Сказка как инструмент воспитания и обучения.
ВоспитаниеПомимо основной работы, учителем начальных классов и логопедом, я веду занятия у дошкольников. Наряду с "предметами", которые принято считать "основными" (письмо, чтение, математика) в программе - "книжная страна" - один моих самых любимых уроков.
Надо сказать, что и дети с наибольшим воодушевлением встречают именно это занятие.
Грустно, но часто дети признаются, что дома им не читают. Дети знают русские сказки в сомнительной интерпретации мультфильмов серии "Машины сказки", вместо книг с красочными картинками все чаще в их руках можно увидеть планшеты с уродливыми героями "детских игр". Я была в ужасе, когда дети в школе мне показали, во что они играют. Мишка-фредди. В вашем воображении возник милый плюшевый медвежонок с блестящими пуговичками глазками? ничего подобного. Это зомби-медведь, созданный, чтобы убивать. А игра Стив и зомби - нуждается в пояснениях? УЖАСНО, но у меня складывается впечатление, что скоро канет в лету не только традиция вечернего чтения, но и вообще традиционный, добрый подход к воспитанию детей. но это тема для другого поста, а сегодня мне хочется поговорить о пользе сказок.
В повседневной жизни мы, родители, используем в общении с детьми обиходную лексику. У нас нет ни времени, ни воодушевления описывать происходящее используя эпитеты и олицетворения. Да и, пожалуй, мама будет чувствовать себя глупо, если начнет разговаривать с ребенком примерно так: "а сейчас сынок, ты застели свою постель этим мягким, как лебединое перышко одеялом, вымой личико живительной водичкой, испей молока от ласковой буренушки..." В лучшем случае она будет ощущать себя плохой актрисой дешевой рекламы. Реалии нашего климата не позволяют даже на улице найти способ использовать литературный язык - утром, по дороге в сад и на работу еще темно, вечером уже темно большую часть года.
Вот и получается, что лучший способ показать ребенку красоту СЛОВА, ЯЗЫКА, это именно сказки. Постепенно из сказок сравнения и образные выражения перетекают в бытовую речь, делая ее богаче и многограннее, ребенок учится понимаю юмор и гиперболизацию.
Сказка формирует у ребенка не только красочную речь, но и образ мужественности и женственности. И пусть в современном обществе гендерные роли перемешиваются, ребенку следует расти, видя образцы традиционных женских и мужских качеств - знать, что мужчина это сила, смелость, крепость духа, а женщина - мягкость, хозяйственность, доброта. К сожалению, в этом наши предки мудрее нас, ведь нет ни одного народа, ни одного племени, в котором не было бы своего фольклора, и жаль, что мы сегодня отходим от своих корней, забываем о пользе фольклора. Сказка вселяет в ребенка уверенность, что "в конце концов все будет хорошо, и если еще не хорошо, значит, еще не конец".
В своих логопедических занятиях по развитию речи я тоже активно использую сказки, особенно помогает прием повтора детям с ОНР. " Бабка за дедку, дедка за репку", "от бабушки ушел, от дедушки ушел", " я мышка-норушка, я лягушка-квакушка" - на самом деле ребенок тренирует еще и память, запоминая последовательность героев.
В детской психологии так же особенное внимание отводится сказкотерапии, с помощью сказки можно решить практически любую психологическую проблему у ребенка, поэтому, если ребенок раз за разом просит читать вам одну и ту же сказку, не противьтесь, значит, с ее помощью он решает какую-то свою проблему. Грамотно подбирая сказу вы можете решить и "свои" проблемы с ребенком. Много хвастается? Почитайте ему сказку "заяц-хвастун"; неряшлив? - вот "Федорино горе" и "Мойдодыр" Чуковского; жадничает - "Сказку о рыбаке и рыбке"...
Читайте детям больше, слушайте вместе аудиосказки, сочиняйте свои сказки, рисуйте их и разыгрывайте.
Помните, как говорил известный педагог Сухомлинский? "