Всемирный день моря (26 сентября): " Природные явления и морские опыты"
Тематические занятия с детьмиИзначально, этот день, должен был быть полностью посвящен опытам и изучению природных явлений... Но как это часто бывает - материнская фантазия, в совокупности с детской, явили еще парочку творческих шедевров, для разнообразия в наши научные изыскания!
Познавательный экшен состоялся, тут вам - и медуза в банках, и море в бутылках, и солевые поля на тарелке!А на десерт- самодельные рыбки-мелки и "рваные " волны.
ЗАДАНИЕ № 1 " Морская массажная дорожка"
Перед тем, как с головой окунуться в науку, начнем с ног. Точнее, с утренней зарядки и массажа ножек! Это - одна из частей нашей массажной дорожки с камушками, которую я весной делала для Андрюши.
Все очень просто и супер бюджетно! В качестве основы - хозяйственная тканевая салфетка из ашановского набора, под чарующим названием "Салфетка хозяйственная протирочная -3 шт." и всем знакомый, набор декоративных камушков из Фикс прайса, который массово используется для развивающих игр.
На салфетку, приклеиваем горячим клеем камушки (держится отлично). Кстати, приклеивали мы с Андрюшей вместе, я наносила клей, а он прикладывал, в том порядке, как ему захотелось, т.е. проявлял творческие способности.
На ощупь, они очень приятные, гладкие и при ходьбе, создают эффект "морской гальки".
ЗАДАНИЕ № 2 "Морская аппликация"
Наш первый творческий шедевр - "Море из рваной бумаги" в стиле Молли Босли (из книги "Арт Лаб. Художественная мастерская для детей" Сьюзан Швейк).
Материалы:
- клей,
- цветной картон и бумага,
- ножницы (можно взять фигурные ножницы),
- картон для основы аппликации,
- блестки, пайетки и т.д.
- ракушки и мелкие камушки,
- и любой декор на морскую тему.
Создание подобной аппликации - процесс совершенно не сложный:
Берем цветную бумагу или картон различных "морских" оттенков и рвем ее на полосочки и кусочки. Процесс для ребенка приятный, ибо наконец-то можно что-то порвать в клочки от души, при этом, не испортив ничего, а наоборот - создать шедевр!
Можно попробовать вырезать фигурными ножницами бумагу, чтобы создать эффект "волн". Затем, приклеиваем "волны" на картон, дополняем блестками, пайетками, ракушками или наклейками.Получаем контрастные морские волны.
ЗАДАНИЕ № 3 Эксперимент "Медуза в банке"
На первый взгляд, разглядеть в этой некой хаотичной субстанции, плавающей в стеклянной банке, именно медузу - весьма сложно!Но поверьте, это - она самая! Эксперимент, довольно любопытный и не сложный в создании.
Материалы:
- длинная банка (или лучше взять длинную пластиковую или стеклянную бутылку с крышкой, чтобы у медузы был простор для плавания),
- полиэтиленовый прозрачный пакет,
- нитка,
- пищевой синий краситель,
- растительное масло или глицерин.
Делаем медузу:
1. Вырезать из пакета 1 сторону, скрутить в середине небольшой шарик и не очень плотно завязать ниткой.
2. Разрезать оставшуюся часть полосками, чтобы получились щупальцы, желательно- разной длины.
3. В шарик залить воды и оставить немного воздуха (это важно, чтобы медуза могла плавать внутри бутылки).
4. Запустить медузу в бутылку и закрыть плотно крышкой.
Андрюша пришел в полный восторг и был очень удивлен "новому домашнему питомцу". Спрашивал, где мы ее поймали, почему она молчит, а потом решил, что ее надо срочно освободить из банки, ибо "ей там скучно"!
ЗАДАНИЕ № 4. Простые опыты из энциклопедии "Эксперименты и открытия"
В детской энциклопедии "Эксперименты и открытия" Ангелы Вайнхольд, есть несколько простых опытов с водой (об этой книге, подробнее, я уже говорила здесь.) Мы с Андрюшей, попробовали провести те, что были связанны, хоть как-то, с морем.
Опыты "Море в банке" и "Что тонет в воде?"
