Окружающий мир
семейное образованиеБольшинство родителей в основном делает ставку на математику, письмо, чтение, иностранные языки.
А на такой предмет как окружающий мир особо внимания не обращают. На мой взгляд - зря.
Ведь мы живём именно в окружающем мире, и мы должны больше знать о нём: как о прошлом, так и о том, как сохранить будущее. Кроме этого, ну если честно, после окончания школы, всем глубоко плевать какой там у человека почерк, читать умеют все, а что такое sin и cos (если это не связанно с проф. деятельностью) вспоминают только в страшных снах.
А вот почувствовать себя неловко в разговоре, когда случайно выяснится, что человек не знает, где находится Перу, что такое Коллизей, а Тора и Локи искренне считает вымышленным персонажами Марвел - вот это беда🙈
В идеале надо, конечно, не бросать все это на произвол судьбы и школу, а стараться открывать этот мир ребенку самим. Заодно и родители смогут узнать много нового, неплохо расширить свой кругозор. Вместе читать, ходить в музеи, путешествовать, смотреть познавательные передачи, слушать аудиоэнциклопедии и лекции.
На самом деле этого будет достаточно. Кроме того, что вы расширите свои и ребенка знания, вы и интересно проведёте время вместе.
Если же вы относитесь к этому предмету более серьезно и хотите немного систематизировать знания своего дошкольника-первоклассника, то вот темы, которые, как правило, рассматривают в подготовительной группе детского сада и в первом классе.
По сути, все темы можно разделить на несколько блоков.
ЗООЛОГИЯ:
Животные разных стран. Могут рассматриваться как по материкам (животные Северной и Южной Америки, Африки, Европы, Азии, Австралии , Антарктиды и Арктики), так и по местам обитания (животные холодных стран, пустынь, степей и тд).
Отдельно идут темы:
- насекомые;
- рыбы (или обитателей морей и океанов, и отдельно пресных водоемов);
- рептилии и другие пресмыкающиеся;
- земноводные
БОТАНИКА:
В разных программах по-разному.
В некоторых уже рассматривается строение цветка и листа.
А в других - у какого дерева какие листья и плоды, что такое хвоинки, классификация "овощи/фрукты".
Почти всегда отдельно идет тема про комнатные растения.
АНАТОМИЯ.
Есть далеко не во всех программах. Но даже если есть, то как правило на уровне внешних органов.
Чаще же идут темы про здоровье человека. Зачем нужно чистить зубы, закаляться, спать, есть овощи и тд.
АСТРОНОМИЯ.
Здесь в зависимости от программы тоже очень по-разному. Где-то только о том, что Земля имеет шарообразную форму и Луна - спутник Земли.
Где-то рассматривается Солнечная система и некоторые созвездия.
РОССИЯ.
Герб, флаг, столица - Москва, Кремль. А дальше на сколько хватит фантазии и креативности педагога.
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.
Не надо путать с астрономией, здесь речь идет о строении земли, реках, воздухе и тд. Так что эту тему можно отнести к географии.
ЭКОЛОГИЯ.
Хорошая тема, есть сейчас в каждой программе и часто затрагивается в детском саду. Обсуждается как мы можем помощь защить окружающую среду, помощь животным (сортировка мусора, правила поведения на природе и т.д.).
ТРАНСПОРТ.
Зачем нужны автомобили, поезда, самолёты, пароходы. Иногда - как устроены и история возникновения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.
Это тема профессий.
В возрасте 6-8 лет чаще рассматриваются уже, конечно, не такие профессии как продавец или повар, а эколог, лесничий, геолог (добыча полезных ископаемых), археолог, архитектор, пилот.
ВРЕМЕНА ГОДА.
В начале каждого сезона, как правило, идет тема посвящённая определённому времени года, его характерным признакам.
Также в саду (в школе реже) есть темы посвящённые тематическим праздникам: Новому году, 23 февраля, 8 марта, Масленице, Пасхе, 9 мая, Дню России.
БЕЗОПАСТНОСТЬ.
Обсуждения правил безопасности дома, на улице, правила дорожного движения.
Вот конкретный перечень тем для подготовительной группы детского сада по программе "От рождения до школы":
- Живая и неживая природа
- Культурные растения. Зерновые культуры. Хлеб
- Деревья, кустарники
- Фрукты, овощи
- Грибы, ягоды
- Перелетные птицы
- Зимущие птицы
- Времена года
- Профессия эколог, лесничий
- Полезные ископаемые. Нефть, уголь, газ
- Земноводные. Где зимуют лягушки
- Правильное питание
- Животные полярных районов
- Зима
- Этажи леса
- Узнавание птиц по голосам и внешнему виду
- Пресмыкающиеся
- Лес. Леса России
- Части тела
- Космос и космонавты
- Растения и травы
- Россия. Кремль
- Мой город
- Животный мир Австралии.
Стоит отметить, что на протяжении всего детского сада и начальной школы идут примерно одни и те же темы, только с ежегодным усложнением.
То есть если в младшей группе детям рассказывают что, птицы осенью улетают на юг, а весной возвращаются. То в подготовительной уже надо знать какие именно птицы являются перелетными, какие зимующими. Почему одни птицы улетают, а другие остаются. И чем питаются зимой оставшиеся птицы.
Ну или еще,как в примере выше, надо различать их по голосам. Но это по-моему вообще высший пилотаж. Я точно в жизни не отличу голос скворца от дрозда.
К стандартным темам я бы добавила ещё несколько.
Во-первых, конечно же, мифологию, ей как раз начинают интересоваться в старшем дошкольном возрасте и младших классах. А проходят мельком классе в 5.
Также мне кажется очень важным рассмотреть именно дома, такие темы как эволюция или наоборот основы религии. Что там скажет воспитатель в детском саду или школе, может совсем не соответствовать мировозрению вашей семьи.
История и культура. Не надо 7 летнему ребенку читать курс истории. Но, чтобы зародить у него интерес к этим предметам, можно прослушать аудиоэнциклопедии, соответствующие возрасту, того же Чевостика, или есть еще серия "Развивающие энциклопедии" Александра Лукина.
Или гуляя по центру вашего города рассказывать об окружающих вас зданиях, памятниках, реках, озёрах, это тоже все история.
Просто желательно все это рассказывать не менторско-равнодушным тоном, а весело и даже хорошо бы с активной жестикуляцией и пантомимой)))
Энциклопедий, книг, видео-лекций, аудио, сейчас просто море.
Из учебников же по окружающему миру для 1 класса, мне больше всего понравились:
"Окружающий мир" по программе Занкова.
Там допустим есть такие интересные темы как "Древние растения и животные", "Предки человека", "Одомашнивание скота", "Первые орудия труда" и тд.
И как дополнение "Окружающий мир" А. Гин.
Правда этот учебник предусматривает много самостоятельной работы. Очень много вопросов, ответы на которые предусматривает либо работу с дополнительной литературой, либо надо подумать.
Также к этим учебникам есть дополнительные тетради, которые лично для меня как бальзам на душу. Хоть где-то затронута тема истории живописи и просто истории.
Отличный курс по окружающему миру есть у Соловьева
Также, не смотря на то, что учебник Плешакова меня мягко говоря удивляет, у него просто потрясающие дополнительные книги. Очень советую приобрести, особенно если у вам есть дача и/или вы проводите часть лета на природе.
Хотелось бы добавить для жителей столицы, что сейчас в практически в каждом музее есть занятия и экскурсии для детей, начиная с дошкольного возраста. На сайтах некоторых музеев можно самим распечатать квесты (Палеонтологический , ГМИИ им. Пушкина). Также есть кружки на постоянной основе.