Год и четыре месяца, разговорился.
Этапы развития детской речиЯ сама не ожидала, что сын так рано заговорит.
Спросила у наших бабушек - и я и муж в 2 года уже хорошо разговаривали, значит ранний старт речи или генетически заложен, или помогли наши занятия.
🗣Что мы делали для развития речи
Вместе с ребёнком читали книги - показывали и рассказывали всё, что изображено на страницах, называли отдельные предметы, изучали звуки животных.
Занимались по альбому Батяевой для развития речи.
Там задания такого типа - назвать предметы, показать части тела на кукле, какие звуки издают животные. В общем, всё тоже что можно и в других книгах взять, но в этом альбоме хорошие задания для постановки речи в дальнейшем.
Также у нас дома никогда не включается при ребёнке телевизор. Любой психолог и логопед сразу говорит что неговорящие дети это дети, которые много времени проводят у телевизора. Ребёнок должен учиться живой речи у взрослых, видеть как мы произносим слова, видеть живую артикуляцию.
Развивали мелкую моторику - мы не покупали ребёнку никаких самоходных пищаще-звучащих игрушек с кнопками; игры и игрушки я подбирала так, чтобы с ними можно было по разному играть, разбирать и собирать их, развивая моторику.
Деревянная пирамидка, деревянная башня-пирамидка, шнуровка-яблоко с гусеничкой, Лего дупло, play-doh, стучалка, сортер с дверками и ключиками, мелкие фигурки животных, баночки и пузырёчки чтобы откручивать крышки и самодельные игры на развитие моторики.
Нам с ребёнком повезло, что этот год с нами в декрете просидел наш папа и бабушка - мы целыми днями говорили и ребёнок с рождения был окружён живой речью, с утра до вечера. Мы все с ним разговаривали, играли, назвали предметы и игрушки, читали книги.
До года я развивала в ребёнке понимание речи, объясняла окружающую обстановку, кого как зовут, как что называется. Во время игр задавала вопросы «где ложка? Где папа? Покажи где мячик» чтобы понять что он запоминает названия и понимает обращённую к нему речь. Теперь уже ребёнок произносит вопросительно существительные чтобы спросить у меня а где что-то лежит.
В год у нас появились первые слова и звукоподражания: «га» - грабли, ав ав - собака, да, мама, папа, «пи» (привет) и «капа» - пока, «ам ам». Выполнял простые просьбы, уже умел помахать рукой на встречу и прощание.
После года каждый месяц стали добавляться слова, самое большое количество слов появилось в 15 месяцев - Илья стал сразу и легко выделять из нашей обращённой к нему речи существительные и повторять их. Например, с утра стоим на кухне, делаю завтрак и говорю «сейчас кашу сварю, поедим и гулять пойдём», ребёнок показывает пальцем на плиту и говорит «каса». Или говорит «ковсик», в котором я варю кашу, пытаясь отобрать его у меня.
А если я у него забираю что-то из рук, то пищит «адай адай адай Ай Ай Ай!!»
Заходит на кухню, видит что я сижу за столом с кружкой, показывает на неё пальцем и говорит «тяй». Мама пьёт чай.
Когда хочет пить, говорит «пить».
Слышит как набирается вечером ванна, снимает с себя подгузник и бежит кричит «куп куп!!»
Лезет куда-то, куда я запрещаю (в комод или в шкафы) и сам себе грозит пальцем и приговаривает «низя низяяя».
Вечером после душа мажу эмолентом, выхватывает у меня тюбик «мам кем' !»
Наверху ремонт у соседей, что-то шумит, падает - показывает пальцем наверх и сообщает нам «дядя бабах».
И такие разговорчики целый день, скажет слово, переходит к другому виду деятельности, опять что-то говорит, потом я к нему обращусь, он мне в ответ говорит. Следом бежит в другую комнату и опять что-то находит и говорит. Явно не молчуном будет, говорить ему нравится и он очень старается повторять слова много и часто.
Сейчас его смешат слова с шипящими и глухим звуком [ч], потому что повторить он их не может, а звучат они для него забавно - чашка, тачка, финик, пчела. Он заглядывает в рот, пытается понять как мы их произносим, и всегда смеётся.
Теперь в активном словаре у ребёнка много слов, которые уже не я прошу его назвать при указании на предмет, а он сам называет предметы и вещи чтобы попросить их или просто чтобы обозначить что он их увидел / знает как называются.
Отыть - открыть
Дядя
Низя - нельзя
Где
Тяй - чай
Зязя - солнечный зайчик
К'р'у - кружка
Дуу - душ
Вода
Кака - какао
Оби - обидел
Бу - булочка
Пэе - печенье
Па - паста
Га - грабля
Ло - ложка (а была раньше «ка»)
Пу - пульт
Адай - отдай
Адин - один
Гока - горка
Ковсик - ковшик (в котором кашу варим)
Огу - огурец и помидор почему-то тоже
Т-ра - трактор
Кига - книга
Бови - брови
Уо - ухо
Пись - писать
Ка - каша
Ки - киса, кошка
Мя - мячик
Гугу - гусь на тарелочке или в книжке Гугу - гусеница
Ло - лось из книжки
Кем - крем которым я его мажу
Уна - Луна на небе
Ка-та - пластиковая карта
Син - апельсин и мандарин
Сисъ - грудь
Куп - купаться
Бабах - когда что-то упало или бросил
Мам
Папа
Баба
=выходит около 40 слов сейчас.