Про детей и психологов.
Давно хотела написать что-то подобное, особенно когда почитала в ленте друзей про школьного психолога. Вот со школы и начну.
Сразу скажу - я в школе не работала никогда, мои дети в школе еще не учатся, поэтому мое мнение может быть крайне оторвано от реальности. Однако. Я много училась. В том числе в педвузе. А еще я клинический психолог и у меня очень много знакомых в среде, как бы это правильно сказать.. вот не психологов, а «людей, получивших психологическое образование». И замечаю я, что очень часто в школы, учреждения до и вне школьного образования идут работать люди, не сумевшие найти себе применение в другом месте. Потому что психологу заработать клиентуру - трудно. Это работа, грамотная раскрутка, личное обаяние, харизма, репутация и профессионализм. И еще везение. Большинство психологов, содержащих свои кабинеты или ведущих прием в психологических центрах своих клиентов зарабатывают сами. Их заработок полностью зависит от их собственных усилий. А вот работа психолога на ставке - это совсем другое дело. Только для того, чтобы получить эту ставку в ПНД, лечебном учреждении или крупной компании понадобится тоже много усилий (повышение квалификации, резюме и т. д.). А в детских учреждениях все гораздо проще. Но и ставки намного ниже. Результат понятен? Да, я не исключаю возможность, что именно в школе, где учится Ваш ребенок, работает настоящий энтузиаст, умелец и умница. Однако вероятность мала. Кроме того, работает он за небольшие деньги и без всякой профессиональной поддержки. Отсюда все минусы усталости и выгорания и прочий риск. Кстати, вот мне в юности повезло. В моем лицее психолог была замечательная и я благодарна ей за ее работу по сей день. Только ее через год уволили, за несоблюдение политики руководства лицея. Вот это следующий минус. У Вас и Вашего дитяти одни интересы, у школы - другие. И в большинстве случаев, школьный психолог таки будет блюсти не Ваши интересы. Поэтому мой вывод таков - чем меньше взаимодействия - тем лучше. То есть, общаемся вежливо, уважаем труд и возраст и статус, но вежливо и непреклонно уклоняемся от участия в тестах, тренингах и прочих замутах на базе родной школы. Потому что Вы совсем-совсем не можете предсказать, где и почему окажутся результаты тестов, что втюхают ребенку на тренинге и кто за все это будет отвечать. Не надо. Единственная, на мой взгляд, ситуация, когда имеет смысл сходить и проконсультироваться - если у ребенка конфликт именно в классе. Тогда есть смысл поговорить и узнать, видят ситуацию педагоги и психолог. Если это профессионал - есть шанс, что Вам реально помогут. Во всех других случаях, если у ребенка есть проблема, которую надо решать, а собственными силами не выходит - ищите специалиста вне учреждения, в котором ребенок пребывает постоянно.
Вот тут тоже начинается интересное - где и как искать. Потому что, напоминаю, выпускается каждый год море психологов, заработать клиентуру трудно, стараются все кто во что горазд. Предложений много, почти в каждом «центре детского развития» (а это предмет для отдельного разговора) есть детский психолог, причем частенько его услуги предлагаются прямо с пеленок. У меня большой вопрос - зачем? Зачем ребенку занятия с психологом? Если ему меньше 3 и у него сложности с поведением, эмоциями и т. д. - к психологу нужно родителям. Это их проблемы и помошь нужна им. Ребенок только транслирует происходящее. Станет легче маме - поправится дитя. Для обучения ребенка чему бы то ни было психолог тоже не нужен. И для развития не нужен. Но - психологов много и все хотят есть. Поэтому все стараются продавать то, что продается. А продается под разными видами и соусами всего лишь значок «родитель года». Это для нас, тревожных, неуверенных или нарциссичных работает вся индустрия «раннего развития» и прочих милых глупостей. Дети приходят, поют песенки, рисуют пальчиками, родителя платят, им хорошо и спокойно (я хорошая мать, я развиваю своего ребенка!) и все довольны. И ничего плохого в этом нет. Главное - ну не надо тащить сюда психологию. Не надо «занятий», тестов и прочего. Тревоги станет больше, результатов меньше.
Если ребенку больше 3 и у него проблема - я бы тоже сначала разобралась, а у него ли она. Можно сначала сходить на консультацию взрослым, можно сходить на семейную. Дальше - по ситуации. Так же важно для начала разобраться, а к кому, собственно идти. Т.е. самое первое и важное - не пропустить серьезные и сложные вещи, лежащие уже в сфере психиатрии. Если, слава Богу, у Вас все проще и есть, допустим, сложности в отношениях, или в учебе, конфликтность или подавленность - тогда стоит подумать, нужна краткосрочная поомощь в формате тренинга, например (они тоже бывают хорошие и эффективные) или индивидуальная работа. Я - за второй вариант, потому что тренинг не гарантирует продолжительного результата во-первых и не адаптирован конкретно под Вашего малыша во-вторых. В-третьих, большинство тренинговых программ рассчитаны на вовлечение участника в дальнейшие мероприятия и создание некоторой зависимости.
А дальше встает вопрос уже к кому именно идти. Вот тут трудно. Сначала - ищем по знакомым. Если нашли - проверяем в сети где работает, в каких организациях стоит, в каком направлении практикует. Если все устраивает - записываемся на прием.
Если не нашли - ищем, опять же, в сети. Проверяем все еще более тщательно.
Важно! Во-первых, хорошо бы, что бы специалист не был «диким», то есть имел бы принадлежность к профессиональным организациям. В связи с тем, что в РФ деятельность психолога не лицензируется, не контролируется и т.д. - велика опасность нарваться на шарлатанство. Профессиональная организация (это что-то вроде профсоюза), хоть как-то гарантирует профпригодность своих членов. То есть в информации о себе у рассматриваемого Вами кандидата должно быть написано «членство там-то и сям-то» и статус в этой организации. Сами организации намеренно называть не буду, чтобы никакой рекламы не было (особенно за бесплатно!!!))))))))
Еще более важно! Голова специалиста, которому Вы собираетесь доверить чадо, должна быть своевременно приведена в порядок. То есть прежде, чем он пойдет кого-то лечить, необходимо убедиться, что сам будущий психолог находится в более или менее здравом уме. То есть, нужно искать специалиста в тех направлениях и организациях, где личная терапия - необходимое условие сертификации. А дальше спросите уже самого терапевта - была терапия? Сколько часов? Как давно? Где? Если нет - это не Ваш вариант, это любитель пересадить своих тараканов в чужую голову.
И наконец самое-самое важное. Прежде чем идти куда бы то ни было, убедитесь, пожалуйста, что это действительно необходимо. Поговорите с ребенком, может быть ему просто не хватает Вашего внимания, может быть ему просто нужны Вы. Может быть съездить с ребенком вдвоем на море или просто в зоопарк - нужнее и полезнее, чем «лечиться» у психолога. Если же вмешательство необходимо - ищите настоящего психолога, где бы он ни работал.