"Айфоново детство"
РодительствоИз техники ноут имеется. И два телефона-андроида (по одному на нас с мужем). Есть еще планшет у старшей дочери мужа, но она его, как уходит к маме, с собой забирает.
Ксения при виде телефона просто теряет рассудок. Показал ей как-то папа там ее маленькую, "лялю", так она теперь как увидит телефон, требует "лялю". И не только у нас. Практически у всех и вся. Меня это ,честно говоря, начало жутко напрягать.
Как-то раз Ксю увидела, как старшая сестра смотрит на планшете "Машу и медведь". Теперь требует "Ма" хоть с ноута, хоть с планшета, когда Соня у нас. Именно требует.
В зомби, короче, превращается. В самого настоящего. Может я не права, но мне не хочется, чтоб мой ребенок был настолько зависим от техники. Хотя я, возможно, просто думаю все, исходя из своего детства. А оно было ведь совсем другим! Но так хочется, чтоб ребенок выбирал гуляние на улице вместо сидения у компьютера.
В общем, наткнулась сегодня вот на такую статью. Там, по большому счету, про подростков, но я не смогла пройти мимо.
"Айфоново детство". Взято вот здесь
Начну издалека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: полтора года.
Я
вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у
стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги
малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом
комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я
сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она
громко и выразительно: «Играть дай! Играаааать!».
А я-то гадала – кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.
История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От
нуля до полутора лет: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске.
Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в
одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае
тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где
обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо все,
обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку,
потом рыдает, что она царапается…
С полутора до примерно трех
лет: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается
самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком,
падает и встает, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает
мертвую птичку, чтобы она полетела… От трех до пяти. Стоит полдня как
замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину.
Сидит, болезный, на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за
уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе –
выбивать ковер на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется,
как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на
четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…
Идет
в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда
уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над
уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в
неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный
кружок и на хоккей зимой, берет книжки из «Библиотеки приключений»,
читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его
жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил
души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными
глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый
воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетется домой
после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы»,
ларек с мороженым или окошко булочной, помойка – источник неисчислимых
сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в
которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги
среди детей.
Это волшебный, совершенно реальный мир.
В отличие от цифрового нынешнего.
Матрица. Загрузка.
Теперь смотрим, как живет нынешнее поколение.
От
нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного
времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги.
Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о
том, чтобы спокойно поползать по двору и речи быть не может. Кругом
опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно
дорваться до чистого песочка, но это не всем удается. Чтобы выжить с
ребенком в современной городской квартире придуманы разнообразные
приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Все для того, чтобы не
дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему
скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и
выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно
побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить
обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов
ребенок мешает не так сильно, как сидению в интернете.
Поэтому
как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается
старый телефон, или планшет, или, если уж совсем все плохо, включается
телевизор.
О, отлично, теперь он занят и у мамы есть полчаса для себя.
Еще
мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно
возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна
мысль, что деточка будет находиться в одном объеме с толпой ужасных и
(скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребенка возим
ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что
ребенку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться
от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из соображений
безопасности, ребенку отдается на растерзание айфончик с Фруктовым
Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая
ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не
хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Это отличный
способ
- добиваться послушания (Если ляжешь без капризов – дам поиграть)
- наказывать и угрожать (Будешь себя так вести – отберу айпад)
- получать передышку самим
- делать подарки
- и даже стимулировать хорошую учебу (четверть без троек – и получишь пятый айфон на Новый Год).
Вопли
«Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с
нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12. Еще
немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали
повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в
магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков.
В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «мама
на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю
машинки», или «мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».
Сегодня
рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят,
уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.
Научить детей жить
Согласитесь,
это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших
воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к
самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это
делаем, и делаем неплохо. Даем образование, заботимся о здоровье,
стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идет
главным образом на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши
спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к
родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в
свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста,у них нет
ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские
дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального
общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе
называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто
воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай,
как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в
основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю,
как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты всемогущий
Герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребенок захотел
повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим
придется закрыть комп, выйти из Сети, отключить все гаджеты…
Вспомнить
свое детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту.
Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в Интернете и
найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит
или Монополию. Но играть-то все равно придется ВАМ самим, людей пока с
доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его
наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой
адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь
мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после
целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не
очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей
у себя?
Вам придется учить его заново, показывать все
возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и
депрессию – ведь любой отказ от привычного удовольствия ведет сначала к
депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты,
смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в
машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в
ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы еще помните,
что письмо можно распечатать, и не с помощью принтера. И что игра – это
когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.
Демина Катерина Александровна.
Журнал "Наша психология", №2, 2014