0-3 года 1. «Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова 2. «Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака 3. Барто, Агния. «Игрушки», другие стихи для малышей 4. Гаршин, Всеволод. «Лягушка-путешественница». 9. Мориц, Юнна «Стихи» 10. Поттер, Беатрис. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост» 11. Пушкин, Александр «Сказки» 12. Русские сказки о животных («Колобок». «Теремок», «Репка» и т.д.) 13. Сутеев, Владимир. «Сказки и картинки». 14. Токмакова, Ирина. «Карусель» 15. Ушинский, Константин. «Сказки». 16. Хармс, Даниил. «Стихи» 17. Чуковский, Корней. «Сказки».
2-3 года 18. Бианки, Виталий. «Сказки». 19. Дональдсон, Джулия. «Груффало». «Дочурка Груффало». «Улитка и кит», и др. 20. Заходер, Борис. Стихи для детей. 21. Карл, Эрик. «Очень голодная гусеница», «Морской конёк». 22. Карпова, Инна. «Шофер». 23. Крокетт Джонсон . «Гарольд и фиолетовый мелок». 24. Нильсон, Ульф. «Мы ищем необычные машины». 25. Пляцковский, Михаил. «Ромашки в январе». 26. Розен, Майкл. Оксенбери, Хелен. «Идём ловить медведя». 27. Ротраут, Сузанне Бернер. «Карлхен растёт», и другие произведения о крольчихе Карлхен. 28. Скарри, Ричард. «Город добрых дел». 29. Цыферов, Геннадий. «Как лягушонок искал папу», и другие рассказы.
3-5 лет 30. Аксаков, Сергей. «Аленький цветочек». 31. Александрова, Татьяна. «Домовенок Кузька» 32. Барто, Агния. Стихи для детей. 33. Биссет, Дональд. «Сказки». 34. Блайтон, Энид.«Знаменитый утенок Тим». 35. Братья Гримм. Сказки. 36. Буш, Вильгельм. «Плих и Плюх». 37. Висландер, Джуджа. Нордквист, Свен. «Маму Му и Ворон». 38. Даль, Владимир. «Сказки» 39. Детская энциклопедия в картинках «Машины». 40. ДиКамилло, Кейт. «Свинка Мила. Веселые истории». 41. Ершов, Пётр. «Конек Горбунок» 42. Житков, Борис. «Что я видел» 43. Иванов, Альберт. «Про Хому и Суслика» 44. Кетчпул, Майкл «Как сдвинуть с места бегемота». 45. Киплинг, Редьярд. «Маугли». 46. Киплинг, Редьярд. «Рикки Тикки Тави», и другие рассказы. 47. Козлов, Сергей. «Ежик в тумане», «Сказки про Ежика и Медвежонка», «Львенок и Черепаха». 48. Козлов, Сергей. «Ёжик в тумане», другие сказки. 49. Кротов, Виктор. Серия про Червячка Игнатия. 50. Крюкова, Тамара. «Крошка Ежик», «Кенгуренок Руни», «Паровозик Пых», «Автомобильчик Бип», «Динозаврик ищет маму» 51. Курляндский, Александр. «Про попугая Кешу». 52. Лебедев, Валентин. «Сашины сказки». 53. Лебедева, Галина. «Приключения огуречной лошадки». 54. Линдгрен, Астрид. "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги". 55. Линдгрен, Астрид. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». «Пеппи Длинныйчуло́к». «Эльфа и носовой платочек». 56. Маар, Пауль. «Семь суббот на неделе». 57. Максимович, Нина. «Катя и дедушка». 58. Мамин-Сибиряк, Дмитрий. «Серая шейка», «Аленушкины сказки». 59. Манч, Роберт. «Хоть что-то хорошенькое», «Хвостик Стефани», «Томас и комбинезон». 60. Маршалл, Марк. «Львенок потерялся!». 61. Маттер, Филипп. «Волчонок и динозавры», «Волчонок встречает Новый год». 62. Медведев, Валерий. «Баранкин, будь человеком!», «Приключения солнечных зайчиков». 63. Милер Зденек, Петишка Эдуард, Доскочилова Гана. Серия про Кротика 64. Милн, Александр. «Винни-Пух и все-все-все» (пер. Бориса Заходера). 65. Михалков, Сергей. «Праздник непослушания». 66. Мориц, Юнна. «Большой секрет для маленькой компании», и др. 67. Носов, Николай. «Незнайка и его друзья», рассказы. 68. Нурдквист, Свен. «Рождество в домике Петсона», «Охота на лис», и другие произведения про Петсона и котенка Финдуса. 69. Одоевский, Федор. «Мороз Иванович», «Городок в табакерке». 70. Остер, Григорий. «Котенок по имени Гав», «Вредные советы», «38 попугаев», «Приключения Пифа». 