Почему моему ребенку не нужен английский с рождения
Прочее и разноеДля переживающий и возражающих скажу сразу, что пишу я исключительно свои мысли и наблюдения, кои ни в коей мере не являются истиной в последней инстанции. Это лишь мой опыт, которым я хочу поделиться.
Многие мамы сейчас, поддавшись модному веянию всяких «Центров раннего развития» пытаются из своего ребенка вырастить гения. Смотрю программу ближайшего: «читаем с рождения (от 2 месяцев)», «английский с пеленок (4 месяца)», «малыши и математика» (с года), «фабрика художников» (с 9 месяцев)…
В год решила купить ребенку кубики. Просто кубики, чтоб башенки-домики строить… дык проблема оказалась просто кубики найти! В серии «мои первые кубики» мне предложили кубики с… таблицей умножения!
Мои вторые кубики будут с таблицей Менделеева? А годам к трем - таблицы Брадиса?
Я считаю, что все должно быть вовремя и по силам. Моему ребенку не нужно сейчас уметь читать. А вот бассейн ему нужен, потому что умение плавать может однажды спасти ему жизнь. И лазать хорошо ему нужно, потому что я могу спокойно сидеть на лавочке и наблюдать, как другие мамы шарахаются его страховать за его подвигами. Я знаю, что он знает свои возможности и на этом рукоходе доползет до конца и успешно слезет. А еще я знаю, что он умеет безопасно падать - этому мы его учили на развивашках. Тут не только моя ленивая задница говорит «спасибо», но и сам ребенок от этого удовольствие получает. А читать мы будем учиться, когда потребность в этом будет…
Но я совсем не о том собиралась написать. А хотела я про английский (в равной степени и про другие иностранные языки). Так вот, я ярая противница английского с рождения за исключением единственного случая, когда один из родителей является носителем языка и говорит с ребенком только на своем родном языке. Из таких детей вырастают билингвы. И да, у них есть свои проблемы, но в целом ничего плохого в этом нет.
Сцена в песочнице: мальчик лет 4 пытается что-то объяснить другим детям, но у него явные проблемы с коммуникацией, потому что бабушка большую часть времени проводит с ребенком и говорит с ним только на английском. Мальчик пытается английским лепетом что-то объяснить, его никто не понимает, слезы, истерика…
Но бабушка страшно горда и считает, что делает все правильно. Спрашивает у меня: «Вы ведь уже говорите с ребенком на английском?» (моему на тот момент чуть больше года и он только научился ходить). Честно отвечаю: «Нет. А зачем?» Она смотрит на меня дикими глазами, потом забирает ребенка и уходит.
Вот когда я выбираю путь развития своего ребенка, я задаю себе два вопроса: «Зачем?» и «Какое качество я могу дать ему в этом направлении». В отношении качества английского я могу дать только проблемы с произношением на всю жизнь. Английский у меня весьма хреновый! А занятия с педагогом раз в неделю в столь раннем возрасте - это бред, по-моему!
Второй вопрос: «Зачем?» Удовлетворить свои амбиции… ну допустим. А зачем это надо ребенку сейчас? Любой язык в среде учится за 3-4 месяца. Любой язык можно освоить в любом возрасте, если есть необходимость. Любой язык забывается, если им не пользуешься. Сейчас у моего ребенка необходимость хорошо освоить русский.
А теперь собственно мои филологические наблюдения. Как известно, изучение любого языка начинается с постановки звуков. Вот ребенка привели учить английский в год. По-русски он еще говорит мягко говоря очень плохо. Звуки русской речи еще не сформированы. А тут ставят ему английское произношение (Заметьте, что с русскими звуками работать начинают только в 3-4 года). И что мы имеем в итоге? Ребенку 4 года. Родители с гордостью говорят, что ребенок с года занимается английским и… ищут хорошего логопеда, потому что дитя не произносит половину русских звуков… а к школе надо говорить хорошо!
Ну да ладно. Малыш растет, логопедические проблемы с произношением отчасти решены, дитя приходит в школу… и тут у него начинаются проблемы с письмом. Потому что на английском он буквы уже знает… и стабильно пишет Я в другую сторону, а место строчной П пишет Р… ну и так далее… кнутом, пряником, слезами и валерьянкой эта проблема решается.
Ребенок растет дальше, и становится все интереснее. Снова требуется логопед, потому что поставлен новый диагноз: ДИСГРАФИЯ (50 процентов дисграфиков учат иностранный «с пеленок»), и вам говорят, что «тройка»- это максимум, на что ребенок способен. А в большинстве случаев это от 20 до 70 ошибок в диктанте. Логопедам не верьте! Это исправляется, но кропотливой индивидуальной работой. Во всяком случае, я с этим работаю довольно успешно. Это 3 класс…
С горем пополам ребенок оканчивает началку… тут бы вздохнуть с облегчением, но злая «училка по русскому» придирается, что ребенок не так строит предложения. Это действительно проблема! Если ребенок с года занимается английским, то грамматика английского в мозгах у него сидит уже гораздо прочнее, чем грамматика русского… вот и вылезают грамматические ошибки. Можете верить, можете не верить, но в 5 классе традиционно на первом уроке я задаю сочинение «Давайте познакомимся», в котором прошу ребят рассказать о себе все, что они захотят (про свою семью, про любимый спорт, про свои увлечения, про то, как они летом нашли котят под забором и пытались их пристроить…). И вот по этим текстам очень хорошо видно, кто начал учить английский рано.
Ну а что происходит потом - это уже индивидуально. Кто-то активно работает над своей речью и выправляется, кто-то прикрывается диагнозом «дисграфия» и с ужасом ждет экзаменов… Благо, чтобы сдать ЕГЭ и ОГЭ совсем не нужно уметь писать грамотно.
«А когда пора учить английский?» - спросите вы. Так вот, я считаю, что иностранный язык «пора» учить не раньше 8 лет. К этому времени юный человек в полной мере овладевает разговорным родным (к этому возрасту почти все дети уже понимают шутки и иронию - это важный показатель), и к этому же возрасту они уже познакомились с грамматикой русского языка. И у них появляется ИНТЕРЕС: «А как вот это сказать по-английски?» Не родительские амбиции, а именно интерес! Вот тут-то и пора начинать! И ребенок такой будет гораздо успешнее и в иностранном, и в родном языке.
Есть, конечно, исключения. Я пишу только о большинстве и основываюсь только на своем педагогическом опыте.
И, да, каждая мама сама решает, что хорошо для ее ребенка.