II. Архитектура Киевской Руси XI - начала XII веков
История Русского ИскусстваПо поводу лекций хочу отметить следующее: не просто так я выкладываю их здесь, они имеют непосредственное отношение к тематике этого сообщества и могут принести определенную пользу для каждого. Часто считают, что после школы и институтов обучение должно быть закончено, но это огромное заблуждение, ведь чем старше становится человек, тем больше он способен вместить и понять, если работает в этом направлении. Сейчас может казаться, что все эти сведения никогда не пригодятся, но все прочитанное откладывается в нашем сознании и всегда готово помочь, когда это становится необходимым. Также хочу отметить, что послушать подобные лекции к нам в институт приезжали люди отовсюду, что говорить уже о том, что новые знания, особенно в сфере искусства, настраивают человека на добрую мысль, и эти мгновения в свою очередь способствуют питанию и тела, и духа. Здесь у меня нет возможности привести всю информацию в полном виде по причине того, что воспринимать ее будет достаточно сложно и все это займет слишком много времени, но в каждую лекцию я постаралась вложить по возможности как можно больше того, что успела записать сама и того, что дали мне книги. Пусть это принесет пользу каждому, кто хочет ее получить...
Во второй половине 11 века на землях Восточных Славян - от среднего течения Днепра и Дона /на юге/ до Ладожского озера /на севере/ и от среднего течения Западной Двины /на западе/ до нижнего течения Оки /на востоке/ возникло русское государство. На главных водных путях выросли большие города и монастыри. В городах возводились жилые деревянные дома, княжеские палаты, храмы. Главным строительным материалом в начале 11 века по-прежнему оставалось дерево, которое применяли даже для мощения дорог.
Чтобы защитить страну от постоянных набегов кочевников, князь Владимир укрепил Южную границу путем создания сложной оборонительной системы сооружений, состоящих из валов, укрепленных городков и деревянных ограждений.
Владимир приступил к крещению населения; на местах, где стояли идолы, он приказал строить церкви. На холме в Киеве, занимаемом прежде Перуном, появляется деревянная церковь Св.Василия. Для строительства храмов приглашались греческие мастера.
В середине 11 века городские постройки по-прежнему создавались из дерева, а церкви уже возводили не только деревянные, но и каменные. Строительство шло ускоренными темпами. Так, с 1045 по 1229 годы в Новгороде стояло уже 69 церквей, причем большая часть из них - из камня.
Так как городские строения были, в основном, деревянные, то пожары в городах Киевской Руси становились настоящим бедствием. В 1221 году выгорел Ярославль с его 17 храмами. В 1227 году пожар полностью уничтожил Владимир и его 27 церквей. Уничтоженные огнем города вновь отстраивались. Летописи донесли до нас имена строителей церквей. Митрополит Ефрем /11в./ построил в Переяславле 3 прекраснейших храма: Церковь Св.Михаила, затем Св.Феодора и, наконец, Св.Андрея. Благодаря Ефрему Переяславль был обнесен каменной стеной.
В период средневековья каждое культовое сооружение отражало целый комплекс общественных идей, которые иносказательно выражались с помощью христианских догм и символов. Здание церкви в глазах ее создателей являлось не только помещением для молящихся, но и условной, как бы материализованной, моделью мироздания. Перенесение на культовые постройки абстрагированных представлений о структуре мира, его общественном устройстве весьма характерно для ранних периодов истории человечества.
Христианская церковь выработала определенную систему объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, и этические нормы, освященные религией.
Особенности исторического развития Руси и задач, стоящих перед русской церковью, обусловливали специфику социального заказа, его индивидуальность. Поэтому, несмотря на крестово-купольную композицию культового здания, возведенную в канон, и систему его росписей. несмотря на участие иноземных мастеров, соборы обладали ярким национальным разнообразием.
