Помогите разобраться в ситуации
На детской площадке, на прогулкеЗдравствуйте!
Продолжение (начало см ниже). Делали перерыв в общении на два дня, надеясь, что Миша соскучится. После этого был мир на один вечер, а потом все по новой. Пару дней назад мой сын дал Мише сдачи, попав по его лицу варежкой с налипшим на нее снегом. Миша расплакался, сказав, что ему больно, его бабушка стала его жалеть (особенно она переживала из-за того, что он получил именно по лицу). Спустя какое-то время, правда, она ему сказала, что он первый начал, вот и получил. Естественно, Мишу этот случай ничему не научил. Я забыла ранее отметить, что Миша на свою маму и бабушку (про папу не знаю) тоже может замахнуться и ударить рукой или толкнуть, но она это переводит в игру, иногда ругает (когда явно видно, что это агрессия). Так вот вернусь к моменту, когда сын "удачно" дал сдачи. Я в тот момент ему ничего не сказала, но думала весь вечер, должна ли я была ему говорить, что по лицу бить нельзя. Во-первых, да, он попал по лицу, но он ведь защищался от агрессивного нападения любым доступным ему способом, особенно учитывая, что "противник" крупнее его. Не дерись - не получишь по лицу. Во-вторых, а почему, собственно, нельзя бить по лицу? Возможна травма? Так простите, а сколько раз мой сын падал от Мишиного толчка, ведь он тоже мог получить травму, и небольшие травмы действительно были - один раз ударился затылком об снегокат, один раз ударился лбом об утоптанный снег (была шишка небольшая), один раз оцарапал подбородок об лед - но даже не плакал, правда (за все случаи Миша был наказан, конечно). Так чем опаснее фингал под глазом у Миши (а его и не было) удара головой моего сына об лед? В общем подумав, я так ничего сыну и не сказала. Ну и самое главное - это реакция моего сына на произошедшее. Она была не сразу, а проявилась на следующий день. Он стал очень активно давать сдачи Мише, не оставляя без ответа ни единого Мишиного удара, а раньше небольшие толчки пропускал мимо. При этом он, видимо, стал вкладывать всю свою силу, потому что Миша начал падать от его толчков. Раньше, наверно, мой сын просто побаивался. Дальше - больше! Один раз мой сын сам напал на Мишу после какого-то обидного обзывательства! Я его тогда остановила, но серьезно поговорила с ним уже дома, после прогулки. Он признался, что напал первым (и я это видела). Вчера заметила, что сын перестал уступать свои игрушки, Миша ведь ему почти никогда не уступает, а если уже начал играть Мишиной игрушкой, то не возвращает ее по Мишиной просьбе (Миша тоже так делает). А сегодня мне показалось, что мой сын слегка оттолкнул меня, когда я к нему приблизилась, несмотря на его просьбу не подходить!
Боюсь, что начнет отбирать чужие игрушки, как сейчас с ним поступает Миша! Боюсь, что начнет задираться первым, как Миша!! Боюсь, что начнет и на меня замахиваться, как это делает Миша со своими близкими!!!
При всем при этом мой сын реально начал играть с Мишей с удовольствием, на прогулки стремится, хочет, говорит, что без Миши ему скучно!!!
Мой сын как будто начал копировать поведение Миши. А в поведении этом есть и минусы, есть и плюсы. Общительности у сына явно прибавилось, фантазия у обоих развивается, веселятся от души, перенимают друг у друга хорошие идеи, общий интерес у них сильный имеется... Миша моего сына тоже копирует, но только не в отношении этих драк и всего с этим связанного, тут у Миши, видимо, принципиальная агрессивная позиция.
Ой-ой-ой!
Прошу совета. Ситуация следующая. Сыну сейчас 4 года. Уже давно (лет с 2,5) заметила, что наши сверстники, с которыми мы с 1,5 лет гуляем, начали общаться между собой (сначала наблюдение, возня, беготня, сейчас уже разговоры, совместные игры с простыми сюжетами), а мой сын, находясь среди них, участия в этом общении почти не принимает, поиграть вместе с ними может, но только после моих настойчивых завлекалок (то есть при моем непосредственном участии) и разговоров. В общем нет у него интереса, нет желания общаться со сверстниками. Этой зимой так получилось, что из нашей компании сейчас остался один мальчик (ему также 4 года). Этот мальчик очень стремится к общению. Мой сын - нет. Прошло некоторое время, мальчик постоянно привлекает моего сына к совместной игре, в итоге сын с ним играет, но без особого интереса, постоянно меня спрашивая после прогулки: а сегодня я тебя порадовал? Я же хорошо играл с Мишей? Но все же играет, поэтому надеюсь, что скоро поймет, что это весело и интересно. И вроде бы все неплохо идет, но! Миша начал толкать моего сына, обсыпать его снегом (сначала мы, родители, думали, что он хотел поиграть таким образом, валяясь и возясь в снегу), но теперь явно заметили, что Миша лезет именно драться, когда ему что-то не нравится. Я сына научила давать сдачи, после этого мы мальчиков разнимаем (Миша крупнее моего сына), и драка прекращается, и они вдвоем продолжают мирно играть. Теперь Миша начал отбирать у сына игрушки, а сын, совершенно явно боясь драки, почти всегда уступает. Уже было несколько таких моментов, когда сын отказывался отдавать свою игрушку, объясняя по всем правилам(!), что он еще хочет ею поиграть, а потом даст поиграть Мише, но в ответ получал удар по голове от Миши, который вырывал при этом игрушку из рук сына (кстати, буквально некоторое время назад Миша так себя не вел, игрушками делился спокойно!). Конечно, тут же вмешивались и родители Миши, пытаясь его вразумить. Сын ждет защиты от меня и получает ее. В общем, у меня такое ощущение, что Миша его подавляет. До самого лета у нас не будет возможности общаться с кем-то другим, да и опять же сын не стремится ни с кем общаться. Хочу добавить, что Миша - упрямый, но добрый и интересный мальчик, он очень стремится общаться с моим сыном, а то, что он лезет драться, вредничает - его родители с этим борются.
Вопрос: как нам с сыном нужно правильно вести себя с Мишей, чтобы, с одной стороны, научиться отстаивать свои позиции и желания, а с другой - пробудить интерес совместного общения с ним? (я понимаю, что не противоположные полюса, но в данной ситуации это практически так)