Игры для детей от 0 до 4-х месяцев. Делюсь опытом.
ИгрыВсем привет! Решила собрать в кучу всю информацию, которая у меня есть по играм для малышей - на будущее, вдруг за вторым соберусь. Особенность в том, что я включила сюда только проверенные на личном опыте игры. Прошу вас дополнить мой список своими любимыми играми, проверенными на личном опыте!
Игры должны быть ориентированы на развитие уже имеющихся навыков и способностей. Наблюдая за малышом и оценивая его потенциал, Вы сможете сами придумать множество интересных игр. Раньше времени не стоит играть с ребенком в игры, предназначенные для более старшего возраста – они просто не понравятся ему, он их не поймет. Однако всегда есть место для эксперимента – вдруг Ваше чадо развивается быстрее, чем Вы думаете! Кроме того, все развлечения зависят от того, сколько по времени Ваш малыш может бодрствовать в активном состоянии. Выбирая игру, надо также ориентироваться на время суток.
С рождения (0-1 месяц)
Ребенок пока не способен ни на какие активные действия, поэтому игры и развлечения надо подбирать такие, где малыш может выступать в роли зрителя и слушателя.
1. Слушайте вместе музыку. Лучше отдать предпочтение классике или специальным детским музыкальным произведениям. Также детям нравится звук музыкальной шкатулки.
2. Пойте своему ребенку.
3. Разговаривайте с ребенком. Говорить нужно четко, с хорошей артикуляцией, широко улыбаясь.
4. Читайте стишки и потешки – опять же с интонацией, утрируя каждую эмоцию, улыбаясь.
5. Стройте «рожи». Можно показать язык или вытянуть губы трубочкой – в конце концов Вы добьетесь долгожданной улыбки. Вообще в этом возрасте ребенку интереснее всего – рассматривать лица, особенно лица мамы и папы.
6. Носите «столбиком» и показывайте все в квартире, называя каждый предмет. Особенно хорошо это делать после еды, совмещая приятное с полезным. Пока ребенок весит не очень много, его можно носить по 20 минут без особого труда.
7. Танцуйте с ребенком на руках. Хорошо при этом держать малыша в позе «пилота» (поддерживая ладонью животик) - это одновременно помогает избавиться от газиков
8. Повесьте над кроваткой игрушки, желательно черно-белых цветов. В этом возрасте малышей привлекает яркий контраст, они еще не способны различать цвета. Однако не ждите, что ребенок будет с радостью проводить время в одиночестве, разглядывая игрушки – это большая редкость. Большинство детей этого возраста все-таки любит проводить свое время на руках у любимых родителей.
9. Показывайте погремушки, медленно перемещая их из стороны в сторону. Новорожденный ребенок способен фокусировать внимание непродолжительное время на предмете, находящемся на расстоянии около 20—25 см от его глаз; если его голова поворачивается в сторону, глаза медленно следуют за этим движением.
Игрушки для этого возраста: погремушки должны быть яркими, однотонными (1, максимум 3 цвета), окрашенными в простые цвета (предпочтительно – красный), возможно, с использованием зеркальных или блестящих поверхностей. Одно из важных требований – погремушки должны быть громкими. Это свойство хорошо использовать, когда малыш плачет и никак не может успокоиться. Достаточно громко погреметь рядом – и он на какое-то время замолчит.
10. Физическое развитие: массажик, выкладывание на фитбол (с момента заживания пупочной ранки), гимнастика (параллельно можно читать какие-нибудь «потягушечки», превращая гимнастику в игру). Выкладываем на живот перед кормлениями (так как малыш пока не держит голову, не надо выкладывать его надолго), при этом тренируем рефлекс ползания, подставляя ладошки под пяточки. Тренируем рефлекс «шагания».
1-2 месяца
Главные навыки, которые, скорее всего, обретет Ваш малыш в этом возрасте – умение улыбаться, гулить и бить кулачками по предметам. Возможно, к концу второго месяца Ваш ребенок сможет удерживать предметы, вложенные в ручку, и следить глазами за движущимися предметами. Как можно развить и использовать эти навыки?
Уже освоенные развлечения необходимо слегка изменить.
1. Показывать ребенку не только живые лица (свое и папино), но и кукольные (с крупными чертами лица). Можно нарисовать лицо на бумажной тарелке или просто на вырезанном из бумаги круге. Можно подвесить за тонкую ниточку это лицо так, чтобы оно шевелилось от легкого колыхания воздуха. Нарисованное лицо должно широко улыбаться. Черты лица должны быть крупные, четкие. Хорошо, если лицо будет контрастное (черно-белое). Некоторые авторы пишут, что глядя на такое лицо, малыш может улыбнуться. В любом случае, игрушка не останется незамеченной.
