unice
8 лет
5. Самостоятельность, вовлеченность в быт. 16 тем
Навыки самообслуживания для меня важны, так же как и вовлечение в быт. Это требует сил и терпения, легче зачастую быстренько все сделать самой.
На данный момент Тихона учу самостоятельно снимать одежду, учу надевать трусики, штанишки, некоторую обувь. Иногда он ленится, сопротивляется, говорит, что мама оденет. Иногда справляется сам и тогда мы вместе радуемся. В ближайшее время хочу на него перекладывать инициативу в одевании-раздевании. Для этого надо ввести некоторые традиции. Может специальный стульчик, или научить его садиться на пол. Надо показать как лучше снимать и складывать одежду. Это все есть у Монтессори.
Сам сейчас чистит зубы несколько раз в день, с моей подачи. Мы чистим зубы после еды и перед сном. Сначала он чистит сам, потом я еще дочищаю другой щеткой.
Сам моет рот, но пока не умеет хорошо мыть руки. Вытираю руки ему я, хотя он сам бы с этим мог уже справляться.
Полностью сам ест, мы его не докармливаем. Суп часто допивает из чашки, получается эффективно, я не против этого. Умеет есть еду с хлебом в прикуску. Сам пьет всегда, хорошо держит чашку. Знает и соблюдает некоторые правила относительно приема пищи. Например, не бегает с хлебом по дому, а ест его только на кухне. Перед едой обязательно надеваем фартук, а потом слюнявчик, знает, что надо молиться перед едой.
Сам всегда поднимается и спускается по лестнице, если там не очень много ступенек и есть перила.
Умеет дуть мыльные пузыри, но может и вылить весь флакончик.
Сам залезает и вылезает из коляски.
В магазине не хватает все с полок, понимает, что это чужое. С ним даже в магазин игрушек можно ходить.
Помогает собирать игрушки, хотя иногда надо приложить немало сил к тому, чтобы он это сделал до конца или вообще сделал. Это не про принуждение, а про удержание внимания. Обычно он положит одну игрушку и забывает, чем занимался, переключается на другое. Но если удерживать его внимание, собирать вместе с ним, считать игрушки, просить принести "вон тот синий кубик" или "еще три вагончика", то можно навести полный порядок.
Сам хорошо чистит яйца, уже давно.
Знает, что грязные руки и рот надо вытирать об салфетку. Но это правило часто игнорирует. У него есть собственная фишка, которую он отстаивает - любит вытирать рот об угол стола или стула. Знает, что нельзя, но все равно это делает, хочет так делать, и считает это правильным! Пока не пойму, почему ему это так важно, на данный момент часто ему такое позволяем.
Умеет тихонько закрывать двери.
Сам ходит на горшок - сам понимает, что надо сходить, сам снимает штанишки, отодвигает горшок в нужное место, писает (стоя), ставит горшок на место. Не хватает навыка вытирать брызги специальной тряпочкой, если вдруг промахивается (для этого отставляет горшок в то место, где можно разбрызгать), и не умеет одевать штанишки, если полностью их снял. Прежде, чем сходить по большому некоторое время ходит по дому и страдает, говорит, "я болею, у меня попка болит". Когда окончательно созревает, идет за книжками - выбирает несколько, или мы ему предлагаем что-то, садится на горшок и листает книжки в процессе. Это уже традиция.
Сам засыпает на ночь. Обычно после молитвы, я говорю ему, что буду рассказывать про Тику Мармыку, и он сам со всех ног бежит в постельку. Рассказываю минут пять-десять, желаю спокойно ночи, целую и "иду работать". Иногда он сам отталкивает, если сильно хочет спать, и говорит - иди работай.
