Быстро и обзорно, как всегда.
Растёт Мария. Ходит в детский сад в среднюю группу. Участвует там в самодеятельности. Сентябрь и октябрь водила я её на занятия художественной гимнастикой, потом я сломала ногу, и занятия пришлось временно прервать до января....
Только на днях жаловалась, что Маша, по моему мнению, не делает выводов и умозаключений. Оказалось, нужно как следует за ней понаблюдать и повнимательней послушать. Описывать всё долго, но она начала анализировать результаты своих действий и делать обобщающие выводы, ещё и своё отношение к этому высказывает. Начала также сравнивать и сопоставлять предметы ("сосульки похожи на морковки, только морковь растёт в огороде, а сосульки висят на крыше"). Мы были в гостях у моей подруги, у которой много книг, я сказала сегодня: "Как же у Кати хорошо, столько прекрасных книг!", а Маша добавила: "Да, как в библиотеке".
Вообще, всё чаще ловлю себя на ощущении, как быстротечно время, и как быстро забывается то, что я не успеваю где-то записать или иначе зафиксировать. Может, образ какой-то, общее впечатление остаётся, а детали, в которых часто самая суть и кроется, безжалостно уходят в какой-то туман. Часто я думаю, что надо завести наконец записную книжку отдельную или тетрадь и не лениться записывать всё, касающееся ребёнка, писать скрупулёзно каждый вечер, это действительно важно и нужно.. И опять-таки откладываю всё это на потом. Обещаю себе, что непременно займусь этим завтра или даже сегодня!
Напишу здесь, пожалуй, всё-таки это страничка моей Марьи. Опишу нашу с дочкой историю развития речи, беспокойства, диагнозы, что мы делали и чего не делали, и чем в итоге всё обернулось.
У меня никогда и мысли не возникало, что Мария может в положенное детям время не заговорить. А быть может, она заговорит и раньше, - думала иногда я, ведь мне очень нравилось разговаривать с малышкой, ещё когда её можно было оставить на диване без всякого риска, что она оттуда упадёт. Я с первых дней читала дочке стихи, какие помнила, пела ей песни на разных языках, включая чудом сохранившуюся в памяти с первого курса университета латынь, просто делилась с ней разными впечатлениями, намерениями, спрашивала что-то и как бы ждала ответа, а потом отвечала сама. В общем, дочка была с младенчества погружена в разговорную среду. Я тогда ещё не читала разных популярных трудов на тему детской речи, но у меня уже было какое-то понимание, что живая речь должна окружать ребёнка с раннего возраста. В 9 месяцев, мне показалось, Маша сказала 2 своих первых слова - "цветы" и "часы", и вообще она, как попугайчик, отдавала тогда предпочтение шипящим и свистящим согласным.
А потом ребёнку исполнился год, я вышла на работу, Маша стала проводить до 10 часов в день с бабушкой, и речь её, что называется, застопорилась в развитии. Несмотря на то, что дочка тогда стала проявлять активный интерес к книгам и рассказам по ним, что она именно тогда стала узнавать знакомые стихи, и у неё появились любимые, активная разговорная речь её не развивалась. Я ни в коем случае не виню в этом бабушку, она, разумеется, тоже разговаривала с внучкой, но всё же, надо признать, не так активно, как, бывало, это делала я. А у меня, в свою очередь, после 8-ми часов в опен-спейсе офиса было не очень много сил и желания активно работать языком...
Активный словарный запас дочки прирастал очень медленно и в основном простыми стандартными словами: мама, папа, баба, дай, нет и т.п. Так продолжалось до 2-х лет, я начала тогда делать с ней разные упражнения, прочла книгу Янушко "Помогите малышу заговорить", поняла, что довольно много рекомендаций из неё я и так, о них не зная, выполняла - разнообразные игры на мелкую моторику, присказки и попевки, вызывание малыша на диалог и т.п. В 2,2 я не выдержала и сводила Машу к неврологу. К слову, физиологических причин для поздней речи у дочери не было (ни уздечка, ни что-то ещё не были помехой). Врач диагностировал у Маши задержку речевого развития ("Странно, она вас так хорошо понимает и слушает, а совсем не говорит", - так сказал ещё), предложил медикаментозное лечение. Я скрепя сердце всё-таки отказалась. Решила ещё подождать. Какой-никакой запас слов ведь у ребёнка был, а пассивный так и вообще, я считала, нормальный, по срокам, насколько я знала, тоже пока рано было бить тревогу. Врач, конечно, меня не успокоил, но и не напугал сильно.
Ситуация ещё, возможно, осложнялась тем, что Маша после 2-х лет "распробовала" мультики и некоторое время посвящала им, особенно у бабушки. Впрочем, дома я ограничивала её в просмотре их с планшета, старалась больше с дочкой разговаривать, гулять и заниматься всяким творчеством.
Ситуация переменилась в 2 года 10 месяцев, когда мы с Машей отдыхали на юге. Я читала дочке в номере книгу "Лама красная пижама" и по ходу чтения, как обычно, комментировала картинки. В конце концов мне так надоело читать по сто первому разу один и тот же текст, выученный наизусть, что я просто декламировала его, лёжа с закрытыми глазами. И вдруг слышу, как дочка объясняет мне моими словами то, что происходит на картинках! Так и слышу до сих пор её голос, помню интонации, паузы, всё-всё: "Видишь, он босил игашу [бросил игрушку]". Это было неожиданно и очень, очень приятно тогда...
