С 1-го года до 3 лет, главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. Взрослый показывает игрушку ребенку и говорит: «Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой ручки», «Зайка сидит и смотрит, как дети кушают». В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушая потешку «Сорока-ворона», водит пальчиком по ладошке, как будто варит кашу. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. Например, поет колыбельную и предлагает малышу: «Покажи, как ты спишь». Ребенок приседает, наклоняет голову и закрывает глаза. Взрослый учит его имитировать действия людей и животных: «Покажи, как...» (мама несет тяжелую сумку, прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь). Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании мнимых ситуаций и включает в них собственную речь.
И с этого момента можно начинать более сложные, но очень интересные игры!
Найди и назови предмет.
Основная задача этой игры - расширение кругозора и формирование обобщающих понятий. Для нее вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Среди них должны быть и уже знакомые малышу предметы (картинки с овощами, фруктами, посудой, животными), и незнакомые изображения.
Ход игры: Выложите перед ребенком 6-10 карточек друг за другом. При этом каждый раз громко проговаривайте название предмета, изображенного на картинке.
- Попросите кроху показать вам «яблоко», «шапку» или другой названный вами предмет.
- Попросите малыша назвать предмет.
- Если малыш справился с заданием, то похвалите ребенка и совершите с предметом игровое действие. Например, вы можете сказать, что яблочко очень вкусное и «скушать» его.
- Когда ребенок уже будет быстро справляться с поставленной задачей, можно слегка усложнить игру. После того как малыш назовет предмет, спросите: «А что мне с ним сделать? А как это сделать правильно?». На следующем этапе эта еще игра усложняется: вы уже просите не конкретный предмет, а «что-нибудь из одежды» или «вкусный фрукт». Не забывайте пополнять коллекцию карточек и увеличивать число игровых действий. Вы можете не только надеть шапку, но и постирать ее, подарить или даже выкинуть.
Сказочный винегрет.
Главная цель этой игры - изжить страхи ребенка. Но игровой процесс будет направлен и на тренировку памяти, и на развитие воображения. Для игры вам потребуются изображения сказочных героев, хорошо известных ребенку из прочитанных ему произведений.
Ход игры: выложите перед ребенком героев одной сказки вместе с 1 лишней карточкой. Например, к героям сказки «Красная шапочка» добавьте Дюймовочку или Бабу-Ягу.
- Спросите у крохи, из какой сказки пришли к вам гости. Получив ответ, выясните у малыша, кто из героев лишний.
- Если ребенок не помнит сюжета сказки, то первые несколько раз проиграйте с ним совместно стандартный сценарий, без использования «дополнительных» героев.
- Если ребенок хорошо помнит сюжет сказки, начинайте придумывать свою. Но награждайте злых героев хорошими качествами.
- Обязательно вовлеките малыша в процесс сочинения сказки. Пусть он заканчивает начатое вами игровое действие. Например, вы можете сообщить ребенку, что добрый серый волк покажет Красной Шапочке самую лучшую дорогу к бабушке, а вот, как именно, он будет это делать, и почему дорога самая лучшая, должен объяснить малыш.
- Во время игры обязательно используйте «дополнительного» персонажа. Пусть ему в вашей сказке тоже найдется место. Причем желательно, чтобы его роль определил ребенок.
- В дальнейшем эту игру можно усложнить: смешивать героев 3-4 сказок и просить ребенка заниматься сочинительством самостоятельно. Вы же будете зрителем в театре.
Козлята и серый волк.
Основная цель - научить ребенка пользоваться предметами-заменителями. Для игры вам понадобится коробка (можно от обуви) и 9 кубиков или мячиков. При этом 2 кубика должны значительно отличаться от своих собратьев по размерам: один из них будет мамой-козой, а другой - волком. Ход игры: Поставьте перед ребенком коробку с 8 кубиками. Объясните, что это домик, а в нем живет коза и ее детки-козлята.
- Покажите малышу кубик-волк и отложите его в сторону от коробки.
- Сообщите крохе, что мама деток ушла, и уберите кубик-козу.
- Попросите ребенка отправить «козлят» на прогулку. Пусть он поиграет с кубиками - покажет, как резвятся козлята.
- Подведите к «козлятам» кубик-волк и помогите «деткам» быстро спрятаться в домике. Лучше, если в этом вам поможет ребенок.
- Верните «козу» в коробку и похвалите «козлят», не забыв поблагодарить главного помощника их благополучного спасения.