71. Остер, Григорий. Сказки про Мартышку, Слоненка и Удава. 72. Пастернак, Евгения. «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире». 73. Перро, Шарль. Сказки. 74. Пляцковский, Михаил. «Дневник кузнечика Кузи». 75. Постников, Валентин. «Приключения Карандаша и Самоделкина». 76. Поттер, Беатрис. «Бельчонок Тресси и его друзья», «Кролик Питер и его друзья», «Мышонок Джонни и его друзья», «Сказки кошки Табиты». 77. Прейсн, Альф. «Про козленка, который умел считать до десяти». 78. Прокофьева, Софья. «Маша и Ойка», «Приключения желтого чемоданчика» и др. 79. Ракитина, Елена. «Серёжик». 80. Рауд, Эно. «Муфта, Полботинка и Моховая борода». «Сипсик». 81. Родари, Джанни. «Чиполлино». 82. Руденко, Татьяна. Мелик-Пашаева, Мария. «Ехали машины». 83. Рэнкин, Лора. «Лисичка Рути и Неправда». 84. Сабитова, Дина. «Сказки про Марту», «Мышь Гликерия». 85. Седов, Сергей. «Сказки про мам», «Сказки про королей». 86. Сербина, Олеся. «Автомобильчик ТУМ». 87. Скарри, Ричард. «В городе добрых дел», «Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении». 88. Скарри, Ричард. «Книжка про машинки». 89. Сладков, Николай. «Лесные сказки», «Под шапкой-невидимкой», «Разноцветная земля», «Загадочный зверь», «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» 90. Степанов, Владимир. Стихи для детей. 91. Стюарт.ю Амбер. «Кроличьи уши» 92. Сутеев, Виктор. «Сказки». 93. Толстой Лев «Детские книги», «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок», «Филиппок», былины в обработке для детей. 94. Толстой, Алексей. «Приключения Буратино». 95. Уилсон, Карла. «Когда Медведик просыпается», «Когда Медведик спит», «Новый друг Медведика», «Рождество Медведика». 96. Урбан, Дюла. «Все мыши любят сыр». 97. Усачев, Андрей. «Про Бабу-Ягу» и др. 98. Усачёв, Андрей. «Стихи для детей». «Умная собачка Соня». 99. Успенский, Эдуард. «Крокодил Гена и Чебурашка», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису». 100. Ушинский, Константин. «Рассказы и сказки». 101. Фалконер, Ян. Истории про свинку Оливию - «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год». 102. Франс, Анатоль. "Пчелка" 103. Фридман, Клэр. «Во всем виновата огромная синяя панда!». 104. Харрис, Дж. «Сказки дядюшки Римуса». 105. Хогарт, Энн. «Мафин и его веселые друзья». 106. Холаберд, Кэтрин. «Анжелина-балерина», «День рождения Анжелины», «Анжелина во дворце», «Анжелина - звезда шоу». 107. Хрусталева, Елена. «Тайна заколдованного леса». 108. Цыферов, Геннадий. «Жил на свете слоненок», «Дневник медвежонка», «Как лягушонок искал папу», «Медвежонок и ослик», «Паровозик из Ромашково», «Как Лягушонок искал папу», «Маленький великанчик». 109. Чарушин, Евгений. «Про Топку и про всех». 110. Чарушин, Евгений. «Тюпа, Томка и сорока». 111. Чижиков, Виктор. «Петя и медвежонок Потап». 112. Чуковский, Корней. «Телефон», «Мойдодыр». «Крокодил и солнце». «Тараканище», и др. 113. Шварц, Евгений. «Рассеянный волшебник», «Два брата», «О потерянном времени» и другие сказки. 114. Шевченко, Алексей. «Сказки козы Люськи». 115. Шим, Эдуард. «Лесные сказки». 116. Шкловский, Олег. Шиманов, Александр. «Катавасия, или Черный кот с оранжевыми глазами». 117. Шмидт, Анни. Серия «Саша и Маша». 118. Экхольм, Ян. «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие». 119. Юрье, Женевьева. «Праздник полнолуния», «Хитрый лис», «Ура, летим!», «Веселый карнавал», «Урок рисования». 120. Янссон, Туве. «Сказки долины Муми-троллей» 121. Янссон, Туве. «Шляпа волшебника», «Мемуары Папы Муми-тролля», «Опасное лето», «Волшебная зима», и другие произведения о муми-троллях. 122. Яснов, Михаил. Стихи для детей.
