Ромена Теодоровна Августова - "Говори! Ты это можешь''
читариумГод издания: 2002Аннотация:
Как научить ребенка говорить? Как помочь ему раскрыть свои способности и творческие задатки? Как правильно общаться с трудными детьми? На эти и многие другие родительские вопросы отвечает эта книга.Ее автор - человек поистине уникальный. Ромена Августова - создатель единственной в своем роде методики обучения детей с синдромом Дауна. Благодаря этому педагогическому открытию безгласные существа становятся личностями - думающими и способными к творчеству.Эта книга, безусловно, заинтересует всех, чья жизнь связана с детьми - родителей, воспитателей и педагогов.Очень давно меня стали мучить мысли о развитии Маши. Я понимала что я делаю что то ни то. Что я что-то не до понимаю и упускаю. Случай свел меня на ВВ с одной очень интересной и заботливой мамой вот здесь ее дневник. Я была ей восхищена, потом я стала постоянно возвращаться к ее дневничку. Там много разных методик развития речи. Я черпала там вдохновение и пыталась разобраться. И вот я наткнулась у нее на один интересный диалог. И в нем было указание на одну книгу. Я не долго думая приступила к чтению. Я буквально проглотила ее в санатории. Книга стала для меня открытием. Многое из нее подсказала наш логопед, многое я чувствовала интуитивно. Но на многие вопросы я получила ответы читая книгу. Мамы солнышек я рекомендую ее к прочтению. Я по другому посмотрела на Машу, себя, на наши занятия.
Для себя я решила выписать некоторые абзацы. Но без прочтения будет не сильно понятно для чего они выписаны. Книга будет моей настольной книгой на многие годы. Так как чувствуется работы с речью будет много, постоянной и сложной(((( Букв будет ну очень много.
Вводная часть.
1. Ребенок должен научиться вас слышать.
2. Вашему ребенку, с его хаотичностью и внутренней неорганизованностью, с нарушением ориентации, порядок, определенная последовательность ритуалов, привычка все класть на место и в нужном месте потом находить совершенно необходимы.
3. Очень важно выработать в семье общие принципы, единую систему воспитания.
4. Если ваш ребенок неаккуратен, не в состоянии себя обслужить, виноваты в этом вы, и только вы.
5. Все навыки, требующие наработки автоматизма, нуждаются в упорной тренировке, и если ваш ребенок лишь два раза в неделю на уроке отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, то хорошего результата можно и не дождаться.
6. Трудно быть педагогом все двадцать четыре часа в сутки. И все-таки, как сказал замечательный учитель Шаталов, «любите детей педагогической любовью». Учитесь быть педагогом.
7. Хорошая успеваемость, физическая сила, симпатичная внешность - они не способны вынести всему этому оценку, им незнакомо соперничество, желание выдвинуться на первый план. Очень рано, к сожалению, приходит к ним осознание своей неполноценности, но они не анализируют причин и принимают как данность.
Глава 1. Учимся говорить.
1. «Не понимаю, почему ваш ребенок не говорит, ведь артикуляционный аппарат у него в полном порядке», - удивляется логопед.
Окончив институт, она, видимо, представления не имеет о сложнейшей системе связи между слухом, мозгом и этим самым превосходным артикуляционным аппаратом, о том, что должны быть отлажены не отдельные элементы, а их взаимодействие в этой системе. Дети с синдромом Дауна не выделяют структурных ячеек речи. Она звучит для них как сплошной речевой поток, в который ребенок не вслушивается и смысл которого он не в состоянии осознанно воспринять. «Процесс кристаллизации», когда ребенок начинает вычленять что-то из этого звукового фона, запаздывает. Он не в состоянии самостоятельно выстроить какую-то систему в звучащей вокруг него речи.
От себя: как же здесь я узнаю себя. И как я рада что я во время остановилась, благодаря логопеду я пересмотрела. Теперь информацию я даю дозировано.
2. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Мы начинаем с малого, переходя ко все более сложному, и переход этот должен быть очень последовательным и постепенным.