- При желании игру можно повторить или модифицировать. Например, поиграть в курочку с цыплятками и злого коршуна. В общем, главная задача - ребенок должен начать самостоятельно использовать предметы-заменители.
Для развития воображения у дошкольников 4-5 лет следует прибегать к ролевым играм и совместному творчеству. Также по-прежнему необходимо расширять кругозор детей и помогать преодолевать детские страхи.
Представь себе, что ты..
Эта игра - разновидность известного всем со студенческой скамьи «Крокодила». Она способствует развитию не только воображения, но и актерского мастерства. Играть в нее можно на занятиях, прогулках и даже в гостях. Причем число участников не ограниченно. Ход игры: загадайте ребенку слово и попросите его изобразить. Начинать игру нужно со слов: «Представь, что ты… арбуз (медведь, грузовик, доктор, камень и т. д.)»
- Сообщите, что вы забыли слово, которое загадали малышу, и постарайтесь «угадать» изображаемое ребенком. Не торопитесь с правильным ответом. Сделайте вид, что никак не получается - выдвигайте смешные версии. Но не переусердствуйте, 2-3 ошибки достаточно.
- Потом обязательно похвалите ребенка и предложите ему угадать слово, которое вы будете изображать.
- Со временем вы можете привлечь к этой игре всех домочадцев. В этом случае угадавший слово будет показывать следующее. Поверьте, такая игра хорошо развлечет вас и разовьет воображение ребенка!
Что будет, если..? или Представь себе!
В этой игре вы и ребенок будете оперировать словесными образами. Для подкрепления фантазии продукт воображения можно фиксировать на бумаге.
- Попросите ребенка рассказать, что будет, если… любое фантастическое действие (у холодильника вырастут ноги, слон проглотит дом, рыба купит шубу и т. д.)
Например: что было бы если вместо дождя с неба падали конфеты? снег лежал круглый год? тридцать три дня шел дождь не переставая? в водопроводе водились крокодилы? по небу можно было ходить пешком? люди умели летать? на деревьях росли батоны? по реке плавали арбузы? на небе вместо Луны висел воздушный шарик? дома были сделаны из ваты? вилки были сделаны из шоколада? у человека глаза были на затылке?
- Внимательно слушайте рассказ малыша и можете даже нарисовать комикс на бумаге.
- Если ребенок затрудняется самостоятельно фантазировать, помогите ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте свой вариант развития событий.
Если ребенку очень тяжело, начните игру с нефантастических идей. Предложите ему представить, что будет, если в гости придет его друг или бабушка испечет пирожки. И не переживайте, что к 5 годам ребенок может не справляться с продуцированием сложных фантазий. Всему свое время!
Небылица. Попробуйте сочинить вместе с ребенком невероятную историю, не похожую на реальность, где все перевернуто с ног на голову. Вы наверняка видели в книжках по развитию логики картинки, где художник «ошибся» и нарисовал на дереве лампочки вместо груш, на небе кусок сыра вместо Луны. Детей привлекает все необычное и не похожее на привычный уклад жизни. Попробуйте сочинить что-нибудь, похожее на картину художника-незнайки. Это может быть сказка, героем которой будет сам малыш. Он охотно подбросит вам свежие идеи и внесет существенные поправки в сценарий.
Продолжи рисунок. Для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу. Суть игры заключается в следующем: вы по очереди рисуете друг для друга заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки. Вы можете делать разные наброски: спонтанные и с подсказками. Перед игроками стоит творческая задача: придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д. Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по вашему образцу. Покажите ему, как из простой закорючки появляются гриб, яблоко, облако, клоун, бабочка или улыбка Чеширского Кота. Попробуйте нарисовать совместный рисунок в несколько этапов. Например, вы начинаете, малыш продолжает, далее из этого же рисунка вы придумываете что-то новое, меняя задумку, добавляя новые штрихи. Конечный «продукт» может получиться весьма оригинальным инопланетным существом или экзотическим фруктом.
К 6-7 годам у детей формируется большой багаж знаний, умений, образцов поведения и прочих образов, которыми они могут оперировать. Поэтому основная задача - научить составлять планы и комбинировать различные образы. При этом ребенок уже должен четко понимать, как бывает в реальности, а как нет.
Чудо-лес.
Эта игра способствует развитию творческого воображения. Для нее понадобится листок с нарисованными заранее несколькими деревцами и разнообразными точками, линиями, фигурками и «загогулинами».
Задача ребенка - превратить все это в лес. Причем по желанию взрослого это может быть настоящий лес или фантастический. Обязательно уточните этот момент, когда будете давать задание ребенку.