2. Подносите ребенка к зеркалу и показывайте отражение. Возможно, он начнет улыбаться – сначала Вам, а потом и себе.
3. Разговаривая с ребенком, делайте паузы, чтобы он мог попытаться Вам ответить на своем языке. Используйте вопросительные интонации. Если ребенок начал гулить – подражайте ему!
4. Так как ребенок постепенно учится бить кулачком по висящим предметам, игрушки над кроваткой должны висеть на такой высоте, чтобы ребенок мог дотянуться до них. Чтобы спровоцировать данное действие, к игрушкам можно привязать бубенчики и колокольчики. Так же можно повесить шумные игрушки-погремушки над ножками малыша. Когда ребенок пару раз заденет игрушки случайно, ему понравится звук, и он будет бить по игрушкам уже специально.
5. Можно развесить звучащие игрушки (погремушки, бубенчики и т.п.) по всей квартире в самых неожиданных местах. Когда носите малыша «столбиком», показывайте ему эти игрушки, вкладывайте в ручку. Игрушки должны быть маленькими, чтобы ребенок мог удержать их в руке. Хорошо использовать бусы или колечки.
6. Некоторые погремушки уже можно попытаться вложить в руку малыша. Для этого идеально подойдут маленькие и очень легкие погремушки-гантельки. Можно подобрать несколько шариков из разного материала и вкладывать их в ручку ребенка для развития тактильных ощущений. Не обязательно требовать долгого удерживания, достаточно того, что ребенок почувствует разную фактуру предметов.
Игрушки этого возраста: цвета могут быть уже сложнее. Сейчас самое важное, чтобы ребенок мог удержать такую погремушку в руке, поэтому игрушка должна быть максимально легкой и небольшой. Как я уже писала, идеальны маленькие «гантельки» или очень тонкие колечки. Так же ребенок может уже заинтересоваться неваляшкой с крупными чертами лица. Хороши музыкальные игрушки – детям очень нравится «ксилофонный» звук, напоминающий звук шарманки, он их успокаивает.
7. Повесьте над кроваткой или пеленальным столиком мобиль. Многим малышам уже начинает нравится следить за кружащимися предметами и вслушиваться в мелодичную музыку
8. Можно привязать к ручке или ножке малыша яркий воздушный шарик, наполненный гелеем. Это поможет улучшить координацию и моторику ребенка.
9. Физическое развитие: Ваш малыш уже может немного удерживать голову – подольше держите его на животе, положите перед ним яркую игрушку, когда тренируете рефлекс ползания. Массажик становится все длиннее, гимнастика все разнообразнее. Склонившись над малышом, лежащим на пеленальнике, говорите с ним, улыбайтесь, держа его за ручки. Возможно, какое-то слово или фраза вызовут у него улыбку. Моя дочь первый раз рассмеялась, когда во время гимнастики я приговаривала: «Бокс-бокс, каратэ» (уж не знаю, что в этом смешного :)) Так же ее смешит слово «мо-ло-дец!» и скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит». Я в полнее допускаю, что Вашим малышам могут понравиться самые неожиданные слова и фразы, так что экспериментируйте. Главное – это интонация!
2-3 месяца
В этом возрасте дети уже начинают заметно развиваться и становятся полноправными участниками игр. Для того чтобы не держать ребенка постоянно на руках (многим деткам это уже и не нравится), хорошо приобрести шезлонг и развивающий коврик. Также многие отдают предпочтение детским качелькам. Развивающий коврик и качельки дарят родителям несколько минут (а то и часов!) драгоценного свободного времени. Но не все дети умеют самостоятельно развлекаться. Шезлонг позволяет общаться с подросшим чадом, не держа при этом его на руках. На шезлонг так же можно прикрепить дополнительные и самодельные игрушки.
Главные навыки, которые следует развивать в этом возрасте следующие: уверенная улыбка и смех; умение хорошо удерживать вложенные в руку предметы и даже брать их самостоятельно. Также надо помнить, что развивается зрение и слух (ребенок хорошо определяет источник звука, лучше различает цвета, все дальше фокусирует взгляд). Теперь малыш много бодрствует и его надо уже по-настоящему развлекать. В дополнение к предыдущему списку можно предложить следующие игры:
1. Если посадить ребенка в шезлонг, то можно читать стихи и потешки так, как будто это мини-спектакли одного актера – сопровождая чтение яркой мимикой и жестами. Конечно, при этом нужно улыбаться и смеяться.
