Примерно в годовалом возрасте Лизавета полностью изменила свои привычки в играх. Раньше ей нужно было обязательное присутствие взрослого рядом, но с умением передвигаться самостоятельно пришло и желание большей самостоятельности в играх. Первое время я была в полном недоумении, растерянности и буквально не знала, как воспринимать эти изменения в Лизкином поведении. Ребенок играл абсолютно один, она что-то доставала из ящика с игрушками, включала телевизор, раскидывала диски, бегала с мячом, в общем, развлекала себя сама, и внимание взрослого было ей абсолютно не нужно. Я могла уйти на кухню, сесть за комп, то есть заниматься своими делами, сколько будет угодно. С одной стороны, я была рада такой свободе, но, с другой, волновалась, что теперь совсем не уделяю внимания ребенку, воспользовавшись ее желанием побыть одной. Меня мучили угрызения совести, и мы обязательно садились каждый день минут на 30 поиграть во что-нибудь вдвоем.
Но зря я волновалась, сейчас все снова входит на круги своя. Лизавете снова требуется присутствие взрослого рядом, конечно, не так часто как раньше, но все же – увлечься своими делами она уже не даст, подойдет и начнет тащить тебя за ногу к ней в комнату. Так смешно: совершенно не дает мне мыть посуду, хватает за штанину и тащит; если сделать шаг в сторону от мойки, обходит меня сзади и начинает толкать, дотаскивает до зала и останавливается. Если убежать от нее обратно мыть посуду, то процедура повторится, поэтому приходится идти на уловки, отправлять Лизу искать кису, принести ляля или сделать еще что-нибудь, но Лизка уже стреляный воробей, команды выполняет быстро и снова тащит меня от мойки, в результате она побеждает, конечно.
Надо признаться, что последний месяц мы мало играем с Лизаветой вдвоем, я отдала ее на откуп отдыхающему папе, но тот тоже не стремится сильно с ней играть, она просто бегает рядом, а он смотрит ТВ, читает журнал или сидит в сети. Я позволила себе так расслабиться, потому что буквально через несколько дней снова остаюсь одна с ребенком, и уже не на неделю или на 2, а на пару-тройку месяцев, если не больше, так что меня можно простить : ) Скоро мы с Лизочком снова будем всячески развиваться.
Круг наших совместных игр с Лизаветой не очень большой, да она и не любит или не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном длительное время. Начинаешь играть с ней в мяч, через пару минут Лиза убежит и притащит новую игрушку, бросит ее, убежит к дискам и т.д., так и бегает от одного к другому, не может сосредоточиться. Я уже думаю, может, игрушек слишком много, может, убрать из прямого доступа все кроме 3-4?
Вместе мы играем в то, во что Лиза одна не умеет или ей нельзя, например, в бусики. Максим в Омске купил несколько наборов деревянных игрушек, выбранных мной по интернету и отсутствующих у нас в продаже, среди них разноцветные деревянные бусы, их нужно нанизывать на шнурки. Естественно, Лиза ничего сама нанизывать не может, и даже не понимает пока, что с этими бусинками делать, зато ей очень нравится собирать их в прилагающуюся баночку, закрывать банку крышкой, трясти, играть шнурком с кошкой, подавать бусинки мне и смотреть, как я их нанизываю на шнурок, отбирать у меня шнурок, пытаться снять бусины.
В последнее время Лиза полюбила скидывать бусинки с дивана на пол, сейчас я часто беру ее с собой на диван, так как на полу бывает холодновато, и вот она эти бусинки с дивана скидывает, потом спускается сама и начинает их собирать или раскидывать дальше, в зависимости от настроения. Изредка пытается засунуть бусину в рот, хотя знает, что нельзя – тащит руку с бусинкой ко рту и смотрит на меня внимательно, доносит до рта и выкидывает после моего грозного окрика. Она вообще так прикольно реагирует на окрики. Говоришь ей строго: нельзя – она посмотрит внимательно и резко выбросит предмет, типа – «я вообще его не трогала» или «ну и забирай».
Пыталась научить Лизу нанизывать бусинки на веревочку, брала шнурок ее руками, показывала дырочку, но пока все без толку.
Очень нашу игру с бусинками любит кошка, она знает, что, в конце концов, начнут играть и с ней, да и Лиза уже шнурочек воспринимает как аксессуар для игр с кошкой. Она видит, как я вожу перед кошкой шнурком, как та за ним бегает и визжит буквально от восторга, потом берет другой шнурок и бежит с ним за кошкой. Надо видеть реакцию Мии, ей вроде бы и хочется поиграть, но вид бегущего Лизочка вселяет в маленькую кошечку ужас, и она отбегает в сторону. Лиза машет перед ее носом шнурком и так и этак, кладет шнурок ей на загривок, одевает себе на шею, максимум чего можно добиться от кошки – это ленивого взмаха лапой.
