Тематические занятия Южная Америка по ТН с Умницей и не только). Бразилия.
географияНемного перекомпоновала тематическую неделю с Умницей из 7мидневной в три дня, и собрала по темам. И мне, и ребенку так удобнее заниматься. Большое спасибо организаторам за замечательную подборку подвижных игр, стихов и заданий к каждому континенту. 2 дня мы изучали континент в целом, а 3й день Бразилию. В следующий раз повторяем, за некоторыми исключениями, пройденный материал, и добавляем новую страну.
Вот литература, которую мы использовали.
Журнал "Путешествия по миру" книга 3 - Южная и Северная Америка, Атлас мира для самых маленьких от изд. Малыш, журнал о попугае ара из серии Животные Дикой Природы от Деагостини, на фото еще не вошел журнал Фиксики о шоколаде
День 1
Геополитика
. Готовимся к далекому путешествию. Проводим физминутку:
Руки в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
2.Ищем материк на карте, глобусе. Готовим руку к письму -обводим контур материка., раскрашиваем, изучаем страны , флаг и столицу
3..Читаем стих:
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там - стеною на пути -
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея -
Анаконда.
Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега,
И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бегать взапуски.
«Как зовут тебя, река?..» -
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека - «Амазонка!..»
Смотрим передачу "кругосветное путешествие с Хрюшей в Южную Америку"
Моделируем открытие Америки
Географические интересности:
Амазонка
В Южной Америке течет самая величайшая река в мире Амазонка, имеющая более 500 притоков. Предложите малышу сделать свою Амазонку. Слепите из синего пластилина колбаски, как можно длиннее, затем размажьте пальчиком по плотному картону. если скатаете короткие колбаски- сделайте притоки Амазонки. Распечатываем контуры рыбок, вырезаем и раскрашиваем их пластилином, а затем запускаем в реку Амазонка.
Акатама
Знакомимся с самой сухой пустыней мира- Атакамой Пустыня Атакама, расположенная на севере Чили. Осадки здесь не выпадали с 1570 года по 1971. Сейчас же в среднее количество осадков равно 1 мм в год, а в некоторых местах они выпадают и вовсе раз в десятилетие. Изучаем песок с малышами: - Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? (из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.) -Теперь проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде? (нет, песок осел на дне стакана.) -Пропускает ли песок воду. Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок? ( Да, песок пропускает воду.) -Попробуем сделать два вида песка. Как это можно сделать? (путем смешивания с водой.) В одну посуду с песком налейте немного воды. У вас получилось два разных песка. Один из них сухой песок, другой влажный. -Давайте, их сравним. Определим, какого они цвета (влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.) -Какой песок тяжелее? Возьмите в руки тарелки с песком, и определите, который из них тяжелее, а который легче? (влажный песок тяжелее) -Какой песок прилипает к рукам, липкий? (влажный песок) -Какой песок сыпучий? (сухой песок). -Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить? (из влажного песка) -Пересыпьте песок из одной емкости в другую (сухой песок легко пересыпается.)
Смотрим фотографии пустыни и Руку пустыни
Проводим физминутку.
Путешествуя по странам, утомились мы в пути.
(дети встают и шагают на месте)
Предлагаю вам, ребята, ручкой, ножкой по трясти
(трясут руками и ногами)
Посмотреть направо, посмотреть налево (повороты головой),
потянуться к солнцу, удивиться: "Где мы?" (пожать плечами).
Пролетают птицы, крылья расправляют
(машут руками).
Деревья - великаны ветками качают.
Через ручьи и кочки мы перепрыгнем ловко,
для первооткрывателей всегда нужна сноровка
(прыжки).
Вдыхаем свежий воздух, как бабочки кружимся
(повороты вокруг себя)
и на цветок чудесный спокойно мы садимся
Анды
Самые большие горы Южной Америки это Анды. Играем в игру имитацию. Поднимаясь вверх, в горы, мы сможем увидеть, как они меняются. Имитация подъема в горы. У подножия горы и на ее склонах растет лес. -Поднимаясь, выше лес редеет… На смену деревьям появляются низкие кусты, папоротник. Но скоро и они исчезают. Деревья и кусты исчезнут, останутся травы. Это луга. Приятно полежать на мягкой, шелковистой траве. Нежно припекает солнышко (отдыхаем, расслабляемся на ковре). Выше мало - помалу исчезают и луга, трава редеет, прячется за камнями. Почва все больше оголяется, и остаются одни каменные глыбы. Вот мы и забрались высоко-высоко в горах холодно. Снег там держится круглый год.
Исалько
Моряки всего мира знают вулкан Ицалко (или Исалько), расположенный у берегов Центральной Америки, высотой около 2000 метров. А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров - это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Воссоздаем извержение вулкана с помощью вулкана из папье-маше и пластиковой бутылки, соды, уксуса, жидкости для мытья посуды и краски. МК в интернете куча, например этот
Анхель - так называется самый высокий водопад в мире. Он находится в южноамериканской стране Венесуэла. Высота водопада составляет более 1000 метров. Находится это чудо природы в труднодоступных местах, поэтому не каждому может посчастливиться его увидеть.
Проводим эксперимент "Почему бывают водопады"
. Расслабляемся под водопадом. Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. В нем вместо воды падает вниз мягкий, пушистый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный, белый свет струится по вашим головам... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб,затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, что в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди и животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (пауза 30 сек) Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он так чудесно вас расслабил... Немного вытянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
День 2
Повторяем, смотрим развивающие мультфильм животные ЮА от счастливого детства,
Жители, животные и растения
Жители.
Рассказываем про индейцев, коренных жителей континента, показываем, разыгрываем в фигурках историю открытия и колонизации.
Проводим подвижную игру "Пираньи". Дети изображают поочередно индейцев, зверей; при сигнале "Пираньи !" - часть детей разбегается, а часть их догоняет. В Южной Америке жили индейцы И много разных зверей. Но все убегали, услышав: "Пираньи! Спасайтесь скорей!"
.Упражнение на снятие речевых зажимов. Изображаем индейцев, произнося протяжный звук «А-а-а-а-а-а», ритмично перекрывая ладонью воздушный поток.
Все индейские дети мечтают стать отважными охотниками и постоянно тренируются в стрельбе из лука. Упражнение «Стрельба из лука» Встаем в позу лучника и, сильно напрягаем правую руку, изображают поднятый лук. Левую руку постепенно отводят назад, напрягая при этом все тело. Затем резко «спускают тетиву», расслабляя все мышцы. Встряхивают руками.
.Шум дождя - это музыкальный инструмент, который использовали шаманы племен Южной и Центральной Америки для вызова духов дождя. Служит для для управления стихией дождя и грозовыми тучами. Мастерим с малышами музыкальный инструмент: картонная трубочка из-под кухонных полотенец(фольги, пленки), картонка, любая крупа, клей, ножницы, карандаш, шпатлевка, зубочистки, игла или шило, салфетка для декупажа Берем иглу (шило) толщиной с зубочистку или то, что будет служить перегородками (щипы от растений, спички и т.п.), и начинаем по спирали прокалывать дырочки насквозь через обе стенки. Затем вставляем в дырочки зубочистки, делаем донышки для инструмента из картона, насыпаем крупу и заклеиваем дно. Все! Можно играть и вызывать дождь!
Растения
Помидоры, картофель, кукуруза, шоколадное дерево, каучуковое дерево были открыты именно в Южной Америке. Покажите малышу настоящую кукурузу, картофель, помидор, попробуйте с ним на вкус, закройте глаза и найдите эти овощи по запаху.
Животные
Пазл, карточки
Южная Америка - место обитания самых больших в мире жуков (жуки-дровосеки), самых ядовитых лягушек (Красноспинная ядовитая лягушка, Пятнистый древолаз, Двухцветная филломедуза, Маленький древолаз и другие), самых маленьких обезьян (игрунки), самых больших бабочек (бабочка-агриппина), самых опасных рыб (пираньи). Смотрим в интернете фотографии.
Знакомимся с жителями Амазонки. Кайман, Амазонский дельфин, Амазонская арапайма, и т.д.
. Играем в игру "кайман" Крокодил плывет по речке,
(ладонь ребенка выставлена вперед, горизонтально полу)
Выпучив свои глаза.
(указательный палец и мизинец согнуты, как глаза)
Он зеленый весь, как тина,
(большой палец руки находится под ладонью)
От макушки до хвоста.
(прижимайте и выставляйте вперед указательный и мизинец)
.Лепим каймана. Скатайте длинную зеленую морковку и сдавите ее пальцами ближе к толстому основанию. Ножом сделайте разрез - пасть и разогните ее в разные стороны. Скатайте тонкие белые колбаски и прилепите их по краям челюсти внутри пасти. Ножом разделите белые колбаски на зубы, как показано на рисунке. Закройте пасть крокодила так, чтобы она была немного приоткрыта. Скатайте 2 зеленых шарика - глаза. На них налепите белые шарики, сплющенные в лепешки, а на белые - совсем маленькие шарики красного или фиолетового
Разгадываем загадки:
Живёт он в реках и болотах, Зубов так много,что не счесть И у него одна забота- Поймать кого-нибудь и съесть. (Кайман)
Зубы наши точно пилы, Мы ныряем там и тут. Нас заметив, крокодилы В страхе на берег бегут. (Рыба-пиранья.)
Ходит мать с надменной мордой. Рядом дочь - походкой гордой. С длинной шерстью дочь и мама, Весь их род зовётся ... ( Лама)
Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это? … (черепаха)
Игра для развития речи: Кидаем мяч ребенку, назвая животное - ребенок ловит мяч и называет три определения этого животного.
Я ягуар - быстрый, пятнистый, красивый, неуловимый, коварный;
Я лама - пушистая, жвачная, травоядная, копытная, пугливая;
Я шиншилла - мягкая, пушистая, маленькая, юркая; Я игрунка - озорная, пакостная, хитрая, ловкая; Я кайман - страшный, зубастый, зеленый, хищный, опасный; и т.д.
Выполняем задание, на развитие слухового внимания: Называем четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор. - анаконда, , кайман, игуана, ягуар; - колибри, лев, тигр, пантера; - тукан,колибри,ара, броненосец;; - ленивец, обезьяна-ревун, игрунка, броненосец
День3
Бразилия!
Книга, флаги, столица . Аппликация с флагом, находим на карте, на глобусе, устанавливаем флажок.
Делаем аппликацию на тему флага(гарантирует 100% запоминание))
Делаем статую Христа Искупителя(3д пазл)
Бразилия, Бразилия,
Моя вообразилия,
В Бразилии,
в Бразилии Бразилики живут.
И любят карнавалы
Их дети, папы, мамы,
По улицам танцуя
Под музыку идут.
Я делаю к каждой стране фигурки жителей в национальных костюмах из деревянных "болванок", не нашла нигде в сети мужской бразильский костюм, кроме шорт и футболки, поэтому ограничилась бразильянкой
Устраиваем бразильский карнавал.
Слушаем карнавальную музыку и танцуем. Делаем карнавальную маску. распечатываем контуры из приложений и украшаем их сами. Можно просто раскрасить карандашами, красками, можно приклеить ярких, блестящих украшений, можно украсить пластилином и т.д.
Играем в мини-футбол - Бразилия - футбольная страна.
Раскрашиваем раскраски по теме, нашла большую подборку тематических расрасок по каждой стране здесь
Изучаем кухню : бразильянка готовит для животных фейжоаду, кофе и бригадейро. Я к каждой стране делаю мини-блюда из полимерной глины.
Потом готовим настоящие блюда
фейжоада(рецепт отсюда)
450-460 г черных сухих бобов
2 л воды
80-90 г вяленой говядины
180-200 свиного подкопченного окорока
340-350 г охотничьих колбасок или полукопченой колбасы
120 г копченого бекона
220-230 г колбасок купаты или свиных колбасок
1 луковица (крупная)
6 долек чеснока
1 ч. ложка тмина
половинка ч. ложки кориандра
1 лавровый лист
кайенский перец - 1-2 щепотки
соль, перец молотый
1,5-2 стакана риса (350-450 г)
для подачи
полстакана панировочных сухарей
2 ч. ложки натертой апельсиновой цедры
2-3 веточки петрушки
1 ст. ложка оливкового масла
- Заливаем бобы большим количеством воды и оставляем на ночь, на 8-9 часов. Сливаем жидкость и кладем бобы в толстостенную кастрюлю или казан с 2 л воды.
- Оставляем на среднем огне до кипения, сразу уводим огонь на минимум и бобы тушатся - при периодическом помешивании - от 1,5 до 2 часов, но еще остаются твердыми. Вода все время должна быть выше уровня бобов, при необходимости добавляем кипяток.
- Мелко нарезаем вяленую говядину и отправляем в кастрюлю вместе с лавровым листом. Все это тушится еще 2 часа, а мы помешиваем и следим, чтобы было достаточно воды.
- Мелкими квадратиками нарезав бекон, обжариваем до вытапливания с него жира и подрумянивания - около 10 минут, огонь - средний или меньше.
- Добавляем нарезанные толстыми кружками охотничьи колбаски, купаты, жарим, переворачивая, примерно 10 минут. Вынимаем из сковороды.
- Порубленный лук минут 5 жарим в оставшемся жире, пока он станет полупрозрачным и мягким, одновременно впитывая в себя все, что осталось на дне сковороды. Приправляем тмином, кориандром, кайенским перцем и черным, солью, нарезанным чесноком, половиной (примерно 1 ст. ложка) рубленой петрушки, держим на огне еще пару минут.
- Выкладываем все это в кастрюлю к бобам. Добавляем обжаренные бекон, колбасы и нарезанный кубиками окорок. Заливаем водой, которая должна накрыть бобы и мясные продукты.
- Увеличив огонь, ждем закипания, ставим регулятор огня на уровень ниже среднего, фейжоада тушится еще примерно час, пока бобы становятся мягкими. Не забываем периодически помешивать. И следим за уровнем воды.
- Между этими заботами ставим варить рис, с которым подадим фейжоаду.
- Нагреваем в сковородке 1 ст. ложку масла, обжариваем до легкой румяности панировочные сухари, добавляем мелко натертую апельсиновую цедру и рубленую петрушку - ее достаточно пары столовых ложек.
- Фейжоаду раскладываем в тарелки, добавляем сваренный рис, сверху - приготовленные сухари.
Бригадейро(рецепт отсюда)
Приготовьте небольшую кастрюльку. От масла отделите небольшой кусочек (10 г) и отложите в сторону. Молоко, какао и 30 г масла сложите в кастрюльку, перемешайте и варите на небольшом огне, постоянно помешивая. Варить нужно минут 10 или пока смесь не загустеет и при помешивании будет видно дно кастрюльки.Готовую массу переложить в миску, плотно накрыть пищевой пленкой и убрать в холодильник на 3 часа.Охлажденную массу достать из холодильника, руками, смазанными маслом, сформировать шарики и обвалять в шоколадной вермишели. Хранить в холодильнике, тк конфеты довольно быстро теряют форму
Едим, пьем кофе, смотрим мф Рио