Вторая половина 11 века знаменует начало усиления политического и экономического значения отдельных княжеств. Этому способствовало и завещание Ярослава:..."поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, ...а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск" /"Повесть временных лет" - 1054 г./. Крепнут удельные стольные города, увеличиваются княжеские вотчины, расширяются боярские земли, разрушается крестьянская община. Общинники - смерды становятся все более зависимыми от феодалов. Набирает силу и церковь, превращаясь в мощное идеологическое оружие, используемое князьями.
Церковные круги сосредоточивают в своих руках большие материальные ценности. Религиозные общины - монастыри - постепенно превращаются в крупные феодальные хозяйства и идеологические центры. В этих условиях перед архитектурой возникали новые задачи, связанные с формированием феодальной усадьбы и монастырского комплекса. В каменных постройках отражается процесс обособления княжеств: уменьшаются размеры и монументальность сооружений, что выражает их более скромное социальное значение и материальные возможности заказчиков по отношению к великому князю. Сохранились в малом количестве каменные здания в основном монастырских строений. В монастырях формируется тип небольшого храма, предназначенного для ограниченного круга молящихся.
Расширялось количество храмовых типов, включавшее общегородские соборы, монастырские храмы, княжеские церкви и усыпальницы.
Древнерусские зодчие осваивали технику каменного строительства и, применительно к конкретным условиям, вносили изменения в общераспространенные типы культовых зданий. Шел процесс приспособления византийских храмов к условиям Руси.
Столетний опыт каменного зодчества дал результаты в области строительной техники. Русские мастера научились изготовлять обычный и лекальный кирпич, освоили приемы возведения сводов, овладели секретами "размерения" на площадке будущего здания.
К концу 11 века начинает видоизменяться техника смешанной кладки, уменьшаются слои камня, кирпич становится преобладающим материалом, особенно в верхних частях стен. Древне-русские каменных дел мастера начинают творчески видоизменять каноническую крестово-купольную схему, приспосабливая ее к местным условиям и эстетическим идеалам.
Строительные материалы и конструкции в архитектуре XI - XIV веков.
Десятинная церковь - первое каменное сооружение (989-996гг.). название получила от того, что на ее содержание выделялась 1/10 часть княжеских доходов. Археологические раскопки показали, что Десятинная церковь представляла собой крестово-купольное сооружение из 3 нефов с 3 апсидами алтаря и 6 внутренними столбами. Размещению последних соответствовало расположение лопаток на наружных стенах храма. В 11 веке стали пристраивать дополнительные нефы.
Крестово-купольная система, пришедшая в Киевскую Русь из Византии, отличалась не только прекрасными конструкциями, но и высокими художественными качествами /пример - Спасо-Преображенский Собор в Чернигове/. Стены выложены из чередующихся рядов камня и плинфы (2,5 -3 - 4 см -толщина, 20x20, 25x25; плинфа - плоский кирпич, также придуман в Византии), что было характерно для многих киевских и черниговских сооружений, возведенных в 10-11 вв. Византийские строители использовали при кладке цемяночный раствор, толщина которого равнялась толщине плинфы (цемяночный раствор - связующее - известковый раствор толченой плинфы). Цемяночный раствор дошел до 19 в. и назывался цементом (Спасо-Преображенский Собор в Чернигове: розовато-коричневый цвет стен - цвет плинфы).
Фундаменты: часто забивали дубовые колья для уплотнения грунта, но со временем колья гниют и образуются дыры. Древесина отлично хранится в воде, но при сменном режиме гниет очень быстро. Котлован засыпали песком, закладывали бутовым камнем и поливали известковым раствором. В толщу стен укладывали деревянные связи /бревна, брусья/. С 15 века - металлические связи, стяжки. Также из Византии была заимствована следующая техника: утопленные ряды плинфы затирались раствором.
Своды: строили деревянную опалубку /стойки+форма свода/, начинали класть с пят. В основном своды строились из плинфы. Двигались от пят к центру и вбивали замковый камень. Цилиндрический свод: коробковый, стрельчатый. При ведении кладки из плинфы шов не должен попадать на шов. Чтобы этого не происходило сбивали ряды.