С того летнего дня, когда дочке было 2 года 10 месяцев, она заговорила. Нельзя сказать, что её прорвало, но она начала говорить предложениями и демонстрировать большой запас слов. Кроме того, оказалось, что она помнит наизусть много детских и не только стихов (даже "Жирафа" и "Капитанов" Гумилёва, а также, например, Хармса, Блока) и песенок. Сначала Маша говорила очень непонятно, потом её речь стала всё чётче, хотя до сих пор иной раз не с первого раза понятно, что она говорит. Мне кажется, надо будет ещё проконсультироваться с логопедом, но думаю сделать это позже.
Сейчас Маша говорит довольно неплохо, сложными предложениями с союзами, у неё большой словарный запас, в том числе всякие устойчивые выражения: "с ума сойти", "ну вы даёте", "шах и мат" и пр. Я в последнее время заметила, что у неё не очень много рассуждений и выводов присутствует в речи, надеюсь, что это впереди... Просто довольно большое количество прочитанных мною книг и родительских дневников показывает, что дети в 3,5 года уже вполне способны рассуждать и делать обобщения. Посмотрим, как будет дальше.
Наверное, всё-таки были причины тому, что дочка заговорила чуть позже положенного (хотя патологии, как я до сих пор считаю, не было). Думаю, отчасти мой ранний выход на работу и отсутствие полноценного общения как следствие были тому виной. Мультиков, опять же, можно было бы давать смотреть ещё меньше. Но главное, к чему я пришла во время всего этого - всё придёт, если прилагать к этому усилия, не опускать руки, не отчаиваться и верить в ребёнка. Даже вопреки взволнованным родственникам.
Совсем заброшен мой блог о Маше, а ведь когда она только родилась, я сдерживала себя нарочно, чтоб не писать слишком часто)) на самом деле мне есть порой что сказать и о чём рассказать, хочется и запротоколировать отдельные вещи, и пожаловаться, бывает.. Но основная причина, по которой всего этого не происходит, - катастрофическая нехватка времени. И работа, и увлечения, и вся вообще повседневная жизнь очень насыщенны и времязатратны..
Вкратце: я предсказуемо не беременна, немного пошаливают гормоны, Мария собирается в сентябре в детский сад и потихоньку начинает разговаривать и даже петь.
сходила на узи, сказали ориентировочно гиперплазия эндометрия. м-эхо целых 26 мм.. беременность, впрочем, совершенно исключать нельзя, хотя на узи плодного яйца не видно. но что-то я уже сомневаюсь.. сделала 2 теста, оба отрицательные. завтра сдам кровь на хгч, посмотрим. если нет, буду обследоваться дальше и (возможно) принимать дюфастон. эх.. напасти-напасти.
Интересно, было ли такое, что предполагали - гиперплазия, а оказалась нормальная беременность? Я так подумала - для меня беременность была бы сейчас более предпочтительным вариантом, чем заболевание.
Опять сто лет не писала.
Такие странные ощущения были недели полторы назад. Три дня подряд страшно болел живот внизу справа, начиналось это после еды и продолжалось несколько часов, живот невозможно было втянуть. Потом всё само прошло. Притом было ощущение какой-то щекотки в животе. Сейчас недельная задержка. Сегодня иду на узи. Боюсь предполагать, но вдруг беременность?..
"После трёх уже поздно" читали? Прониклись? Материал для тематических недель подготовили? Название поста ужаснуло? Расслабьтесь! Всё будет совсем не страшно, но субъективно, максимально откровенно и сумбурно.
Так вот.
Алиса родилась, и у неё сразу был мозг. Вот прямо тут же. Сверху мозг был упакован в невероятной красоты головку, которая источала такой аромат, что первые полгода я вообще ни о чём не могла думать, а только нюхала, восхищалась и фотографировала.
В шесть месяцев Алиса села, я взяла себя в руки и авторитетно сказала мужу: "Ребенком надо заниматься!" "Занимайся", - охотно согласился муж, посмотрев на меня глазами с потухшим творческим потенциалом.
И я стала читать... На меня обрушилось столько новых слов и понятий, что, казалось, поступить в Гарвард проще, чем воспитать ребенка до 3-х лет. Доман, Монтессори, Лупан, Зайцевы, Ивановы, Сидоровы, Петровы и вишенка на торте - тематические недели.
Ну вот, послезавтра. В воскресенье ребёнышу 2 года стукнет. Поскольку друзьями-ровесниками мы как-то не обзавелись пока, отмечать будем в семейном кругу. Тихо и, я надеюсь, мирно. Купленные в подарок овер 10 книжек я уже Марии отдала, не выдержала, и мы каждый вечер рассматриваем Детскую энциклопедию, как правило, останавливаемся на развороте с динозаврами (Мария так хочет), и дочка начинает тыкать в зверюг нарисованных пальчиком и просить меня про них рассказывать, а я и рассказываю, косясь в книжку. Над Машкиной же книжкой "Про хорошего котёнка" я сама всплакнула украдкой, уж очень жалко стало белого пушистика, хорошо, что всё закончилось хорошо) надеюсь, у нашего кота жизнь будет лучше. У нас тут кот появился, котёнок, чёрный и игривый, и пока, надо сказать, ему от Маши достаётся несмотря на всяческую разъяснительную работу с дочкой. Так, галопом я, обзорно. Хочу с Машей сегодня после работы съездить потестировать беговелы в магазине, посмотрим, как Маше они понравятся. А то и подарим ей такой. А ещё есть у меня мысль купить ей кровать, а младенческую продать, ну её, только кот в ней и спит) посмотрим.