У нас есть деревянная коробочка с 4-мя шариками и отверстиями под них в крышке, каждому шарику соответствует свое отверстие по цвету. В идеале нужно бить по шарикам молоточком и шарики будут выкатываться, но мы с Лизой выдавливаем их рукой. Ей не хватает терпения заново расставить по местам все 4 шарика, поэтому она кладет в отверстие только один и сразу же его выдавливает. Сначала ей нужно было показывать, как это делается, давить ее ручкой на шарик, теперь же она справляется со всем сама. Иногда мы играем в эту игру по очереди с мягкой собачкой. Лиза кладет шарик, выдавливает его, снова кладет и выдавливает уже собачка. Молоточек я пока ей не даю, опасалась, что выткнет себе глаз или попросту разочаруется в игрушке, так как не сможет справиться с молоточком, а сейчас не хочу давать очередной повод для агрессии, ведь молотком нужно по шарикам бить, а Лизка и так бьет и кидает все что ни попадя.
Выдавливание этих шариков – излюбленное Лизино занятие, один шарик она уже где-то потеряла. Ходит с коробкой, не расставаясь, кидает ее везде, выдавливает шарики и руками, и ногами, и попой, поэтому коробочку я временно отобрала. Да и в рот она эти шарики стала пихать, иногда делает попытки задохнуться, от греха коробочку спрятала. Но если нужно Лизавету чем-то срочно отвлечь с легкостью можно использовать сию коробочку.
Еще один удачный способ занять Лизавету – предложить ей поиграть в сортер. У нас их 2 – маленький и большой, в маленьком растерялась уже половина вставок, потому что раньше мы играли в него по-простому – складывали вставки в коробочку, а потом трясли ее : ) Так же играли и с большим сортером, ну его еще катать можно. Сейчас же мы играем в него как положено: вставляем фигурки в правильные отверстия. Опять-таки, конечно же, Лиза не может пока определить какое отверстие является верным, достаточно и того, что она понимает, как именно играть в сортер: берет фигурку и пытается засунуть ее в любое отверстие, запихивает с силой, как бы помня, что оно сюда вставлялось, значит должно обязательно получиться. Пыхтит, пихает, иногда впихивается, если нет – поднимает крик. Во время игр с сортером я подставляю ей нужное отверстие, в зависимости от фигурки, которую она берет. Сейчас она что-то стала часто капризничать во время этой игры, злиться, верещать, сует фигурку и верещит. Тоже пока отложили эту игру, ну или занимаемся ей очень короткое время.
Проверенная временем пирамидка также остается фаворитом в играх со взрослыми, хотя Лиза и одна будет играть в нее с удовольствием. Интересно, что она уже понимает, правильно собрана пирамидка или нет, то есть Лиза одевает кольца, видит, что что-то идет не так (например, сначала одела слишком маленькое кольцо, остальные не входят или пирамидка неровная), снимает кольца, пытается собрать ее снова. Здесь можно помочь ей – дать кольца в правильном порядке, а можно комментировать со стороны (Нет, сейчас нужно взять большое белое колечко), я предпочитаю второе. Не всегда она, конечно, прислушивается к моим замечаниям, но все же, полагаю, знания, приобретенные самостоятельно более полезны, чем навязанные взрослым.
Есть еще одна пирамидка – из стаканчиков. Лиза любит складывать стаканчики один в один, трясти ими, любит одевать их друг на друга, снимать, если я их уже одела, бросать их к себе в тарелку (эту пирамидку я часто использую во время кормления)
Игрушки, которые занимают Лизавету с утра и до ночи – музыкальные. Она играет с ними самостоятельно: это старенький музыкальный чемоданчик-ферма, Лиза недавно научилась поворачивать окошечко с кошкой (нужно крутить ручку по часовой стрелке, чтобы оно открылось и кошка сказала «мяу»), до этого ей была подвластна только лягушка (нажать на ручку вниз, сломалась уже жаба эта), осталась недоступной собачка (ручка вбок), начинает нажимать на клавиши пианино, находящиеся там же. Музыка- это наше все. Лиза будет нажимать на кнопочки, вызывающие мелодии без перерыва: только замолчала – заново.
И вторая муз игрушка, которую Максим привез из Омска: 4 животных, каждый в своем отверстии, 5 кнопочек с разными мелодиями, животные издают звук при нажатии. Лиза играет в нее, не переставая, уже больше 2 месяцев. Хорошо, что игрушка таит в себе еще много чего интересного, подрастет – будем не только мелодии слушать, животных засовывать в отверстия, но и дверки ключиками за ними закрывать.
