unice
8 лет
9. Развитие воображения, игра, ролевые игры, театр. 16 тем
До последнего времени тема игры для меня не была однозначно решена. Т.к. уважаемая мной Монтессори педагогика, например, вообще не придает игре никакого значения, в их системе нет игры. И даже наоборот, если у ребенка хорошо развита фантазия, если он постоянно в своих вымышленных мирах, то это признак отклонения. Нормализованного ребенка (термин Монтессори) больше интересует реальный мир, а не вымышленному. Буквально на прошлой неделе только, после года сомнений, я пришла к выводу, что игра важна и полезна, необходима. Я и раньше в глубине души ценила игру, но эта позиция Монтессори меня сбила с толку, хотелось разобраться что же такого не такого в игре. Мне помог диалог педагогов защищающих игру с Монтессори-педагогами, и первые были крайне убедительны, а последние крайне неубедительны. Все эти сомнения и размышления не прошли для меня зря, теперь я понимаю, что игра важна не сама по себе какая она ни есть, а нужна именно развитая игра, настоящая, богатая, а не убогая. И такая игра редко зарождается сама по себе, эту игру запускает либо взрослый, либо (в идеале и так было раньше) это умение передается от поколения к поколению. Про такую игру хорошо пишут несколько авторов, и я постоянно к ним обращаюсь.
У Тихона, в его 2 и 4 игра, как мне кажется, уже на очень хорошем уровне. Машинки он катает не просто так, а между машинками идет постоянный диалог, обмен приветствиями. Из конструктора он строит не просто домики, а обычно теремок, на который потом лезет медведь. Пирамидка - это всегда теремок. Папа - тоже часто теремок (новый, старый, почти новый или почти старый), который качается-качается, а потом рушится. Играет мягкими игрушками, фигурками животных, и очень часто играет просто руками в ворону и воронят. Ест невидимые конфетки, угощает невидимым соком, боится придавить невидимых муравьев на дороге. Я с ним часто веду игровые диалоги, сама почувствовала вкус к ним, и чувствую силу их. Например, если надо быстро куда-то дойти, говорю, что он скорый поезд, который едет быстро-быстро. Если надо есть фасолевый суп, говорю, что он ворона, и ворона очень любит фасольку. Если мясо, то мясо - это для волка, и тп. Игрушки мы не просто собираем, а грузим в сумку. Работает прекрасно. Я чувствую, что здесь может присутствовать момент манипуляции, если переступить невидимую грань. Скорее я через игру пытаюсь использовать имеющиеся резервы ребенка, когда прямое обращение естественно наталкивается на противление, а косвенное, через игру, попадает по назначению. Еще чувствую, что с игровыми моментами в жизни не надо перебарщивать, иногда надо сделать то, что надо сделать и без всяких завлекалочек, а просто потому, что это действительно надо. Вот только этих "действительно надо" не может быть много.
Зачаток игры в ворону и воронят
Кроме игры воображение развиваем в основном в диалогах. Я расспрашиваю Тихона, что ела вон та ворона на завтрак, куда она полетела, что она будет делать. Расспрашиваю ненавязчиво, что он нарисовал, что хочет увидеть во сне. Кстати, сейчас поняла, что не очень представляю в теории даже, как развивать воображение, если не через творчество и не через игру.
Хочу вводить подвижные игры по правилам, хороводы и подобные игры, для группы детей. Это может быть под музыку (использовать записи Железновых) или без музыки. Надо только освоить эти игры и научиться их проводить.
Театр в нашей жизни есть, пока не сильно развит, но интерес к нему большой. Уже сейчас мы ставим небольшие представления с использованием мягких игрушек (про Тутти и Топа, например), есть набор из фетра Винни Пух, сделали декорации для него, есть пальчиковый театр Теремок. В Теремок Тихон играет со всем, чем только можно - с деревянным конструктором, с пирамидкой, с папой. Схема одна и та же, приходит медведь и все рушит. Есть деревянный пальчиковый театр Репка. Сейчас делаю теневой театр, начнем с того же с Винни Пуха, потом может Теремок и Груффало. Насчет театра большие планы, хотелось бы, чтобы самые разные театральные постановки были в наших семейных традиция. Учитывая артистизм Тихона, уверена, он будет популярен.
Критикую себя за то, что в плане театра все до сих пор в основном на уровне задумок. Как мне научиться от идей переходить к реализации? Может начать делать фигурки из всего, чего только можно - на йогуртовые стаканчики наклеивать картинки, рисовать, лепить из теста, глины. Театр теней однозначно надо воплощать в самое ближайшее время, пусть будет криво-косо, но начало надо положить.
К действию -
сделать театр, упорядочить;
освоить групповые игры, научиться их проводить (найти группу).