3. «Ла-ла-ла, ле-ле-ле, лё-лё-лё» - язык движется легко и быстро, словно язычок колокольчика (с произношением этих слогов придется, повозиться, когда ребенок начнет учиться произносить их сам, добиваясь того, чтобы кончик его языка приобрел необходимую подвижность).
«Ба-ба-ба» - вы смыкаете губы. «С-с-с, ш-ш-ш» - свистите и шипите.
Очень скоро ребенок начинает заинтересованно наблюдать за всем этим, а впоследствии должен будет и сам, подражая вам, растягивать рот до ушей - ды, мы; произносить бу, ду, му, держа у рта широкую трубочку и направляя в нее звук; покусывая верхней губой нижнюю, говорит ва, во, ву.
1. УПАЛО. Всякий раз, намеренно роняя вещи, говорите его - и пусть малыш, если может, повторяет его за вами.
2. ВЫСОКО. Поднесите ребенка к окну - как высоко светит луна, как ярко горит она в темном небе! Вы определяете уже не предмет: незаметно для себя ребенок будет овладевать пространственными, временными и прочими понятиями.
3. Завтра
4. НЕТУ (вместо «нет»). У этого дедушки на картинке есть борода, а вот у этого - нету. У одной собаки есть ошейник, у другой - нету и т. д.
5. ЧТО ТАМ ВНУТРИ (в коробочке, ящичке, кошельке, варежке, кастрюле)?
6. Пусто. Говорите слово «пусто» с удивлением, разочарованно, как бы раздражаясь и т. д.
7. ТЕМНО. Входя с ребенком в темную комнату, скажите это слово, а потом уже зажгите свет. Каждые утро и вечер, поднося ребенка к окну, говорите: «Утро, светло». Либо: «Вечер, темно».
8. МОЯ ОЧЕРЕДЬ, ТВОЯ ОЧЕРЕДЬ. Предваряйте этими словами действия свои и ребенка, играя в мяч, направляя друг другу машинку, паровозик и т. д.
9. БЫСТРО - МЕДЛЕННО. «Быстро-быстро-быстро-быстро!» - говорим мы, и быстро-быстро мелькает то на потолке, то на полу световое пятно от зажженного фонарика. Медленно-медленно поводим мы рукой малыша, и он, как зачарованный, следит за тем, как это пятно ползет по стене, забирается в угол. Он и сам может направить луч - в пол! в потолок! в угол!
10. ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ?
11. «ВОТ ТАК»
Ваша речь должна быть ясной, четкой, лаконичной: «Са-по-ги. Шап-ка», - по слогам, очень внятно говорим мы ребенку, одевая его. «Ка-ша. Лож-ка. Нож», - внушаем ему за едой. «Мы-ло. Душ. Во-да. Холодная. Горячая. Лужа», - произносим в ванной.
Ребенок должен, во-первых, понять, что ему необходимо выполнить вашу команду (просьбу, требование - называйте как хотите), и, во-вторых, захотеть это сделать. И делать постоянно, неоднократно, всякий раз - сначала желая просто получить поощрительный приз, затем - по выработавшейся привычке и, наконец, потому, что ему нравится учиться, что он этого хочет, так как в нем пробудилась страсть к познанию, заложенная в человека природой.«Скажи "ба" - и дам тебе машинку. Скажи "ду" - и дам колечко.
3. Берем тетрадь и, разделив ее на три колонки, слева пишем слоги, которые у ребенка получаются, а в середине - слова, которые можно из них составить. Возможно, это будут губы, дубы, баба, нога, собака и т. д. В правой колонке окажутся слоги, произношения которых придется добиваться длительным и многократным повторением. На этом, самом раннем, этапе слог должен быть открытым и включать в себя только одну - твердую - согласную. Повторяйте слоги по многу раз, добиваясь того, чтобы ребенок говорил их все чище и чище, а он непременно будет делать это, если вы проявите терпение. Слоги, написанные в правой колонке вашей тетради, по мере того как вы будете отрабатывать их произношение, постепенно окажутся в левой колонке. А средняя колонка будет постоянно пополняться одно-, двух- и трехсложными словами, состоящими из этих хорошо отработанных слогов.