2. Можно начинать играть в «Ку-ку». Эта игра очень веселит детей. Есть разные варианты: закрыть себе лицо ладошками, открыть, рассмеяться и произнести «ку-ку»; закрыть ребенку лицо ладошками (далее по плану…), точно также можно накрывать себя и малыша пеленкой.
3. Ребенок уже способен концентрировать свое внимание на ярких картинках. Можно демонстрировать ему изображения животных, сопровождая каждую картинку соответствующими звуками (мычанием, рычанием и т.д.)
4. Для развития мелкой моторики можно сшить небольшие прямоугольные «подушечки» (размер подберите под ручку своего малыша) – их нужно наполнить крупами (гречка, фасоль, горох и т.п.). Учтите, что эти подушечки тотчас окажутся во рту Вашего ребенка. Поэтому и ткань, и крупы должны быть чистыми. Для привлечения внимания на угол подушечки можно пришить звонкий бубенчик.
Игрушки этого возраста: к уже имеющимся игрушкам можно постепенно добавлять те, что способствуют развитию мелкой моторики – например, обладают шероховатой поверхностью или имеют какие-то наполнители.
5. Можно попытаться развлечь малыша, надувая воздушные шарики разных цветов.
6. Моего ребенка очень забавляет, когда мама танцует перед ним с легким шифоновым шарфом, выписывая им в воздухе различные фигуры. Попробуйте и вы! Шарф должен быть максимально легким и, вероятно, ярким (хотя мой шарфик довольно блеклый – и все равно он вызывает улыбку).
7. Физическое развитие: вашему ребенку самое время учиться поворачиваться на бочок, а потом и на животик - для этого ему необходимо пространство. Если у вас нет развивающего коврика, выкладывайте его на пол или на широкий стол, предварительно постелив несколько толстых одеял (чтобы ребенок не ударился головой во время своих экспериментов). Вы можете показать своему ребенку, как происходить переворот на животик со спины. Можно попробовать следующие упражнения (они очень забавляют детей):
- «самолетик» - лечь на спину и положить малыша на свои согнутые в коленях ноги, покачивая его вверх-вниз (используйте это упражнение, когда ребенок научится уверенно держать голову)
- «поезд» - положить ребенка на пеленку и потаскать ее по полу или по одеялу
3-4 месяца
В этом возрасте Ваш малыш, скорее всего, освоит переворот со спины на животик. Также он научится тянуть ручки к предметам и хватать их. Эти навыки дают возможность предложить малышу новые игры. Кроме того, у вашего малыша все активнее работают слюнные железы, он все пытается попробовать на вкус. Возможно, у ребенка начнут резаться первые зубки (хотя окончательно «проклюнуться» они могут и к 6-7 месяцам).
1. Теперь вы можете предложить своему маленькому зрителю настоящий кукольный театр. Для этого Вы можете приобрести куклы на руку или самостоятельно изготовить их. Вот самый простой способ смастерить такую куклу: взять светлый однотонный носок (или отрезать его от ползунка), прорезать по бокам две дырки и нарисовать маркером лицо. Можно пришить кукле волосы, глаза-пуговицы, нос-бубенчик и т.п. Носок надевается на руку, а в прорези просовывается большой палец и мизинец – получается кукла с руками!
2. Можно попробовать показать ребенку книжки с яркими картинками, подробно объясняя, что к чему. Существуют специальные «малышковые» книжки-игрушки – мягкие или клеенчатые (их прекрасно можно пожевать!).
3. В Вашем арсенале становится все больше игрушек. Теперь, когда ребенок может сам брать их и удерживать, требования к игрушкам меняются. Опять же надо учесть, что ребенок сейчас все тянет в рот.
Игрушки этого возраста: хороши прорезыватели (даже если зубки не режутся, лучше пусть именно прорезыватели окажутся во рту ребенка), также отдавайте предпочтение игрушкам-погремушкам с фактурной поверхностью (для развития мелкой моторики), таким, чтобы малыш без труда мог их взять и удержать. Погремушки на «ножках» все еще неудобны вашему ребенку – лучше «гантельки» и тонкие кольца. Также прекрасной игрушкой будет резиновый мячик с резиновыми «иголками» - его очень удобно держать сразу двумя ручками, и даже ножками!
4. Как только малыш начнет тянуться к окружающим предметам, можно развесить игрушки дополнительно – по всей квартире. Также припасите разноцветные магниты для холодильника, изображающие животных, фрукты и т.п. Учтите, что теперь все, что схватит ребенок, он тянет в рот. Вымойте все игрушки и магниты заранее. Кроме того, ребенка можно подносить и к бытовым предметам (например, к лампе – показывать, как она включается и выключается), а также к людям (маме, папе, сестре и т.п.), чтобы ребенок тоже все это мог потрогать и, возможно, схватить.