С 5 до 7 лет 123. Баум, Л. «Страна Оз» 124. Белоусов, Сергей. «Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина». 125. Волков, Александр. «Волшебник изумрудного города», и др. произведения серии. 126. ДиКамилло, Кейт. «Удивительное путешествие кролика Эдварда». 127. Доннер, Кэрол. «Тайны анатомии» 128. Зальтен, Феликс. «Бемби». 129. Катаев, Валентин «Цветик-семицветик» 130. Костюков Дмитрий, Сурова Зина. «Про космос». 131. Кэролл, Льюис. «Алиса в стране чудес» (в переводе Б. Заходера) 132. Лагерлеф, Сельма «Путешествие Нильса с дикими гусями» 133. Лагерлеф, Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 134. Лагин, Лазарь. «Старик Хоттабыч». 135. Ларри, Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали». 136. Лебеденко, Пётр. «Сказки Тихого Дона». 137. Метерлинк, Морис. «Синяя птица». 138. Милн, А. «Винни Пух и все-все-все» 139. Олеша, Юрий. «Три толстяка» 140. Олкотт, Луиза. «Маленькие женщины». 141. Парр, Мария. «Вафельное Сердце», «Тоня Глиммердал». 142. Портер, Элинор. «Полианна». 143. Сабитова, Дина. «Там где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке». 144. Сахарнов, Святослав. «Рассказы о животных». 145. Сент-Экзюпери, Антуан де. «Маленький принц». 146. Сетон-Томпсон, Эрнест. «Маленькие дикари», «Рольф в лесах». 147. Твен, Марк. «Приключения Тома Сойера». 148. Токмакова, Ирина. «Аля, Кляксич и буква А», «Может, Ноль не виноват», «Счастливо, Ивушкин!». 149. Трэверс, Памела. «Мэри Поппинс», «Мэри Поппинс возвращается», и др. 150. Хикс, Эстер и Джерри. «Сара». 151. Чеповецкий, Ефим. «Непоседа, Мякиш и Нетак». 152. Юхансон, Георг. «Мулле Мек собирает автомобиль».
8-9 лет 153. Абрамов, Сергей. «Выше радуги» 154. Адамов, Григорий. «Тайна двух океанов» 155. Азимов, Айзек. «Приключения робота Норби» 156. Акимушкин, Игорь. «Мир Животных», «Млекопитающие или звери» и другие книги. 157. Алексин, Анатолий. «Тайна старой дачи», «Мой брат играет на кларнете», «А тем временем где-то» 158. Алмазов, Борис. «Самый красивый конь» 159. Аматуни, Петрони Гай. «ЧАО - победитель волшебников» 160. Арсеньев, Владимир. «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала» 161. Артур, Роберт. Арден, Уильям и др. «Альфред Хичкок и три сыщика». 162. Астахов, Евгений. «Ботфорты Капитана Штормштиля» 163. Байар Жорж «Мишель-сыщик» 164. Берроуз, Эдгар Райс. «Владыка Марса», «Тарзан», «Пеллюсидар», «Земля, забытая временем», «Венериана» 165. Блайтон, Энид. «Великолепная пятерка», «Тайная семерка», «Пятеро тайноискателей и собака» 166. Ботез, Демостене. Поп, Йонел. «Встречи с природой» 167. Брошкевич, Ежи. «Одно другого интереснее», «Трое с Десятой тысячи» 168. Булычева, Ангелина. «Трубачи с улицы Солнечной» 169. Буссенар, Луи. «Капитан Сорви Голова» 170. Василенко, Иван. «Артемка», «Звездочка» 171. Верн, Жюль. «Таинственный остров», «15летний капитан», «20 тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «2 года каникул» 172. Власов, Александр. «Армия Трясогузки» 173. Войнич, Этель. «Овод» 174. Воронкова, Любовь. «Девочка из города», «Село Городище», «Алтайская повесть», «Старшая сестра», «Личное счастье» 175. Вронский, Юрий. «Необычайн.