- Точно по такому же принципу можно создать «чудо-поляну», «чудо-океан»,«чудо-Африку» и прочие «чудесные» картины. После рисования можно продолжить «работу» с полученными изображениями. Например, попросите ребенка составить рассказ по нарисованной им картине. И опять же, только от вас зависит, будет ли рассказ фантастическим или реалистическим.
Цепочка ассоциаций.
Эта игра напоминает всем известную игру «Слова». Но в отличие от нее ребенку следует подбирать не слово на последнюю букву, а слово соответствующее эпитету.
Например, такая цепочка может выглядеть следующим образом: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…" Продолжать игру можно сколь угодно долго.
- Также для развития воображения будет хорошо поиграть в видоизмененную игру - в «Цепочку противоречий».
Ход игры:
Называется слово
Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…»
Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…»
Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее.
Пример подобной игры: Лето - хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.
- Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.
Писатель.
Эта игра способствует развитию творческого воображения и учит ребенка планированию действий. Для нее вам понадобится тетрадь и цветные карандаши или фломастеры. Сообщите ребенку, что отныне он писатель и должен сочинить сказку. В первый день попросите составить план сказки. Это должен быть последовательный ход событий. Кратко запишите этот план в тетрадь и попросите ребенка нарисовать «обложку» для сказки.
- Начиная со следующего дня, ежедневно расписывайте события сказки в подробностях. Сочинительством, конечно же, должен заниматься ребенок и иллюстрированием тоже, а вот, записывать истории за ним придется вам. Получившиеся произведения можно вечером зачитывать в семейном кругу. Если ребенку забава понравится, то можно написать целую серию сказок. Только следите, чтобы все рассказы были последовательны и соответствовали предварительно составленному плану.
- метить, что такие же дидактические материалы есть и для более старшего возраста. Они помогают развивать творческое воображение и мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на подготовке к школе.
Мы показали вам небольшую часть игр и идей, которые пригодятся вам для занятий с детьми, для развития фантазии и воображения!
Значимость необходимости развития воображения у детей неоспорима. Это основа мировосприятия, получения знаний, появление всего нового. Психологи утверждают, что богатство фантазии у малышей зависит от множества образов, материала и приобретается опытным путем. Одним из основных источников такого опыта являются игрушки. Они должны быть разнообразными и необычными, чтобы побуждать воображение. Мы сделали небольшую подборку таких игрушек.
Кубики и конструкторы - это универсальные игрушки! Играть с ними можно во что угодно: строить башни, гаражи, дома и пирамиды. Придумывать новое, фантазийное и необычное!
Магнитный конструктор SmartMax.
Деревянный конструктор "Морские животные" от Hape.
Кубики "Основные цвета" от Picopok.
Кубики Djeco "Животные", Арт. 08208
Набор кубиков с яркими картинками животных на каждой стороне кубика. Кубики нужно складывать вертикально друг на друга, что бы получилось животное.
Несуществующее животное.
Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных: лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.
Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.
Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.
Несуществующее животное-2.
Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными: от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.
Я не знаю ни одного ребенка, который бы не любил лепить. Может быть, это обусловлено тем, что пластичные материалы позволяют ребенку выразить себя в полной мере, не ограничиваясь какими-либо формами. Каждый может почувствовать себя волшебником.
- Дайте ребенку в руки бесформенный кусочек глины, и вскоре детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, но со временем все более сложные фигурки.
- Образами для лепки могут стать персонажи любимой сказки, домашние животные. Можно также вылепить предметы домашнего обихода: посуду, мебель.
- После сушки все эти будущие игрушки можно еще и раскрасить.
Чудо-глина для творчества ANGEL GLAY.
Подробнее посмотреть можно тут и тут.
Чудо-глина Angel Clay позволяет создавать объемные фигуры, тем самым, развивает творческое и пространственное мышление ребенка. Кроме творческих навыков, игра с глиной успокаивает малыша. Способствует развитию внимания, воображения, креативности, логики, мелкой моторики, цветового восприятия. Расширяет понимание форм, материалов, соединение цветовой гаммы, учит наблюдению за окружающим миром.
С помощью мягкой глины ребенок сможет создать долговечные статуэтки любимых персонажей, различные пособия для игр и другие полезные и интересные вещи, в зависимости от тематики набора и собственной фантазии.
Уникальный материал для лепки!
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние, способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения и творческих способностей. С ангельским песочком можно дать волю своей фантазии.
Ангельский живой песок ANGEL SAND.