Эти два опыта, мы соединили в одной бутылке - сначала кидали разные предметы в воду, проверяли, что будет тонуть, а потом наблюдали за взаимодействием воды и масла.
Материалы для опыта:
- вода или банка с крышкой,
- пищевой синий краситель,
- растительное или детское масло,
- пробка,
- ракушки и наклейки рыбки.
В бутылку кидаем морские ракушки, проверяем, тонут ли они в воде ( а еще, с ними наше "море" гораздо симпатичнее, правда?!).
Затем - запускаем в бутылку пробку и наблюдаем, что она плавает на поверхности!
Выводы - ракушки тяжелее пробки, и они тонут в воде!
Теперь, переходим к изучению воды и масла! Приклеиваем на бутылку или банку рыбок (для декора), заливаем воду, подкрашенную пищевым красителем и потом, масло.
По итогам опыта - масло окажется сверху, так как оно легче, чем вода. А если бутылку хорошенько встряхнуть, получится настоящая морская буря!
ОПЫТ "Почему морская вода соленая?"
Во-первых, размешиваем питьевую воду с морской солью, наливаем в чайную ложечку и дегустируем "море" на вкус!Оно соленое!)
Во-вторых, остатки соленой воды, наливаем на темную тарелку или поднос, оставляем высыхать (мы поставили на окно в разгар солнечного дня, и очень быстро наблюдали за результатом опыта).
Результат опыта: вода испарилась, а соль осталась на тарелке и снова образовала кристаллы.
А еще, из этой книги , мы узнаем, что в некоторых странах, соль получают на соляных полянах. Морскую воду отводят в неглубокие водоемы, где она испаряется. После этого, остается соль, которую, перед использованием, предварительно очищают и высушивают.
ЗАДАНИЕ № 5. Развиваем логику - "Морские силуэты"
Это задание, можно сделать за 5 минут, при помощи обычного картона, черного фломастера и плоских игрушек (морских обитателей, звезд, ракушек и т.д.).
У меня, завались такие игрушки из набора "Рыбалка", формочки для песочницы и звездочки. Поэтому, я, всего лишь, обвела силуэты и вручила Андрюше, чтобы он нашел пару.
Если у вас, подобных игрушек нет- можно просто вырезать рыбок, осьминогов и медуз из раскрасок или вырезать из картона.
ЗАДАНИЕ № 6. Читаем детские энциклопедии и изучаем природные явления.
Еще одна детская энциклопедия Ангелы Вайнхольд, из серии "Зачем?Отчего? Почему?", в которой можно узнать о природных явлениях и погоде.
"Морской" и "береговой" ветер
Например, есть разворот с окошками, где показано, как на побережье ветер меняет свое направление днем и ночью.
Облака
А еще, есть разворот, на котором показано, как солнце нагревает море, и вода, под действием солнечного тепла испаряется и превращается в облака.
Книга о природных явлениях - "Погода и климат" из серии "Discovery Education", изд. "Махаон"
(Лабиринт, Озон, Кniga.ru)
В ней, можно узнать, как образуются морские волны и что такое цунами, что такое зона разбивания волн, гребень волны, подошва волны и торможение.
ЗАДАНИЕ № 7. Рисуем море + клеим наклейки
Это наше "ленивое" творчество, потому что - мы немного поводили кисточками и красками на акварельной бумаге и приклеили объемные морские наклейки и маленькие ракушки!
Кстати, во время приклеивания, Андрюша мне рассказал, что все, у кого "щупальцы"- это родственники, так что медуза, кальмар и осьминог -это одна большая дружная семья!
ЗАДАНИЕ № 7. Восковые карандаши "Рыбки"
Идея, изначально , была хорошая, за исключением того, что надо было использовать силиконовую форму для выпечки, а не для льда)! Ибо, мама так увлеклась, что по итогам - рыбки получились, а форму теперь придется покупать новую!
Как сделать восковые мелки, можно посмотреть здесь рецепт. У нас получились разноцветные волны на бумаге и самодельные восковые рыбки-карандаши (из-за того, что в каждую формочку мы добавили контрастные цвета, полоски получаются "радужные").