Недавно в нашем арсенале появился дартс: шарики на липучках, которые нужно бросать на соответствующую поверхность. Держишь Лизке сердечко, а она бросает туда шарики, причем с ооочень близкого расстояния и говорит при каждом броске: Баааа. Затем отлепляет шарики (может брать по 2 шарика в одну руку) и заново – Бааа..
Есть игры, которые я стараюсь вводить в ее «рацион», но они еще не пользуются успехом. Например, это построение башенок из кубиков и вообще игры с кубиками. Я стараюсь объяснять понятия: мягкий/твердый, желтый/зеленый на базе кубиков, но еще, конечно, слишком рано. Мягкие кубики Лизка берет в рот и сует их мне туда же, ставит их друг на друга, если очень попросить и придерживать нижние блоки, иначе она со своим Бааа и стремительностью движений, все разрушит моментально.
Игры с мячом также пока не пользуются популярностью. Большой/маленький, гладкий/шершавый, все это пока очень сложно. Но и катать/бросать их Лиза тоже не очень любит. То же самое и с машинками. У нас много машинок, которые едут по инерции, если им задать направление, и игрушку подобную я недавно купил. Максимум, что она может сделать с ними – повозить раза 2 игрушку/машинку туда-сюда и убежать. Про машинки на веревочке вообще молчу, она наматывает веревочку себе на шею и так ходит..))
Это более или менее все любимые Лизины игрушки. Из тех, которыми мы иногда пользуемся, можно выделить ксилофон – стучит палочками по клавишам без разбору; больше Лизке нравится коробочка от ксилофона, чем сам инструмент; куклы с закрывающимися глазами: я научила ее класть кукол бай-бай (тащит в свою коляску и говорит аА-аА), ковыряет глаза; обычные погремушки (иногда мы играем в прятки с ними, я прячу игрушки – Лиза находит); пружинка; забытый жираф с кубиками; корзинка с фруктами; пазлы с животными (достаю их редко, так как еще рано). Все остальные игрушки лежат мертвым грузом – резиновые и мягкие игрушки, погремушки, будильник и т.д.
Пробовала с Лизкой провести развивающие занятия с крупами на мелкую моторику. Насыпала фасоль в часть от пирамидки, дала несколько пустых. То же самое и с горохом. В первый раз Лиза долго ими занималась: высыпала на пол, собирала по одной, перекладывала по одной (я пыталась ей показать, что фасолинки с горохом можно пересыпать, так будет быстрее, но она меня не поняла). А во второй раз Лиза попросту принялась есть предложенную ей фасоль. Так что эти игры мы отложили, как и рисование.
С рисованием отдельная песня. Уже много месяцев я пытаюсь Лизавету увлечь рисованием восковыми карандашами – рисую сама, пытаюсь рисовать ее рукой, но единственное, что Лизе интересно после 2 махов карандашом по бумажке – быстро засунуть карандаш в рот и откусить от него как можно больше, потом плотно сжать губы, чтоб не вытащили недожеванные остатки. Я уже и не вытаскиваю, просто даю запить : )
От большого ума я подумала, что рисовать фломастерами будет легче, так как они пластмассовые и их не откусить, но Лиза, первым делом, испачкала себе руки, заметила это дело, а так как Лизаветишна очень чистоплотная девочка и терпеть не может, когда к ее рукам прилипает какая-нибудь грязь, тут же разоралась по поводу – уберите с меня эту гадость. Ходила за мной с вытянутыми ладонями и верещала, ковыряла их пальчиком, пришлось тащить в ванную и оттирать.
Пальчиковые краски уже не рискую вытаскивать, пусть подождут лучших времен.
Сегодня (29.10) попробовала лепить из соленого теста. Но художник из меня никакой, не могла придумать, что именно лепить и как это вообще делать, поэтому просто отдала Лизавете кусок теста на растерзание, показав как его можно мять, отрывать куски. Лизка с удовольствием мяла тесто ручками, что уж скрывать, я и сама от нее не отставала – приятнейшее ощущение податливого теста в руках. Делали отпечаток ее ладошки, катали колбаски, но тесто было каким-то липковатым, и когда, Лизка его качественно разминала, почему-то частично оставалось на руках, мне приходилось соскребать его с детских ладошек, так как Лизка отказывалась так играть. Только вечером до меня дошло, что из теста можно было вырезать фигурки с помощью песочных формочек, ну или пластмассовых стаканчиков, в конце концов, так что если тесто до завтра не засохнет, то этим и займемся.
Отдельно нужно написать о больших Лизкиных игрушках: плюшевой собаке, машинке и лошадке. Каждая из них вытаскивается по очереди, «дежурят» по неделе. На собаку Лизка садится верхом, любит танцевать на ней под музыку: беситься, прыгать, скакать, скатываться, перелазить и т.д.