прикл-я Кукши из Домовичей» 176. Габбе, Тамара «Город мастеров» 177. Гайдар, Аркадий. «Военная тайна», «Судьба барабанщика» 178. Гарнер, Алан. «Волшебный камень Бризингамена» 179. Гасенко, Григорий. «Терентич и Федя», «Степины соседи» 180. Генри, О. «Вождь краснокожих» 181. Гершензон, Михаил «Робин Гуд» 182. Гиваргизов, Артур. «Записки выдающегося двоечника» 183. Гоголь, Николай «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» 184. Гомер «Иллиада», «Одиссея» 185. Гринвуд, Джеймс «Маленький оборвыш» 186. Гурьян, Ольга «Ивашка бежит за конем», «Свидетели» 187. Гэллико, Пол «Томасина», «Дженни», «Снежный гусь» 188. Гюго, Виктор «Отверженные» 189. Давыдычев, Лев «Руки вверх, или Враг N 1» 190. Диккенс, Чарльз «Оливер Твист», «Большие надежды» 191. Диксон, Франклин «Братья Харди» 192. Дойл, Артур Конан. «Профессор Челленджер», «Шерлок Холмс» 193. Домбровский, Кирилл «Остров неопытных физиков» 194. Железников, Владимир «Чучело», «Пароль «Стрекоза» 195. Жилинскайте, Витауте «Путешествие на Тандадрику» 196. Житинский, Александр «Старичок с Большой Пушкарской», «Визит вежливости», «Хеопс и Нефертити» 197. Зорич, Анастасия «Тайна золотых актиний» 198. Ильина, Елена. «Четвертая высота», «Это моя школа» 199. Каверин, Вениамин «Два капитана», «Открытая книга», «Немухинские рассказы», сказки 200. Чернолусский, Михаил «Фаэтон» 201. Карлье, Либера»Тайна «Альтамаре» 202. Кассиль, Лев «Будьте готовы, Ваше Высочество», «Великое противостояние», «Улица младшего сына», «Дорогие мои мальчишки», «Кондуит и Швамбрания» 203. Катаев, Валентин «Сын полка»,Тетралогия «Волны Черного моря»: «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер 204. Катерли, Нина «Коллекция доктора Эмиля», «Чудовище», «Зелье», «Нагорная, 10», «Окно» 205. Кестнер, Эрих «Эмиль и сыщики», «Кнопка и Антон», «Мальчик из спичечной коробки» 206. Кин, Кэролайн «Нэнси Дру» 207. Кнорре, Федор «Капитан Крокус», «Оля» 208. Коваль, Юрий «Недопесок», «Самая легкая лодка в мире», «Вася Куролесов», «Пять похищ. монахов» 209. Койн, Ирмгард «Девочка, с которой детям не разрешали водиться» 210. Коринец, Юрий «Песня Гизи» 211. Корчак, Януш «Король Матиуш Первый» 212. Костецкий, Анатолий «Постучи в мое окно», «Хочу летать!», «Суперклей ХТ», «Минимакс» 213. Котцвинкл, Уильям «E.T. (Инопланетянин и его приключения на Земле)» 214. Крапивин, Владислав «Мальчик со шпагой», «Мушкетер и фея», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Прилив», «Голубятня», «Великий кристалл», «Летящие сказки», «Портфель кап. Румба» 215. Кроуфорд, Чарльз «Бег на трех ногах» 216. Куликов Геомар. «Тайный гонец» 217. Купер, Фенимор «Следопыт» и другие книги о Натти Бампо, «Морская волшебница» 218. Левшин, Владимир «Карликания и Аль-Джебра» 219. Ликстанов, Иосиф Исаакович «Приключения юнги», «Малышок» 220. Лондон, Джек «Сердца трех», «Белый Клык», рассказы 221. Мак-Кэллэй, Джонстон «Знак Зорро» 222. Медведев, Валерий «Флейта для чемпиона», «Соври-Голова» 223. Михалков, Сергей «Сомбреро», «Красный галстук» 224. Молитвин, Павел «В начале летних каникул» 225. Мошковский, Анатолий «Пятеро в звездолете», «Семь дней чудес» 226. Наумов, Евгений «Утро вечера мудренее» 227. Немцова, Божена «Бабушка», Золотая книга сказок, Серебряная книга сказок 228. Нестлингер, Кристина «Конрад, Ребенок из консервной банки», «Долой огуречного короля» 229. Новаш, Наталья «В королевстве Кирпирляйн» 230. Олдридж, Джеймс «Удивительный монгол», «Последний дюйм», «Мальчик с лесного берега» 231. Пантелеев, Леонид. «Республика Шкид», «Часы», «Пакет» 232. Петкявичюс, Витаус «Великий охотник Микас Пупкус» 233. Погодин, Радий «Дубравка», «Рассказы о хороших людях и ясной погоде», «Суп с клецками», «Турнир в королевстве Фиофигас» 234. Полетаев, Самуил «История двух беглецов», «Волшебная трубка Капитана» 235. Попов, Валерий «Похождения двух горемык» 236. Потапова, Алла «Зуар бесстрашный» 237. Почепцов, Георгий «В поисках волшебн.