Если ребенок плохо ест
МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИXтобы эффективно справиться со сложностями детского питания, необходимо вспомнить два факта: подавляющее большинство младенцев до года мирно насыщаются, не создавая сложностей для родителей, почти все дети из бедных семей, где еда на вес золота, не привередничают и не отказываются от пищи.
В обоих приведённых случаях отказ от еды является тревожным сигналом и требует срочного вмешательства педиатра. В современных семьях со средним и солидным достатком дети примерно с года уясняют важную истину: их родители жаждут впихнуть в своих малышей оптимально сбалансированную пищу в максимальных количествах. Как только ребёнок видит, что для мамы и бабушки его обед является кульминационным моментом дня, что все старшие будут часами обсуждать, когда, сколько и как он поел, - он сталкивается с искушением контролировать старших, манипулировать ими, принимая или отвергая то или иное блюдо.
Если мы вспомним ещё одну важную особенность детей, - их консерватизм, - то картина станет куда более полной.
Начиная с 5-6 месяцев, младенец переходит на более разнообразную диету: кашки, протёртые овощи, соки... Уже на этом этапе некоторые дети обнаруживают свои пристрастия – отказываются от непривычных овощей, выплёвывают кашку...
Опытные мамы предлагают малюткам новую еду в самом начале кормления, когда дети очень голодны, подают новые блюда очень маленькими порциями. На этом этапе миссия родителей - только познакомить ребёнка с новыми вкусовыми ощущениями, с новой фактурой и консистенцией различных продуктов.
Количество еды, необходимое ребёнку, варьируется от индивидуума к индивидууму.
Если ваш ребёнок ест меньше соседского, - это не значит, что он болен или что у него скверный аппетит.
Для того чтобы улучшить аппетит вашего ребёнка, вам следует усвоить простые привычки: не держать в пределах досягаемости ребёнка сладких шипучих напитков, конфет и пирожных; учитывать предпочтения ребёнка при составлении меню. Хорошая практика предложить ребёнку выбрать, скажем, между тефтелями с цветной капустой и биточками с бобами. Вашего семилетнего сына следует кормить в строго отведённые часы, чтобы его пищеварительный аппарат был максимально подготовлен к принятию пищи.
Предлагайте ему более скромные порции бабушкиных котлеток и аппетитные островки овощей. Не поел овощи – и не нужно. Только котлеток больше нет. Голоден –можно поесть овощи. Не голоден – обед закончен. Если все попытки впихнуть в мальчика овощи закончились провалом, бабушке следует смешивать мясной фарш с измельчёнными овощами: кабачками, цветной капустой, морковью. Если мальчик станет протестовать оттого, что вкус бабушкиных котлет изменился, - будьте непреклонны: вот такие котлеты бабушка нынче приготовила. Других нет. Голоден – ешь. Сыт – ступай играть.
Мальчик, который ест бабушкину еду и отказывается от маминой стряпни, - бессознательно совершает древний маневр: разделяй и властвуй. Мама не может не испытывать горьких чувств от того, что сын отвергает её еду (а значит, на символическом уровне, и саму маму). Бабушка, какая бы замечательная она бы ни была, не может полностью избавиться от ощущения триумфа (внук предпочитает её еду – а значит, и саму бабушку, - всем на свете, даже маме!!!).
Сын автора письма – умный и наблюдательный мальчик: он знает, что больше всего пугают женщин его позывы на рвоту. Значит, старшим нужно скрыть своё беспокойство. Если мальчик начинает давиться, взрослым следует спокойно сказать: «Похоже, ты сыт. Можешь встать из-за стола и играть». Упрашивать детей поесть, угрожать карами, ругать, наказывать – неэффективно. Все эти реакции на отказ ребёнка есть говорят ребёнку о том, что его уловки удались, и все взрослые сосредоточены исключительно на его питании.
Куда важнее уметь скрыть свои негативные чувства и ровно, спокойно разрешить ребёнку есть ровно столько, сколько он пожелал. Мама может привить ребёнку более позитивное отношение к еде, если привлечёт его к процессу готовки и сервировке стола, при этом, ребёнок должен делать только то, что ему хочется, что доставля