Машинка-сортер. На ней раньше Лизку просто катали, ну или она на нее залазила и слазила, сейчас девчонка отрастила себе ноги и спокойно катается на машинке сама, правда, почему-то только назад. Буквально вчера нашлось новое развлечение, за которое машинка была отобрана на неопределенное время, так как целая голова ребенка дороже. Лиза кряхтит, пыхтит и встает на машинку ногами, маневрирует на ней с помощью попки – приседает, если чувствует, что вот-вот упадет, и дергает попой (пляшет), если чувствует себя уверенно. Пару раз вчера упала, и машинку я отобрала.
Как сортер машинка используется редко, чаще в «багажнике» хранятся недогрызенные Лизкины сухари, ей же туда и положенные, и прочие важные мелочи.
Лошадка, подаренная моими родителями на год, раньше стояла мертвым грузом, сейчас пользуется большой популярностью: кроме «кач-кач» (Лиза подходит к лошадке и качает ее, отчаянно дергая за гриву), Лизавета полюбила качаться – нужно посадить ее в седло, обхватить сзади, дождаться, пока она начнет держаться за «поручни», и начать качать, при этом можно просить обнять лошадку, тогда Лиза будет ложиться всем телом на лошадь и прикасаться щекой к гриве, делая умилительное лицо : ) Лизка нашла способ качаться и без посторонней помощи: она встает на основание лошади, держится за седло и раскачивает сама себя.
Лиза достаточно неусидчивая девочка, она лучше пробежит лишний круг по комнате, кинет что-нибудь, нашумит, чем сядет с книжкой, но в последнее время часто сама приносит книжки и садится «читать». Я часто прошу Лизу принести книжку, а лучше сразу несколько, сажу ее к себе на колени, находясь на полу, и читаю, показывая пальцем, где кто находится. Сейчас же можно заметить, как она сама берет книгу и идет садиться мне на колени, я вожу ее пальчиком по картинкам, она тоже куда-то им тычет. Может, и одна сесть, положить перед собой книжку, перелистывать страницы и что-то там рассказывать. Интересно, что любимыми Лизкиными книжками являются копеечные экземпляры, купленные мной абсолютно случайно в детской поликлинике, там какие-то бездарные стишки про то, как кто говорит, или загадки про животных. Но для чтения из всего книжного многообразия ребенок выбирает именно эти 2, радуется, когда видит знакомые картинки, с удовольствием слушает про петушка, который кукареку, про цыплят пи-пи-пи и т.д., на другие книги так много времени не тратит, сразу же убегает.
Как уже писала, Лизка быстро переключает свое внимание от одного к другому, и любит бросать игрушки, если она при этом издает много шума, то это вообще феерия : ) Сегодня, например, она со всей дури кидала свою музыкальную ферму, да так, что мне после каждого броска приходилось вставлять, выпадающие батарейки, на место. Один раз мне этой фермой прилетело по носу. Игрушки жалко, конечно, тем более, что Лизка сама расстраивается, когда они ломаются после броска, но ничего не поделаешь, желание бросать у нее огромно, я не вижу смысла запрещать.
К таким проявлениям характера я отношусь весьма философски: не думаю, что желание рушить все вокруг у нее сохранится вплоть до школьного возраста, все ведь проходит, а вот неудовлетворенность может и остаться. Да и вообще, детство – это время нарушать всяческие запреты, если нельзя бросать уже сейчас, то когда же будет можно? Поэтому пусть бросает, сколько влезет, и обои пусть отрывает, и барабан пусть топчет ..))
Единственное, чем я планирую серьезно заняться в ближайшее время, это мелкая моторика рук, так как везде читаю, что это очень важно в таком возрасте. Лизавета не любит пальчиковые игры, но я сильно и не настаивала, да и кроме «сорока-ворона кашу варила» ничего толком не знаю, зато у меня есть книга, где описано множество подобных игр – заучу пару стишков, пару движений и будем заниматься. Также хочу купить магнитную доску, убьем двух зайцев одновременно: Лиза очень любит крепить магниты, но на доске можно еще и рисовать, может, хоть на ней получится – я все никак не оставлю надежду заинтересовать ребенка рисованием. Может, завтра и купим.
Забыла еще написать об играх с куклами. У нас есть 2 пупса – девочка и мальчик с бутылочками и открывающимися глазами, ну и мягкая тряпичная кукла, давным-давно купленная в Шымкенте. Лиза редко играет с ними, но если очень попросить, то она может покормить их (сунуть бутылочку в район куклиного лица), положить бай-бай (кинет в коляску и будет пытаться покачать), любит ковырять глаза у пупсов.