меча», «Золотой Шар» 238. Пришвин, Михаил «В краю непуганных птиц» 239. Прокоп, Герд «Детектив Пинки» 240. Пшимановский, Януш «Проделки Йонатана Коота» 241. Рауд, Эно «Нержавеющая сабля» 242. Рид, Т.Майн «Всадник без головы», «Морской волчонок», «Юные охотники», «Дети лесов» 243. Рони, Жозеф «Борьба за огонь», «Пещерный лев» 244. Роулинг, Джоан «Гарри Поттер» 245. Садовников, Георгий «Спаситель Океана» 246. Саймак, Клиффорд «Кольцо вокруг солнца» 247. Свирский, Алексей «Рыжик. Приключения маленького бродяги» 248. Серая Сова (Grey Owl) «Саджо и ее бобры» 249. Сергиенко, Константин «Кеес - адмирал Тюльпанов», «Белый рондель», «До свиданья, овраг», «Ксения», «Дни поздней осени» 250. Сладков, Николай «Захар Загадкин», «В лес по загадки» 251. Сотник, Юрий «Элексир Купрума Эса», «Ясновидящая» 252. Станюкович, Константин «Вокруг света на «Коршуне» 253. Стивенсон, Роберт «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный», «Катриона» 254. Суханова, Наталья «В пещерах мурозавра» 255. Таск, Сергей «Тайна рыжего кота» 256. Твен, Марк «Принц и нищий», «Лягушка из Калавераса» Толкиен, Джон Рональд Руел «Хоббит, или Туда и обратно», «Кузнец из большого Вуттона» 257. Толстой, Алексей «Детство Никиты» 258. Троепольский, Гавриил «Белый Бим черное ухо» 259. Трублаини, Николай «Шхуна «Колумб», «Крылья розовой чайки» 260. Тутуола, Амос «Путешествие в город мертвых» 261. Уайлд, Оскар «Кентервильское привидение», «Звездный мальчик», «Счастливый принц» 262. Фаллада, Ганс «Фридолин - нахальный барсучок» 263. Федоров, Вадим «Летящие к северу», «Путешествие вверх» 264. Форестер, Сессил «Сага о капитане Хорнблоуэре» 265. Хайтов, Николай «Дракон» 266. Чопич, Бранко «Ноги в поле, голова на воле» 267. Чуковский, Николай «Водители фрегатов» 268. Шефнер, Вадим «Имя для птицы», «Миллион в поте лица», «Человек с пятью «не», «Круглая тайна» 269. Шклярский, Альфред «Путешествия Томека» 270. Эргле, Зента «Это началось в доме цветов» 271. Ячейкин, Юрий «Мои и чужие тайны», «Павлик Хвалимон» 272. Берестов, Валентин. Стихи для детей. 273. Грэм, Кеннет. «Ветер в ивах». 274. Даль, Роальд. «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», «Изумительный мистер Лис», и другие произведения. 275. Джастер, Нортон. «Мило и волшебная будка». 276. ДиКамилло, Кейт. «Спасибо, Уинн-Дикси». 277. Коваль, Юрий. Рассказы и сказки. 278. Носов, Николай. «Фантазеры», «Мишкина каша», и другие рассказы. 279. Прокофьева, Софья. «Оставь окно открытым». 280. Родари, Джанни. «Торт с неба», «Путешествие голубой стрелы». 281. Чарская, Лидия. «Княжна Джаваха». «Записки маленькой гимназистки», и др. 10-12 лет 282. Арутюнянц, Карен. «Я плюс все». 283. Блэкер, Теренс. «Спорим, это мальчик!». 284. Воскобойников, Валерий. «Все будет в порядке». 285. Востоков, Станислав. «Ветер делают деревья». 286. Жвалевский, Андрей. Мытько, Игорь. «Здесь вам не причинят никакого вреда». 287. Жвалевский, Андрей. Пастернак, Евгения. «Время всегда хорошее». 288. Мюрай, Мари-Од. «Oh, boy!». 289. Парвела, Тимо. «Элла в первом классе» (и продолжение). 290. Патерсон, Кэтрин. «Великолепная Гилли Хопкинс». 291. Уилсон, Жаклин. Все произведения (легкое чтение для девочек). 292. Хагерюп, Клаус. «Маркус и Диана» (и продолжения). 293. Хокинг, Люси и Стивен. «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения). 294. Якобссон, Андерс. Ульссон, Сёрен. «Дневник Берта».
