Про детские рисунки (вопрос психологам и художникам)
Рисование, музыка, творчествоЯ сама человек не творческий. Меня в детсве УЧИЛИ рисовать, а я была девочкой очень послушной, мне хотелось всегда нравится людям, чтобы меня всегда хвалили. Поэтому училась я вперед всех. Меня звали в художественную школу, говорили что у меня талант...Что мне крайне не понятно, откуда талант у ребенка который просто копирует? У меня нет фантазии, я не могу придумать что-то новое. Вот знаете есть люди первооткрыватели, такие как Генри Форд или Коко Шанель, у которых в головах сидели мысли о том, что вот в этом изобретении ну чего-то да не хватает, и они думали-думали и бамс все гениальное просто выдумывали маленькое черное платье, или как увеличить скорость машины облегчив ее каркас.
Дак вот, мне кажется этих людей в дестве никто не учил. Они были предоставленны сами себе по большей части и выросли из них люди изобретатели.
А есть такие люди - исполнители... которым изобретатели говорят "слушай я тут такое придумал... ", а исполнитель он всегда знает как это сделать. Хороши оба типа людей. Еще лучше когда они сотрудничают, живут вместе, работают вместе. Т.е. открытия без исполнителей не совершаются, только имена их в основном за кадром остаются.
И конечно мы влияем на то кем станет наш ребенок. Исполнителем или изобретателем. Обе роли хороши. Замечу что девочки в большинстве своем оказываются исполнителями, т.к. им с детства прививают отвественность, педдантичность итд итд, да и сами они любят научится и поучать всех вокруг))) Правда бывают исключения, этакие девчонки-сорванцы-экспериментаторы. И хорошо если их не сломает система, школа, институт брака, чего стоит одна только фраза "Ты же девочка!!!", ты девочка, а значит не можешь бегать в рваных колготках, лазать по деревьям, возиться в грязи, прыгать по лужам итд итд....Ты девочка и значит должна!!! быть чистой, опрятной, заболтивой, милой, улыбчивой ))) И редкие родители не навязывают это мнение детям)
А мальчикам))) какая самая распространенная фраза? "Мужчины не плачут!" мужчины не катают колясок розовых в 2 года (Миша очень любил катать коляску, игрушечную), мужчины не вяжут, не шьют, не делают бусы (у Миши целая коробка бусин разных, это его сокровища). А еще у Миши были любимые кисы))) мягкая игрушка из Икеи кошка или кот звал он ее МЯ, и таскал за собой около 2х лет.... он был везде с этой кошкой, спал, ел, на горшке сидел, в садике и дома. Когда игрушка превратилась в грязную не отстирываемую тряпочку, я купила новую, другую Мя, но Миша схватил обе... и таскал около года 2 МЯ)))) Сейчас я собрала ВСЕ мягкие игрушки и отдала, в садик... только этих 2 Мя оставила, не поднялась рука. На что Миша нахмурился и требовал чтоб я их тоже отдала!!! Видимо его смущает что он так их любил?))) и он делает вид что позабыл свою любовь, и они лежат высоко на шкафу чтоб не смущать этого маленького мужчину.
Ах да, я же тут о ТВОРЧЕСТВЕ)))))
Сложная тема детского творчества для меня. Творчество в моем понимании это когда фантазия работает, и включается режим эксперимент. Разве можно в такие моменты портить все своими взрослыми высказываниями что делают в художественной школе например.
-карандаш держать нужно вот так
- Человечка рисуют вот так
-А еще солнышко нарисуй
итд итд...разве это творчество????
Свободное творчество это когда ты ему дал краски, и рулон обоев обратной стороной. И наблюдаешь... а он сам там ползает и рисует. И пусть он лижет эту краску, и пусть все закрасит черным цветом. Я всегда сидела рядом и просто смотрела чтоб он рученками не трогал обои или мебель.
Творчество дело хорошее, но я не понимаю когда оно на стенах и мебели...в чем прикол? Я даю краски ребенку не чтоб он отвалил от меня на 20 минут... а чтоб он радовался... поэтому я всегда сижу рядом... как можно не уследить и позволить рисовать на стенах?
Еще часто все напрягаются когда ребенок красит все в черный цвет...просто черный легко получается, если все краски смешать разом то получится почти черный...А это же интересно смешивать все краски, разве нет?
Просто мне кажется что у нас СИСТЕМА, ШКОЛА они ломают творческих личностей... часто прививают им ярлыки не соотвествующие этим людям. И если в последнее время наша страна стала более открытой и "свободной" и можно не бояться на уроке ИЗО и просто сказать Я ТАК ВИЖУ... То вспомните если бы в 80-90е годы вы нарисовали на изо каля-баля и сказали бы учителю "Я так вижу" вся школа смеялась бы над вами, в лучшем случае... а в худшем вам бы еще и в дурку посоветовали обратиться.
А сейчас у нас эдаки 2 лагеря борятся в головах у всех... особенно психологов школьных. С одной стороны при приеме в школу и беседе с психологом ребенок ДОЛЖЕН нарисовать по заданию например "дом, семья" людей, а не каля-баля, да еще и с прорисовкой деталей и прочими мелочами. Чем больше деталей тем более развитый ребенок, ну итд... А с другой стороны ГДЕ ТВОРЧЕСТВО???? Ведь рисунок дом-семья, это рисунок на свободную тему... а значит это может быть 4 пятна краски например... и это будет правдивей чем все что нарисовали другие???
В общем я не изучала методик развития, и прочего... я растила ребенка исследователя-экспериментатора и человека творческого. Возможно потому, что я сама этими качествами не обладаю...
Я горжусь что рисунки Миши в садике ОТЛИЧАЮТСЯ от всех остальных... Прихожу и вижу рисунки на тему "космос", и я точно знаю что близняшка Ксюшка, сама шустрая и творческая девочка, первой взяла фиолетовую краску нарисовала космос как она видит, планеты и прочее. А все дети сидели чесали репу, посмотрели на Ксюшку, которая не задумалась ни на минуту о том КАКОЙ Он КОСМОС. И все взяли такую же краску и скопировали то что сделала Ксюшка, ну с минимальными вариациями)))) И рисунок Миши, который долго думал... смотрел что делают все... потом вспоминал космос, в итоге нарисовал, да планеты, и что-то еще, я забываю там долгий рассказ прилагается, НО ни одного фиолетового мазка и ПОЛНАЯ противополжность ВСЕМ остальным рисункам. Я горда, мой ребенок индивидуальность, у него свои мысли!!! И люди у него не такие как у всех, и планеты!!!
Я почти каждый день повторяю ему, что он должен думать САМ, не нужно повторять за всеми, делать как все. И я горжусь что он отличается от большинства.
Правда вот эти школьные психологи про которых мне наговорили, не дают мне спать спокойно... поэтому в наших занятиях с Мишей. Появился факультатив Рисование))) и я таки учу его рисовать, копировать, повторять за мной рисунки животных и людей....Терзаюсь мыслью права ли я или нет....может я убиваю ТВОРЧЕСТВО?