К Пасхе...
Пасха. Христово Воскресение.Христос Воскрес!
Девочки! Со Светлым Праздником Пасхи!!!
Святослав Рерих. Пиета. 1960.
Пиета' - pieta' (итал.) — милосердие, в изобразительном искусстве — оплакивание Христа Его Матерью, Богородицей.
“Пиета”
(философско-поэтический эскиз Ларисы Дмитриевой к одноименной к картине С.Н.Рериха)
Я иду
через зал музейный
и в пространстве мерцающем
вижу
вечный символ тягчайших страданий —
перелитую в жемчуг
слезу.
Я иду,
оставляя в прошлом,
даже то, что сегодня
утром
взволновало мое
сердце.
Я иду,
задыхаясь от ветра,
оставляя на ветвях
деревьев,
все фальшивые
бриллианты,
мне подаренные в этой
жизни.
Я иду
по дороге странной.
И для тех, кто живет лишь
однажды,
та дорога покажется
страшной.
Вдоль дороги — живые
распятья.
И кресты —
кое-где пустые.
Вот он — мой...
Подождите, люди.
Отдышусь я.
Водою обмоюсь.
И тогда лишь скажу вам
с поклоном:
“Я готова.
Беритесь за дело”.
В жизни каждого
человека
должна быть и своя
Голгофа.
И палач многорукий —
тоже.
И, конечно же, свой
иуда.
А иначе Олимп
опустеет.
И покроется светлый лик
Солнца
темным платом
печали...
Святослав Рерих. Возлюби ближнего своего (Господом твоим). 1967 г.
“Возлюби ближнего твоего
(Господом твоим)”
(философско-поэтический эскиз Ларисы Дмитриевой к одноименной картине С.Н. Рериха)
Пролог
“Меня мир ненавидит потому,
что говорю ему о том,
что злы дела его,
и до сих пор
не поступают люди по Закону”.
(Слова Христа взяты из Нового Завета.)
..Там, на Голгофе, в давние века
от одиночества невероятной силы
взорвалось сердце человечье, как звезда..
И вот венчает Крест Христа
с тех пор Адамову могилу.
Он был сама Любовь.
Но там, где правит беззаконье,
законы — как позорные столбы.
Люби народ, но берегись толпы.
В своем безумии она слепа.
Она всегда распнет Христа,
а на свободу выпустит Варраву.
Он это знал.
И знал еще,
что человеческая память ничего
не может помнить так, как Казнь.
Но вместе с ней и навсегда запечатлеет
безвинно закланную жертву.
И жизнь ее, и заповедь ее.
Он знал людей...
Он знал надежный путь.
И на него вступив,
вошел в толпу....
С тех пор
из века в век,
изо дня в день
Его, пронзенная гвоздем, рука,
превозмогая боль,
без устали слагает для людей
ступени восхожденья Духа:
не убивай
и не прелюбодействуй;
не лжесвидетельствуй
и не кради;
не сотвори себе кумира;
чужого в зависти не пожелай;
отца и матерь почитай;
и псам святыни не давай;
и перед свиньями ты бисер не мечи.
Но главная опора духа — в Любви.
Ты Бога твоего
всем разумом, душой и сердцем
возлюби;
и ближнего —
как самого себя.
Так учит Он.
И все Его ученье
мы можем на ладони записать.
И ничего прибавить не сумеем.
И не сумеем ничего отнять.
Я знаю: скоро
прекрасный Облик этот,
как прежде никогда, нигде, ни у кого,
займет
страданием очищенное место
в душе безбожного народа моего.
Ведь кто же, как не Он, вчера
снял в предрассветном сумраке с креста
мою полуживую Русь.
УСПЕЛ..
Николай Рерих. Христос. 1933. Холст, темпера. 60,0 x 50,9.
Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Николай Рерих. Сошествие во ад. 1933. Холст, темпера. 61х50. Государственный Музей Востока, Москва, Россия.
“СОШЕСТВИЕ ВО АД”
(философско-поэтический эскиз Ларисы Дмитриевой к одноименной картине Н.К. Рериха)
Готов ли ты спуститься в ад?
Босой ногой по битому стеклу пройти
средь похоти, невежества и злобы,
не расплескав Огонь
и не свернув с тропы, которая выводит к раю?
Захочешь ли тогда ты в рай?
Иль, съёжившись от страха,
лучше скажешь, что рая нет?!
ОН НЕ СВЕРНУЛ…
Готов ли ты спуститься в ад?
Войти в толпу,
где лики клеветы имеют маски правды?
Где не разлучны тот, кто забивает гвозди в руки,
и тот, кому принадлежит рука, -
на этот раз твоя?
Готов ли на кресте остывшими губами произнести: “Любовь…”?
Иль смехом страх прикрыв,
цинично скажешь, что нет Любви?!
ОН ПРОИЗНЁС…
Готов ли ты спуститься в ад,
только затем,
чтоб в мрачных зарослях терновых,
среди чудовищ отыскать
хотя б одну страдающую душу,
ещё напоминающую человечью?
Готов ради неё полёт свой к звёздам отменить?
Иль сразу скажешь,
что неблагодарность человечья
недостойна столь великой жертвы?!
ОН ОТМЕНИЛ…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
УЧИТЕЛЬ!
Я лишь недавно поняла,
что на твоих полотнах разыгрываются
ВЕЛИКИЕ МИСТЕРИИ,
где посвящают преданных в таинства Знания,
которое берёт начало там,
где в Огненном Тумане Сотворенья Мира
теряется ИСТОК.
Я вижу на картине этой
Последний АКТ Великого Спектакля Махамайи –
“СПУСКАНЬЕ В АД”.
Последнее
для человека испытанье…
И первый
к богочеловеку шаг!
Для информации: Лариса Дмитриева - философ, писатель, поэт, журналист, исследователь творческого наследия семьи Рерихов и Елены Блаватской.
Прослушать поэтические эскизы в исполнении автора можно