С 12 лет (подростки) 295. Брэдли, Алан. «О, я от призраков больна». 296. Каунди, Элли. «Обрученные». 297. Кэмерон, Шэрон. «Кукла дядюшки Тулли». Орлофф, Эрика. «Тайна древней рукописи». 298. Кэмпбелл, Челси М. «Отчаянный и непобедимый Ренегат Икс». 299. Мэлой, Колин. «Дикий лес». 300. Патерсон, Джон и Кэтрин. «Каменное сердце». 301. Риордан, Рик. Серия «39 ключей». Книга 1. "Лабиринт костей". 302. Уилсон, Дэвид. «100 шкафов». Натан 303. Хейг, Мэтт. «Быть котом».
Сразу скажу, что не рассиаириваем костюмы тройки, брюки черные, т к ребенок ползает и страшно представить, что будет с ними чепез 5 минут...не желательно длинный рукав, лучше всего что то с коротким рукавом...дома очень жарко. Необязательно должен быть супер нарядный костюм, если будет красивая рубашечка и бриджи например, тоже готовы рассмотреть. Желательно в пределах 1500 р, не побрезгуем Б/У если в хорошем состоянии
Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос - что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?
Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.
Итак,
Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:
Развитие логики.
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например - сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складыватьсамостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
«Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает - зовя малыша к себе).
«Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
Большой-маленький.
Названия цветов (как базовых - синий, красный и т.п. так и нетипичных - салатовый, розовый и т.п.).
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Моделирование.
Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) - крыша, дом, окно;дерево (два элемента) - ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).
Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Пересыпать крупу - ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
Учиться собирать губкой воду со стола.
Учиться выжимать губку.
Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
Учиться нанизывать бусы (специальные детские).
10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком - учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики - строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки - либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:
16. Учиться складывать матрешки.
17. Играть со стучалками и забивалками:
18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):
19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально - играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки - учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:
31.Маленькие резиночки - учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) - пуговицами, камушками, бусинами и т.п.
37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).
Развитие речи и артикуляции.
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме - продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) - навык индивидуальный - у многих он развивается уже после двух лет.
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? ).
Читать книги.
Если ребенок говорит достаточное количество слов - совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко…» ребенок продолжает- «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
Знакомимся с понятиями «шум - тишина».
Прослушивание классической музыки фоном.
Активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
Игра с разными материалами - кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
Логоритмика - танцы под музыку Железновых и др.
«Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
Катать мячики, машинки.
Кидать мячики.
Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
Бить по мячу ногой.
Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти - значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через "тоннель".
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
Покорми, умой куклу.
Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Ближе к двум годам - игра с посудкой, в кухню.
Стираем и развешиваем белье.
Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно - ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте - большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения - значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т.п.
Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.
Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:
Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост - мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!
Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года - многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.
Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.
Ленивые голубцы Мясо я всегда делаю заранее в мульте, когда она свободна, кидаю кусочек мяска и забываю часа на два если это говядина, курицу, индейку на часик.
Ингредиенты: капуста 200 г лук 1 шт небольшая круглый рис 1/2 стакана вареное мясо 200 г растительное масло 1 ст ложка соль Рис замочить в теплой воде на 15-20 минут. Лук пассеровать до прозрачности. Добавить порезанную капусту и тушить под крышкой 10 минут на среднем огне, периодически помешивая. Затем добавить рис. Залить горячей водой (или бульоном) так чтобы чуть прикрыть рис, тушить ещё 10 минут. Добавить фарш из вареного мяса. Для нежности можно добавить рубленные яйца. Картофельная запеканка с мясом Ингредиенты: Картофель 500 г Яйца 2 шт. Масло сливочное 60 г Сметана 60 г Мясо 300 г Лук репчатый 1 шт. Соль Перец Картофель очищаем, отвариваем, сливаем отвар, подсушиваем и разминаем толкушкой. В картофельное пюре добавляем яйца, масло, сметану, соль, перец, всё перемешаем и взбиваем миксером. Мясо отвариваем в подсолёной воде, пропускаем через мясорубку. Лук очищаем, нарезаем мелкими кубиками и жарим на сковороде с маслом. Добавляем прокрученное мясо, солим, перчим и жарим до готовности. На смазанный маслом противень выкладываем половину картофеля, разровняем и выложим ровным слоем мясной фарш. Накрываем второй половиной картофеля, разравниваем, лопаткой наносим рисунок. Противень с запеканкой ставим в разогретую до 180* градусов духовку и запекаем до золотистого цвета. Готовую картофельную запеканку с мясом нарезаем на порции и подаём на стол со сметаной или соусом. Гуляш с подливкой Ингредиенты: Говядина(свинина, курица, индейка) - 0,5 кг. Лук репчатый - 1 головка. Морковка - 1 шт.( можно без нее ) Мука - 1 ст. л Том. паста 1 ч.л Можно сметану - 1 ст. л Лавровый лист - 1 шт. Соль по вкусу - 0.5 ч.л примерно Нарезать мясо на небольшие кусочки, слегка обжарить ( можно не обжаривать, а сразу добавить в мясо немного кипятка) и потушить вместе с луком и тертой морковкой в собственном соку на несильном огне, немного налив в кастрюлю раст. масла. Затем долить небольшое количество воды. Ну скажем, на полкило мяса стакан воды. Тушить до готовности мяса ( т.е до мягкости). Мясо должно быть слегка прикрыто бульоном. Минут за 10 до готовности мяса, посолить по вкусу, положить лавровый лист - 1 шт. и можно 3 шт. перца горошком. Мясо бывает разное. Поэтому время приготовления может быть тоже разное. Но как правило около часа, не меньше ( если это говядина или свинина, а не цыпленок) Готовность проверяется ножом или вилкой. Затем развести в половине стакана теплой воды - 1 ч.л том паcты, ст. ложку муки и ст. ложку сметаны( можно без нее). Хорошо перемешать в стакане, чтобы не было комочков, лучше вилкой. Непрерывно помешивая гуляш, влить туда смесь. Гуляш на глазах начнет густеть. Потушить немного(минут 5-10) Мясо готово. Если при тушении вода выкипела, можно долить ее. И если вдруг гуляш получился слишком густой, то можно тоже разбавить кипяточком до нужной густоты. Можно минут за 10-15 до конца тушения мяса добавить тертый или тонко нарезанный без кожуры соленый огурчик. Это придаст блюду пикантность. На гарнир макароны или картофельное пюре Тефтели в соусе Ингредиенты: Фарш - 0.5 кг. Рис - 1/2 стакана Луковица средняя - 1 шт. 1 яйцо Соль по вкусу Соус: Сметана - 1 ст.л Мука - 1 ст.л Томат паста - 1 ч.л. 1,5 стакана воды Рис отварить до полуготовности. Лук мелко порезать, смешать с фаршем. Добавить соль по вкусу. Очень хорошо все перемешать. Сформировать небольшие тефтели.Обвалять их в муке. Выложить на хорошо разогретую с растительным маслом сковородку желательно не очень тесно друг к другу, обжарить с одной стороны 3-5 минут. Аккуратно перевернуть и обжарить с другой стороны. Залить кипятком примерно до половины уровня тефтелей, добавить соли и оставить тушиться. Муку подсушить на сковороде, добавить сметану и томат пасту, перемешать и развести оставшейся водой. Добавить соус в тефтели и проверить на соль. Накрыть крышкой и тушить 10-15 минут на среднем огне. Омлет
Ингредиенты: · Яйцо (отборное) - 5 шт · Молоко - 250 мл · Соль - 0,5 ч. л. · Масло сливочное (для смазки формы) В глубокую миску вылить молоко. Добавить яйца и соль. Хорошо размешать, не взбивая!!! Форму хорошо смазать сливочным маслом. Перелить полученную яично-молочную смесь в форму. Форму заполнять не более, чем на 2/3, так как омлет поднимется. И поставить в предварительно разогретую до 200 градусов духовку на 30 минут. Первые 15-20 минут духовку не открывать. Готовый омлет разрезать на порции. На горячий омлет выложить кусочек сливочного масла. Творожная запеканка по ГОСТу На одну детскую порцию: творог - 135 г, крупа манная или пшеничная мука - 10г-12г, сахар - 15г, яйца - 4г, маргарин - 5г, сухари - 5г, сметана - 5г, масса готовой запеканки -150г, сметана - 30г. Протертый творог смешивают с мукой или предварительно заваренной в воде (10 мл на порцию) и охлажденной манной крупой, яйцами, сахаром и солью. Подготовленную массу выкладывают слоем 3-4 см на смазанную жиром и посыпанную сухарями форму. Поверхность массы разравнивают и смазывают сметаной, запекают в жарочном шкафу 20-30 мин. до образования на поверхности румяной корочки. При отпуске нарезают запеканку на куски квадратной или прямоугольной формы и поливают сметаной. Рыбная запеканка
Ингредиенты: Филе рыбы - 300 г Молочный соус /Молоко (0,5 ст.), мука (1 ч.л.), слив. масло (1 ч.л.), соль/ Сухари панировочные Соль - по вкусу Рыбное филе отварить в слегка подсоленной воде. Время варки 5-7 минут после закипания. Пока варится рыба приготовим молочный соус:
Ложку муки немного подсушить на сковороде. Слив.масло размять вилкой и растопить слегка. Хорошо перемешать муку с маслом. Молоко довести до кипения, добавить в него масляную смесь и тщательно перемешать. Соус посолить, поперчить, дать еще раз закипеть. Форму для запекания смазать сливочным маслом и выложить небольшим слоем отваренную, размолотую вилкой, рыбу.В молочный соус добавить яйцо и хорошенько перемешать вилкой или венчиком.Полить полученным соусом рыбный слой, после чего сверху выложить еще один слой размолотой рыбы и опять полить молочным соусом.
