"А я сделаю все наоборот". По мотивам рассказа.
Как договоритьсяКогда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот... (с)
Фраза которая моему внутреннему перфекционисту не дает жить спокойно и существовать. Как же так. Столько статей, столько мнений, столько выписанных на листочке правил по правильному общению (сори за тавтологию) с детьми и не навредить им. Столько перелопаченной литературы про "как быть примерным родителем и не нанести травму детям".
Сейчас наступает просто крах всей этой системы в моей голове и работает тупо инстинкт сохранить свой рассудок во что бы то ни стало. А у сына? У него все отлично! Время от времени даже все ништяк. Все остальное не е**т. А мою голову разрывает когнитивный диссонанс и противоречивые желания: как успокоить и донести до светлой головушки сына, хотя бы на время, что-то, не применяя к нему общей анестезии чем-нибудь тяжёлым по голове или другому месту на противоположном конце туловища. У меня нет рецепта, который бы работал с ним всегда. С Агатой - есть. С ним - нет. Сейчас с ним работает метод брутального разговора и с таким видом, будто готов дать по шее. Меня это морально убивает и взрывает мне мозги. Именно этого я всегда старалась избегать, помня свое детство. А ему ништяк.
Он приходит ко мне и заводит шарманку "Все плохо, мы все умрём, мама - ты фашист издеваешься над детьми, заставляешь их делать все самим, вместо того, чтобы сделать все за детей." А я ему отвечаю: "Да что ты все время жалуешься, нюня? Достал уже! Как ляля маленькая! Щас сосу достану и в пеленку заверну!". А он широко улыбается и говорит: "Не надо сосу, я сам все умею делать. Спасибо мамочка, за то что ты у нас такая есть, пусть даже ты и фашист".
Как в том рассказе: мне на психотерапию уже даже и не надо. И так на таблетках сижу четвертый месяц. И все равно знаю, что как бы я ни старалась. он все равно к кому-нибудь придет и будет жаловаться на родителей со словами "АхЪ, как со мной несправедливо поступали, и я непонятый золотой такой колпак."
А перед тем, как я перешла к брутальным разговорам, случилось то, что случилось. Полтора года отходив на гимнастику, сын благополучно ее "про**л" на внутригрупповых зачетах. Зато я с удивлением обнаружила, что я была не готова к его вранью, нулевым результатам и стремлению мальчика не напрягаться. У него по ВСЕМ зачетам... за 1,5 года прочерки, зато по всем рассказам после тренировок, что он чуть ли не Чак Норрис, отжимается по 50 раз на одном пальце и на канате долетает до самого верха, до железки с крюком. Прочерк - это означает, что ребенок не выполнил самостоятельно даже попытку выполнить упражнение: элементарно, мальчик на подтягивании не смог повиснуть на турнике. Потому что если бы повис и попытался что-то изобразить - был бы 1 балл.
Про тотальные не успехи сына я была не в курсе.Тренер не жаловался, сколько раз я подходила к нему с вопросами был ответ: Федя старается, у нас все стараются и он тоже старается, молодец, есть проблемы с руками - слабоваты, но все наверстает. И я немного наивно полагала, раз ему туда нравится ходить, и он туда бежит с горящими глазами, то значит старается и что-то делает. Но не ожидала, что ребенок отходив туда полтора года ВООБЩЕ ничего не сможет показать, и выясняется, что он туда бежит ради того, чтобы потусить.
Плакала, да. Потому что была разочарована. Потому что я и так не ставила ему планку, чтобы он медальки получал на соревнованиях. Достаточно было просто ходить, заниматься, стремиться к результату. Все, что я от него хотела. Была очарована этой мыслью. Но это разочарование в нем, в его поступках открыло мне глаза на свои ошибки, на то, какой же сын на самом деле и ситуация связанная с ним. Неприятно, тяжело и больно. Чувство какой-то внутренней пустоты... Хочется сразу все исправить, сделать по-другому, мысли появляются в голове "блин, если бы можно было назад вернутся, я бы ни за что...". И все бесполезно. Остается только собрать остаток воли в кулак и продолжать жить дальше. Но это только лишний опыт. И без него я бы не смогла изменить ситуацию.
Как обычно села и расписала для себя причины-следствия и вопросы: почему.
