Как хвалить ребёнка, чтобы он стал самостоятельным и не зависел от чужого мнения
ВоспитаниеС этим всё просто (ну или почти).
Ваши слова похвалы должны описывать 4 элемента: результат + действие + ваша отношение\эмоция + значение
Ты нарисовала домик с ровной крышей, ты аккуратно рисуешь\настоящий художник, я так рад.
Описание результата: нарисован домик
Действие: нарисовала\аккуратно нарисовала
Отношение: я рад
Значение: ты аккуратно рисуешь\настоящий художник.
Ты так быстро доехала на самокате до детской площадки, ты супербыстрая.
Описание результата: доехала на самокате до площадки
Действие: доехала быстро
Отношение: -
Значение: супербыстрая
Ты сложила свои вещи в шкаф, ты такая самостоятельная, мне приятно, что ты помогаешь.
Описание результата: сложила вещи в шкаф
Действие: сложила сама
Отношение: мне приятно, ты помогаешь мне
Значение: ты самостоятельная
Благодаря этим деталям ребёнок учиться связать свои действия и результаты со значениями\выводами. У него есть возможность оспорить это, предложить своё видение или согласиться с этим.:) За счет этого у него формируется навык самостоятельно делать выводы о себе, своих действия и результатах. И не зависеть от чужого мнения.
Так же хорош вариант, когда вы начинаете предлагать ребёнку самому сделать вывод о своих действиях и результатах: ты собралась сама на улицу без моей помощи, это значит, что у тебя есть какое качество\ты какая?:)
Если вы будете ребёнку предлагать только вывод типа: «Ты молодец», то тут минимум 2 проблемы:
1. Какие мои действия вызвали такую реакцию? Непонятно.
2. Я не могу проследить связь «молодцовости» и своих действий\результатов, а значит я не могу сам и оценить. Поэтому я должен буду ВСЕГДА ЖДАТЬ ЧУЖОЙ ОЦЕНКИ и ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА НЕЁ.
«Сынок, иди домой!
Мама, я замёрз?
Нет, ты голодный!»
Если описывать только результат и действия, то это просто описание факта.
Если называть только свои чувства и отношение, то тогда ребёнок оказывается в роли того, КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ВАШИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Чем это плохо, попробуйте догадаться сами :)
Всё это не означает, что теперь ВЫ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ДОЛЖНЫ ТОЛЬКО ТАК хвалить ребёнка. :)
Иногда можно сказать «Ты умница» и это тоже будет классно работать, но когда вы понимаете общий принцип, у вас появляется больше возможностей помочь ребёнку сформировать, полезные в жизни, навыки…
Кажется, что уметь самостоятельно делать выводы и не зависеть от чужих оценок - это полезный навык, нет? :)
П.С. Со взрослыми такой способ работает тоже лучше, чем простое «ты молодец»:))
---
Дневник папы-психолога в телеграме: