О пользе ползания
Физическое развитиеМоторное развитие ребенка устроено таким образом, что перед тем, как начать ходить, он довольно продолжительное время ползает. На первый взгляд, это просто пережиток эволюции - напоминание нам о том, от кого мы произошли. Но на самом деле ползание - это очень важная развивающая деятельность для ребенка. И ситуации, когда ребенок начинает ходить, минуя стадию ползанья, должны привлечь родительское внимание. Для того чтобы лучше разобраться в этой теме, давайте попробуем взглянуть на ситуацию глазами нейропсихолога.
Итак, малыш отказывается ползать в положенные для этого сроки (а в среднем начало ползанья приходится на 6-7 месяцев). При этом он может довольно рано начинать стоять у опоры и предпринимать попытки ходить, и, как правило, в таком случае родителей отсутствие ползания не напрягает, в отличие от случаев, когда ребенок не ползает, не ходит и не изобретает других способов передвижения. Обычно родители воспринимают такое развитие как ускоренное и радуются. Однако любой пропущенный этап развития, во-первых, указывает на то, что у организма есть причины его пропустить, а во-вторых, лишает мозг возможности отработать определенные функции и развить определенные зоны. Иногда это со временем компенсируется, иногда отголоски этих пробелов можно заметить, например, в учебной деятельности.
Для того чтобы ребенок пополз, в первую очередь, необходима достаточно хорошая работа той зоны мозга, которая отвечает за энергетический компонент деятельности. Эта зона находится в глубинных отделах мозга и нередко страдает из-за гипоксии, перенесенной во время беременности или в родах, от небольших родовых травм, которые могут приводить к ухудшению кровоснабжения мозга. Как раз очень часто это сопровождается ранним вставанием и хождением, поскольку тело ребенка напряжено, он и стремится встать, выпрямиться, как струнка. Возможна и обратная ситуация, когда сбои в работе энергетического компонента приводят к вялости, слабости мышц, и тогда ребенок и не ходит, и не ползает.
Польза ползанья для развития моторики очевидна - ребенок учится удерживаться на конечностях. Перемещать вес с одной части тела на другую, координировать движение со зрением (например, ползти к заинтересовавшей игрушке). Его тело осваивает различные позы, тренирует переход из одной позы в другую.
Отдельно в перечислении пользы, которую приносит развитию ползание, следует отметить развитие межполушарных связей головного мозга, потому что ни один вид деятельности не тренирует эту зону мозга так, как ползание. Во время ползания ребенок учится координировать действия рук и ног с разных сторон тела. Без участия межполушарных связей это сделать практически невозможно. В дальнейшем межполушарные связи пригодятся для выполнения как моторных действий, так и интеллектуальных, поскольку правое и левое полушарие обрабатывают информацию разными способами, и для достижения высокой эффективности полезно интегрировать результаты их деятельности.
Конечно, тактильное восприятие развивается не только во время ползания. Но ползание обогащает и эту часть картины мира: во время ползания ребенок получает тактильную информацию и от рук, и от ног (и имеет возможность соотнести эти ощущения), он воздействует на тактильные поверхности всей массой своего тела, получая интенсивные тактильные ощущения.
В развитии пространственных представлений ползание также играет ключевую роль. Освоив схему собственного тела за время лежания, хватания себя за ножки, хаотичных шевелений и брыканий, ребенок переходит к освоению окружающего пространства. Теперь он может всем своим телом прочувствовать, что значит далеко и близко, высоко и низко, вперед и назад. Во время ползания у ребенка в голове начинают выстраиваться своеобразные карты местности.
По сути, ползание - это первый опыт самостоятельности ребенка. Он проходит всю цепочку действий от формирования намерения, порожденного желанием, до выполнения задуманного. Он сам распоряжается своим телом, перенося его туда, где находится его интерес.
Побольше проводите с ребенком времени на полу, на одном уровне с ним, как бы приглашая его попробовать, показывая на собственном примере и поддерживая.
И напоследок хотелось бы подчеркнуть, что описанные в этой статье проявления относятся к нормальному, а не патологическому развитию. Поэтому, даже если вопреки вашим стараниям ребенок так и не пополз (но при этом не наблюдается других, патологических симптомов), многие трудности компенсируются со временем сами, а те, что не компенсируются, можно будет «подтянуть» еще в течение долгого времени. А мы постараемся вам в этом помочь. Советы по «правильному» развитию ребенка можно найти в нашем ежемесячном издании для родителей Babybook на zvezar.ru