Сделала выводы: Он хочет показаться лучше чем есть. Точнее ЕЩЕ лучше, т.к. и так захваленный. В силу его некоторых особенностей развития и некоторых проблем, раньше его НУЖНО было хвалить за каждый шаг к действию. Т.е. если дите попросили нарисовать шарик, и он взял в руки кисть - ай молодец, понял, кисточку взял. Ой хорошо, в краску макнул, ну овальчик, да, почти круглый. Умница. Сейчас уже он вырос. Требуется переходить от действий к результату, поскольку у него произошел перекос в плане "молодец", для него похвала обесценилась... к результату зачем стремиться, если и так похвалят. Т.е. он уже в принципе молодец, т.к. ему просьбу озвучили и он соизволил даже о ней подумать, а не молодец, от достигнутого результата. Вот его и штормит слегонца. Как так, его не хвалят за 100500 шагов к результату, а требуют этот самый результат. И тут возникает легкий диссонанс, он сам себя же уже по привычке похвалил, за то что выслушал просьбу и даже чуть о ней подумал, а мамо не хвалит. Как так? Какой результат? Воображение-то ему уже все нарисовало, что вот результат должен быть вот таким, и поскольку оно очень яркое и реалистичное, что ребенок думает, что оно уже свершилось и давайте его срочно хвалите. А не хвалят? А что, это еще и трудиться надо???!!!! И тут у ребенка ступор, следовательно мама- фашист, требует чего-то непонятного.
И дите радостно пытается действовать по привычной схеме трехлетнего ребенка: срочно впасть в истерику. Не похвалят, ну хоть пожалеют. Наши бабы на это ведутся, аки курицы на зерно. Как так, дитятко расстроено?! Ай-яй, ну ничего-ничего, Феденька не расстраивайся, в другой раз обязательно получится! И Феденька свято убежден, что стоит подумать о просьбе, расстроиться, что "нипалучилось" с первой мысли, поорать, тебя пожалеют, утешат, скажут, что в следующий раз точно обязательно получится и отстанут. До следующего раза.
Вот теперь, когда подоплёка всего этого известна и то, что Федя на тренировки ходил ради того, чтобы поболтать с друганами, побегать и нихрена не прикладывал даже малейшего усилия, чтобы постараться хотя бы чуть-чуть сделать то, о чем просит тренер, стоит ли ему продолжать туда ходить? Хотя пацаны там стараются. Видно по ним, есть у них какая-то такая сознательность.
И еще фундаментальный вопрос в его мотивации. Если будет дальше продолжать водить его мама, то никакого урока он из этого не вынесет. т.к. ожидает примерно следующее: он вылетит, расстроится, поорет, придет мама, утешит, скажет, что в следующий раз-то все обязательно получится, пойдет поговорит с тренером и будет дальше водить Феденьку на занятия, где он продолжит филонить, потому что его утешили, пообещали, что в следующий раз все получится, а зачем стараться, если все идет по привычной схеме?
Поэтому.. "в следующий раз я все сделаю наоборот"...
У него был шанс? Был. Он его профукал? Да. Вот позиционирует себя как мужык (а он именно это и делает!) , бьет себя пяткой в грудь... хочет дальше ходить на тренировки? ОК! Пусть и поступает как мужык: зарабатывает на тренировки, и там старается не вылететь в очередной месяц. Получится? МУЖЫК. Не получится? Ну... могу развести руками и предложить дать ему сосу и завернуть в пеленочку. (это я сильно утрирую, чтобы был ясен только смысл и общий курс).
Дома завели календарь. Где отмечаем зеленой птичкой - время которое он результативно помогает, и время когда он истерики закатывает и устраивает скандалы - красным восклицательным знаком. Суммируем итоги в конце недели, чего больше, скандалов или помощи. Если скандалов: никуда не идет + лишается мультика в воскресенье. Если больше птичек, то тут есть выбор. Сколько птичек в плюсе от вычитания "скандалов". Если меньше пяти, то идет гулять в лес на санках или в конюшню, или мультик в вскр. Если от 5 до 10, то можем поговорить о походе на тренировку, т.к. это относится к разряду его развлечений. Он сам согласен. Ему ТАК понятно.
Почему я сделала такие выводы и почему с ним надо действовать именно так, я поняла после того, как выплакалась после разочарования, и попросила его вычесать собаку. посмотрела на его действия новыми глазами.
Это как лакмусовая бумажка была: А я сидела и у меня волосы и так все седые покрывались мурашками. Прежде чем он стал нормально вычесывать собак, ой сколько было эмоций. Как жеж. Он взял РАСЧЕСКУ В РУКИ! ЕМУ УЖЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ! Хвалить немедля. - Мам! Я расческу взял! Мам, я поднял руку! Мам! Я щас буду расчесывать! (я сидела молчала). Потом он сделал 2 взмаха в воздухе! ХВАЛИТЬ ЕГО НЕМЕДЛЯ! КАЧАТЬ НА РУКАХ! Возносить славу и петь "осанну" за последующие 5 взмахов царственной десницы, а уж если провел по собачьей шерсти расческой - все пипец. всем в ОБМОРОК. Федя изволил ПОТРУДИТЬСЯ...
Так что.."в следующий раз я все сделаю наоборот"... работаем теперь над результатом.