В быт тоже приходится вовлекать, он это страшно любит, для меня это дополнительная нагрузка. Любит мне помогать готовить - моет картошку, складывает порезанную картошку в миску, выкладывает овощи в суп, лепит фрикадельки. При такой помощи поедает не мало сырых овощей - такой бонус. Отлично ест сырую капусту, к моему удивлению, много морковки может слопать. Каждый день готовит вместе со мной кашу, мешает ее, закрывает крышкой. Стоит рядом с плитой, вплотную. Выглядит это страшновато, Виталик на такое смотрит не одобрительно. Также помогает в уборке - пробует подметать, вытирать лужи, мыть что-то. Знает, что утром у нас уборка - нельзя бегать по мокрому полу, пылесошенье пережидает в кресле, потом бежит нажимать кнопку - помогает мне сворачивать шнур пылесоса. Но в целом еще есть куда расти. Например, у него нет собственной тряпки для мытья полов, своей губки, метелки с совком и тп. Хотя все это уже давно доступно ему. Все это хотелось бы добавлять уже сейчас, и все это отлично расписано у Монтессори. Не думаю, что мы тут что-то капитально упустили, но что он мог бы делать значительно больше - это точно, и мне хотелось бы его вовлекать. Именно такие занятия я очень ценю - естественные и доступные каждому.
Таким образом, эта тема в нашей жизни присутствует, кое-как она развита, можно и лучше. Хотя про какую тему я могу сказать, что лучше некуда?
Зона ближайшего развития - это самостоятельное раздевание-одевание. Засыпание на дневной сон. Помощь в уборке. Больше и разнообразнее можно вовлекать в быт, привлекать к уборке игрушек. Продолжать развивать культуру поведения за столом - более аккуратно есть, вытирать руки и рот салфеткой (не вытирать рот об угол стола!)
Критикую себя за то, что так долго его одеваем и раздеваем, он давно сам мог бы справляться с большинством одежды. Уже можно было бы давно осваивать замки-пуговицы, но по нашей лени, он одевается только с чьей-то помощью в основном. Жалею, что не даю ему подметать, вытирать лужи и тп. Точнее даю, но редко, у него нет понимания, что это он может делать сам, т.к. это делает обычно мама. Жалею, что не учу его хорошим навыкам по Монтессори, типа намазывать бутерброд маслом, резать огурцы, чистить обувь и тп. Хотя во многом - это ему еще рановато, но что-то уже можно делать. Надо просто разобраться и понять, что уже можно начинать практиковать. Если посмотреть некоторые сайты Монтессори, то в нашем возрасте дети уже чуть ли не обед из трех блюд готовят и делают все виды уборки. Мне бы хотелось найти свою меру.
Больше всего я рада и счастлива от того, что он сам засыпает на ночь! Это просто праздник какой-то! Рада, что он ест сам и достаточно аккуратно. Учитывая две степени защиты - фартук и слюнявчик, то после обеда из-за стола выходит чистый и сытый ребенок, без дополнительных моих затрат. Рада, что он любит и умеет чистить зубы - знает как тереть зубки, знает, что нельзя глотать пасту, а надо ее выплевывать (старается делать большую пенку, как у мамы), знает, что надо потом хорошенько прополаскивать рот. Горжусь, что всегда могу приготовить обед в присутствии Тихона, т.к. научилась озадачивать его какой-нибудь помощью мне. Горжусь, что Тихон с легкостью перемещается по ступенькам, отлично умеет пользоваться перилами, что он умеет залезать и вылезать из коляски, не надо лишний раз его тягать.
Состояние мутное и было сложно писать, слишком много слов лезет в голову. Было сложно охватить тему, кажется, что я про многое забыла. В фокусе оказалось одевание-раздевание и разные бытовые навыки, которые прекрасно описаны в системе Монтессори. Было несколько неприятно понять, что все материалы есть, но я про них забыла, и ничего не практикую. Очевидным для меня стало, что Тихон может сейчас гораздо больше, чем я ему позволяю делать. Это побуждает меня к тому, чтобы уделить внимание Монтессори заданиям в сфере практической жизни.
Основное пособие - это Хилтунен Е. Помоги мне стать самостоятельным.