Сверху рыбу посыпать сухарями и отправить в горячую духовку выпекаться при 180 градусах. Время выпекания в разных духовках колеблется примерно от 15-25 мин. Готовая рыбная запеканка может быть самостоятельным блюдом на ужин. А можно подать ее с кашей или овощами. Картошка, тушенная с мясом Ингредиенты: 1 кг говядины 1,5-2 кг картошки 2 крупных луковички 3 морковки 3 ст. л. томат пасты (по желанию) Мясо разрезаем кусочками по два-три сантиметра, постаравшись освободить его предварительно от жира, пленок и сухожилий. Лук чистим и режем полукольцами. Картошку чистим и режем чуть крупнее, чем мясо.
В казане, или кастрюле с толстыми стенками нагреваем несколько столовых ложек подсолнечного или оливкового масла. Нагреваем до дымка. Кидаем мясо и на большом огне обжариваем его.
Ничего страшного, если мясо начнет пускать сок и будет тушиться. Если мясо прилипнет к донышку или стенкам казана, не волнуйтесь, как поджарится, так само отпадет.
Как пожарится - помешайте, и после того, когда все мясо посветлеет, кидаете лук, опять перемешайте, уменьшите огонь и тушите минут 15. Если жидкости не много, долейте немного бульона или, если бульона нет - водичку.
Пока мясо-лук тушатся, режем морковку полукругами, и обжариваем ее на растительном масле. Как изменила цвет - в казан ее, а на место морковки на сковороде - картошку. Картошку стараемся обжарить со всех сторон до легкой золотистой корочки. Кидаем в казан, солим, перчим, перемешиваем.
Если не хватает жидкости доливаем так, чтобы картошечка была почти покрыта водой. Накрываем крышкой и на маленький огонь минут на 40-50.
За 15 минут до окончания бросаем три лавровых листка, щедрую щепоть хмели-сунели, или любой специи, что Вам нравится и для пикантности пол чайной ложки красного перца. Перемешиваем аккуратно, накрываем крышкой и даем оставшиеся 15 минут потомиться на маленьком огне.
Закрываем крышкой и оставляем еще на 10-15 минут, настояться, пропитаться. Суфле печёночное
Ингредиенты: Соль, по вкусу Молоко, для замачивания хлеба Масло сливочное, для смазки Лук репчатый, небольшого размера - 1 шт Батон белый, пару кусочков Печень говяжья - 500 г Берём печень, промываем её и отвариваем почти до готовности. У меня небольшой кусочек был, я варила 30 минут (после закипания). Печень вынимаем из воды, смываем всё ненужное и даём остыть. Замачиваем кусочки батона в молоке. Чистим лук. Прокручиваем остывшую и нарезанную на кусочки печень через мясорубку, то же проделываем с луком и размоченным хлебом. Вообще, в саду готовят это суфле без лука, но я привыкла его добавлять для обогащения вкуса. Солим и всё тщательно вымешиваем. Если фарш суховат, можно добавить молока. Можно добавить и сливочное масло, чтобы было пожирнее, лично я никогда его не добавляю. Выкладываем всё в смазанную маслом форму. Ставим в духовку и запекаем при температуре 180-200 гр. до зарумянивания верха (где-то 15-20 минут). Верх готового суфле смазать сливочным маслом. Мой ребёнок очень любит это суфле с соусом. Обжариваем лук на среднем огне под крышкой, периодически помешивая, минут 15. Берём 2 ст. л. сметаны и 2 ч. л. томатной пасты, соединяем в глубокой миске, добавляем 1 ст. л. муки. Всё тщательно перемешиваем, добавляем воды где-то 300 мл, снова всё перемешиваем и выливаем в лук, помешивая при этом. Доводим на огне до загустения. Соус готов. Сверху можно положить кусочек сливочного масла, чтобы не образовалась плёночка. фотки тоже их "контакта" Приятного аппетита!!!