Учимся эффективно: нехитрые приемы, которые позволят вам учиться лучше и запоминать больше.
• Полезнее заниматься по полчаса в день, чем «штурмом» брать предмет, просиживая над книгами по 5 часов в последний вечер перед сдачей зачета или экзамена.
• Сначала лучше заниматься самыми трудными для вас предметами, которые «не даются». Кстати, для начала надо проанализировать – почему какой-то предмет вызывает отторжение. Обычно не интересны те предметы, которыми вас не смог по каким-то причинам заинтересовать преподаватель. Попробуйте поискать знания по этому предмету в других источниках – благодаря интернету это не составит особого труда.
• Еще одна причина, которая часто мешает нам эффективно заниматься – это перфекционизм.Да-да, желание сделать все наилучшим образом подчас тормозит учебный процесс. Обычно перфекционисты, садясь за учебу, дают себе подсознательную установку – «либо сделать все, либо ничего», «либо максимально хорошо, либо никак». С другой стороны они понимают, что, скорей всего, сделать в этот раз «все и идеально» не получится - «А зачем сегодня садится за учебу, если все равно сделать все сразу не получится»? Поэтому они все время откладывают на завтра, на послезавтра и так далее. Тут важно вовремя «поймать себя за руку» и перестать, наконец, откладывать, но не пытаться сделать/выучить «все и сразу» – запланировать себе какой-то минимум по этому предмету – прочитать сегодня один параграф или 20 страниц какой-то книги.
• Не эффективно просто читать материал: лучше всего искать ответы на конкретные вопросы. Это особенно касается тех предметов, которые вам не слишком интересны. Ведь, что греха таить, «не все предметы одинаково полезны» (с) – если вам не нравится какой-то предмет, тратьте на него минимум усилий, тогда останется время, и самое главное – душевные силы на то, чтобы делать то, что действительно нравится. То, что нравится, надо действительно глубоко изучать. То, что не нравится, надо уметь просто сдавать.
• Очень важная вещь: про каналы восприятия информации. Хорошо бы понять про себя, к какому типу восприятия относитесь Вы: визуал, аудиал или кинестетик. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. Поэтому конспектирование наиболее полезно именно кинестетикам. Для взрослых людей в учебном процессе хорошо бы задействовать максимально большее количество каналов информации по каждому предмету: лекции, вебинары, документальные фильмы, самостоятельный поиск информации по теме в сети. В качестве удачного примера, когда информация по одной теме изучается с разных сторон, с использованием различных каналов, можно привести уникальную систему обучения в Институте истории культур УНИК, построенную по принципу погружения в изучаемую эпоху.
• Если вы не успеваете усвоить в установленный период времени определенный объем информации, не можете почти ничего запомнить, утомляетесь от учебы, возможно, это из-за того, что Вы выбираете для учебы неподходящее время дня. В нашем сообществе ВКонтакте было обсуждение этой темы: оказалось, что большинство мам учатся ночью. В этом нет ничего удивительного: никто не мешает, можно, наконец-то, сосредоточиться на учебе. Но мозг в ночное и вечернее время уже не настроен на активное усвоение информации. Я в курсе про «сов» и «жаворонков», но не вполне согласна с этой теорией биоритмов: «совиный» образ жизни во многом навязан нам современным обществом (кому интересно обоснование этой идеи – прочтите книгу Дипака Чопра «Полноценный сон. Полная программа по преодолению бессонницы»). Если вкратце, то аюрведа предлагает руководствоваться такими принципами для здорового сна, который, как известно, является залогом активного дня: ложиться не позднее 22 часов вечера, а вставать не позднее 7 утра. Попробуйте хоть разок сдвинуть свои занятия на ранее утро: накануне лечь вместе с детьми, а встать за пару часов до их пробуждения.