подходила к его теме. Жизнь кипела.
Пару раз меня ловили в коридоре недовольные учителя - вы чего наших детей загрузили? Они целыми днями только и говорят о вашем задании, только его и обсуждают.
...Я дала эти задания не в выпускных классах, которым к ЕГЭ готовиться надо - это раз. А во-вторых, ну заинтересуйте и вы чем-то, чтобы ваши задания обсуждали. Мое задание, в конце концов, дано на месяц - ему достаточно уделять полчаса в три дня, а то и меньше.
Убедить в тот момент никого не удалось - положено же электронные скачанные из сети презентации, а вы какие-то плакаты придумали.
И вот понесли первые работы. В моем кабинете начался аншлаг. На переменах теперь забегали не только классы, получившие данное задание, но и даже те ученики, которых лично я никогда не учила и вообще в глаза не видела.
Такого эффекта не ожидала даже я! До работы в школе я, как и все прочие, привыкла, что окружающие ругают современную молодежь, которой в школе учеба не важна, которой ничего не интересно и ничего не нужно. Это все неправда!! Всем они интересуются, если их в этом заинтересовать, а не вдалбливать сухой текст учебника.
Ученики всей школы группами толпились вокруг стен, на которых были развешены работы. Рассматривали, изучали. Те, кто язык знал плохо, подходили и спрашивали у меня или у более опытных товарищей, о чем написано, что значит та или иная картинка, кто это, что это, зачем это.
Ажиотаж не прекращался около двух месяцев. Два месяца на каждой перемене я чувствовала себя хранителем музея. Эффект превзошел ожидания не только мои, но и детей. Теперь уже они бегали за мной и спрашивали: а когда следующий проект? А о чем он будет?
Покажу несколько работ. Специально выбрала разные - и очень качественные, и работы ребят, посещающих занятия раз в две недели. Причем работы этих ребят были для меня предметом особой гордости - дети, не имеющие даже тетрадей по некоторым предметам, совершили такой подвиг!
Я, со своей стороны, с уважением относилась к любому - и самому красивому, и сделанному за три дня. В тот момент было важно показать, что любой труд - это, прежде всего, труд.
***
Многие, не договариваясь, предпочли оформить работу на фоне Британского флага. Спорили потом, кто у кого и где подглядел идею)) Но все равно у каждого была своя изюминка. (Про ошибки в данный момент не говорим - они не волшебники, они, как известно, еще только учатся).
Девочек заинтересовали магазины Англии:
Других - основные символы и достопримечательности Лондона:
Информация по достопримечательностям. При этом в кармашке в правом нижнем углу плаката - русский перевод, забота о неуспевающих))
Мальчишки нашли историю графического становления Британского флага и нарисовали ее. При этом футбол для них, конечно же, на первом месте - мальчишки!;))
Яркое и красочное оформление, но подкачала информационная сторона, текст, взятый из переводчика, и отсутствие единой целостности. Но ценность работы в том, что девочка делала ее одна. Причем не просто девочка. По многим предметам она часто сдавала на контрольных работах пустую тетрадь...
Работа, показавшая мне, что значит выражение "Порвать на Британский флаг". Девчонки распечатали карту Лондона, порвали ее, приклеили мохнатыми клочками и раскрасили в цвет символа Великобритании. Минусы есть, показывать не буду)) Идея впечатлила.
Информационные работы:
Моя любимая;))) Немного напортачено с текстом, но красотища же!;))
Только в конце первого месяца в кабинет отважились зайти другие учителя. Сначала с недоверием - мол, ну покажите уж, чего тут вы наделали. Потом с восхищением - кабинет засиял и группы учеников у каждой стены впечатлили даже матерых педагогов. Затем следовал вопрос: "КАК вы заставили их это сделать??? КАК??? От них же простую презентацию добиться невозможно..."
Завуч попросила фотографии для отчета перед вышестоящими инстанциями - вот какая у нас школа молодец, вот какую работу с учениками проводит;))))
Учениками же темы страноведения были усвоены на отлично. А что самое главное, добровольно и с песней;)) И с огромным успехом у всей школы.
Продолжение следует;)