Вводное логопедическое
ЛогопедияНачнем потихоньку.
Смысл и цель того, что я тут графоманю, - помочь родителям, которые в той или иной степени сталкиваются с ОНР у детей.
Почему мне не нравится система, писала здесь. С того времени добавилось еще пара пунктов:
1. Специалисты-логопеды по непонятной мне причине считают, что родитель не может помочь ребенку в звукопостановке. Т.е. зачастую требуют именно занятий со специалистом или посещения специального детского сада/группы. Но это не так. При определенной доле желания родитель таки больше заинтересован в решении проблем у своего ребенка.
2. Строгая последовательность в развитии речи. Примером тут будет артикуляционная гимнастика. На определенном этапе она считается важной и нужной, но на этапе постановки звука уже становится внезапно бесполезной и называется "топтанием на месте".
Коротко расскажу, что мы делали с Алисой. Кому интересно - под кат.
Речь у Алисы появилась месяцев в 6 или 7 - странные лепетные слова типа дед и т.п. Потом, в 10 месяцев, после операции и общего наркоза на 4 часа, ребенок замолчал. Буквально. Она показывала пальцем, если ей что-то было нужно, тянула за руку в ту сторону, куда ей нужно идти и т.п.
Годам к полутора вернулись лепетные слова типа "дай", "мама" и т.п. О предложениях речи не шло от слова совсем. Они появились потом, через год где-то. Распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные появились чуть больше года назад (для сравнения Миша уже сейчас их употребляет).
И я начала изучать и узнавать. Тормознула с выбором сада, но сейчас наверстываем активно.
С чего мы начали.
1. Около двух начала ее провоцировать на активную речь - переспрашивать, просить произнести словами, что хочет и т.п. Пример. Алиса показывает пальцем и говорит: "Дай". Я спрашиваю: "Дать что?" Она продолжает показывать, я продолжаю переспрашивать и просить сказать словом. Через некоторое время она говорит: "Пить, хлеб и т.п.". Win.
2. Тогда же начала на прогулках проговорить все, что видим по дороге. Типа "это дерево, оно растение, оно большое, шершавое и т.п." Трогаем, запоминаем. Прошу показывать, где еще деревья, какие они, потрогать, если хочет. И так на все. Мох - мягкий, маленький, зеленый. Лист - большой/маленький, гладкий/шершавый, целый/дярывый и т.д. Машина - большая/маленькая, перевозит людей/грузы, красная/черная/зеленая. То же можно делать при перемещении на общественном транспорте: что видишь в окно, кто с нами едет и т.д.
3. Со временем начали артикуляционную гимнастику. У нас была
4. Показываем, как произносится то или иное слово, просим повторить. Произносим сложные слова по слогам, потом соединяем слоги в слова.
5. Постановка звука. Никаких палочек, сдавливаний щек и прочих "вспомогательных" элементов. Смотрим упражнение артикуляционной гимнастики под конкретный звук, смотрим, куда направлена воздушная струя при произнесении, положение губ, языка и пробуем произнести. В слогах по моему опыту бесполезно - сразу в слово. Сначала в начало, потом в середину, потом в конец, потом на стыках с другими согласными.
6. Закрепляем звуки. Этот этап самый сложный. По крайней мере у нас с Алисой: она знает звук, умеет его правильно произносить, но "забывает" и произносит так, как привычно. Поправляем постоянно, просим произнести так, как уже умеешь, т.е. правильно. Делаем это между делом, на прогулках, в поездках и т.д.
Дополнительно.
1. Дети с ОНР очень конкретны, визуальны и предметны. Нам было проще, когда мы ставим не какой-то там абстрактный звук "С", а когда мы его же прописываем, видим, потом проговариваем. В такой привязке ей было намного проще: она знакома с буквой, знает, как она выглядит и произносится. То же относится к фонематическому восприятию: когда она видит и одновременно слышит слово, ей проще "поймать" звук.
2. По этой же причине сейчас придумываю варианты мягких и твердых согласных, гласных, мягкого и твердого знака, звука "й".
3. У Алисы похожие по артикуляции звуки тянутся один за другим.
4. Обязательно занятия на развитие памяти, внимания и формальной логики.
5. Занятия не больше 10 минут за раз, но ничто не мешает делать из несколько раз в день.
6. Цель. Ребенку нужно объяснять, для чего ему вообще связная речь. Алиса, как социально ориентированный ребенок, занимается со мной, чтобы ей было проще общаться с другими людьми и детьми.
Под конец задание.
Проверяем органы артикуляции и фонематический слух.
Мне нравится вот этот вариант.
Пишите в свободной форме сюда или мне на почту tayren182 собака mail.ru отдельным документом.