Подробнее можно посмотреть тут и тут
Игра с песком, благодаря приятному тактильному воздействию, успокаивает ребенка и стабилизирует его нервную систему. Учеными давно доказано, что игры с песком позволяют снять стресс, излишнюю эмоциональность, успокоиться, поэтому игры с песком особенно полезны гиперактивным и легко возбудимым малышам.
Игра с песком стимулирует многостороннее развитие ребенка: во время игры формируются творческие навыки, развивается абстрактное и конструкторское мышление ребенка.
Игры с песком.
- Угадайка. Это визуальная загадка. В большинстве вариантов присутствует необходимость распознать проекции объемных предметов на плоскость. Игра развивает пространственное воображение ребенка. Ребенок отворачивается, пока другой ребенок или взрослый оставляет на песке отпечаток ладошки. Повернувшемуся нужно отгадать, какой рукой сделан отпечаток: правой или левой? Затем игроки меняются ролями. Когда малыш научится распознавать левую и правую руки, загадку можно усложнить. След может оставлять кулачок, подушечки пальцев той или иной руки, а можно поиграть и с ногами. Играть можно небольшими командами по 2 человека или дети против взрослого. Верный ответ - и у команды 1 балл! Ошибка лишает команду балла и прибавляет балл противнику.
- Отпечатки. Теперь для отпечатков используем предметы: формочки, совочки, камушки, а также предметы, напоминающие геометрические фигуры (спичечный коробок, крышки от банок, ложки и прочее). Самая простая задача - угадать, какой предмет оставил след. Причем коробок от спичек может оставлять на песке разные по размеру прямоугольники. Затем оставляем сразу несколько следов от предметов и просим ребенка угадать предметы и расставить их в той же последовательности, в какой они отпечатались на песке. Начинаем игру с небольшого количества вещей - с трех-четырех, постепенно увеличивая арсенал до пяти-семи. Большее количество использовать нецелесообразно - внимание ребенка рассеивается, и интерес к игре теряется.
Мячик-кукла Moluk Мокс.
Арт. АР-43350, мячик-кукла, диаметр 5 см, выворачивается на изнанку.
Прожорливый мячик с большим ртом)))! Любит петь и разговаривать, но больше всего есть! Все , что попадется у него на пути, монетки, мелкие камушки и шарики марблс. Любит кататься и прыгать. Несколько шариков выстраиваются в пирамидку. Моксы подходят для жонглирования. И мимика у него потрясающая! Малыш запомнит все эмоции!
С помощью детских музыкальных игрушек и инструментов вы постепенно откроете ребенку волшебный мир музыки. Такие занятия будут способствовать развитию воображения и фантазии. Мы очень любим устраивать домашние концерты и музыкальные вечера.)) Дети могут представлять себя музыкантами и артистами!
Музыкальная мастерская от Djeco.
Творческая деятельность способствует эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности детей, развивает фантазию, пространственное и образное мышление. Кроме того занятия творчеством улучшают концентрацию внимания ребенка, развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму. Также, что немаловажно, творчество помогает раскрыться творческим способностям малыша, проявить себя ка личность, передавать свои ощущения и впечатления.
Набор для творчества "КроКро" от Djeco.
В детстве дети очень любят фантазировать и при помощи своего воображения могут создавать свои удивительные миры, отправляться в увлекательные путешествия и совершать отважные подвиги. Как весело помечтать вместе с мамой и друзьями. Для этого пригодятся настольные игры.
Самая "воображательная" )) настольная игра от Zoch "Leg Los" ("Палка, палка огуречик").
Изображать и угадывать - главный принцип этой игры. Ведущий игрок с помощью деревянных кружочков и палочек должен выложить картинку, а другие участники - угадать, что же "нарисовал" художник. Все происходит на скорость, за две минуты нужно показать как можно больше картинок. Так что азарт и веселье всем участникам обеспечены! )))
Жили-Были , Logis.
По названию нетрудно догадаться, что это самая сказочная игра! В ней даже кот есть, кому ж еще сказки говорить. Он как раз и путешествует по Тридевятому королевству, сталкиваясь на пути со всякими неожиданностями. То от разбойника убежит, то от злых пчел. И это самые простые варианты, ведь в этой игре не обошлось даже без пришельцев и рояля в кустах.
Задача игроков - на все реагировать спокойно и попытаться описать каждую встречу одним лишь предложением. Но и это еще не все. Надо обладать очень хорошей памятью. Ведь мало охарактеризовать свою карточку, надо воспроизвести всю сказку, сочиненную предыдущими игроками!
Еще очень много игр тут и тут.