Приучите ребенка смотреть, в тетрадь на все удлиняющийся столбик слов, которые он учится говорить. Пусть следит за тем, как вы ставите крестики, отмечая каждое сказанное им слово: ребенку всегда легче выполнить задание, если он заранее знает объем работы.
4. Поднимите руку с растопыренными пальцами и, загибая их («Всего пять слов скажешь!»), попросите ребенка четко выговорить слоги и слова, произношение которых вы с ним отрабатываете. Это нетрудно, просьбу вашу ребенок выполнит, если вы постоянно будете прибегать к этому нехитрому упражнению. Ибо все, к чему ребенок с синдромом Дауна привык, он делает охотно. Извлеките из этого пользу, вырабатывая нужные привычки, соблюдая в занятиях определенную последовательность, против которой ребенок уже не станет возражать.Одевая ребенка, мать восклицает: «Скажи: са-по-ги!» Но, обучая малыша, слова следует говорить не просто по слогам. Каждый слог в слове ребенок повторяет за вами. Иной раз, постоянно повторяя слог в слове только после того, как его скажете вы, ребенок молчит и ждет, когда вы это сделаете, - настолько он привыкает к такого рода очередности. Движением губ и языка, подсказывайте ему последующий слог, не произнося его вслух. Если вы почувствовали, что он уже вполне, может справиться сам, введите слово «дальше». Очень скоро ребенок поймет, что дальше он должен говорить, не дожидаясь вашей подсказки. Можно попробовать также говорить вместе с ребенком, присоединяя следующий слог нараспев.Ошибки у детей с синдромом Дауна приобретают устойчивый характер.
4. Ваш ребенок уже достаточно натренирован в произношении согласных звуков в открытых слогах. Принимаемся за работу над внятным произношением каждой согласной, если мы имеем дело с сочетанием согласных в слове.
Я подчеркиваю - именно в слове, ибо для ребенка работа над конкретным словом исполнена куда более полного интереса и смысла, чем работа над произношением отдельного звука, тем более что он опять-таки отталкивается от того, что ему уже известно, от того, что уже получается. Мы начинаем со слов типа бабушка, катушка, макушка, кошка, мышка. Все слоги в них открытые, начинаются с твердого согласного звука, и все эти слоги уже давно в работе.
Это позволяет ему сосредоточиться на произнесении суффикса ш - опять-таки общего для данных слов, - который вычленяем. Обычно ребенок очень охотно, изо всех сил шипит вместе с вами. Но это получается не всегда. И для того чтобы он мог произнести звук «ш» чисто, я прошу его закусить в зубах тонкую пластмассовую пластинку - она заставляет его, во-первых, плотно сжать зубы и, во-вторых, убрать язык от зубов, не загораживая таким образом щель между ними.
Фрикативные звуки «ж», «з» перед глухой согласной звучат как «ш», «с» - «дорошка», «рогошка», «замаска»
5. Усадите малыша на стул или на пол. Держа в руках мяч, назовите слог или слово - пусть повторит их за вами, после чего бросьте мяч ребенку. Ребенок поймал его - и теперь уже сам называет вам слог или слово, а вы их повторяете. При этом он не только отрабатывает произношение. Игра приучает его координировать последовательность действий, тренирует выдержку, умение соблюдать очередность и т. д. Дети с удовольствием в нее играют, и в дальнейшем эту игру можно варьировать как угодно - перебрасываясь мячом, перечисляя имена людей, названия цветов, клички животных, синонимы и антонимы: высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно и т. д.
А вот мама или папа стоят на стуле. Как далеко, по всей комнате, раскатываются шишки, которые вы с размаху выбрасываете из ведерка - но не прежде, чем ребенок скажет нужное слово. «Как бросаем?» - «Вы-со-ко! Да-ле-ко!»охотно повторяя за вами все, что требуется: «раз-два-три», «ло-ви», «бро-сай». Шишки легко собрать, вреда от них никакого. Они закатываются под стол, под стул, под диван, под телевизор, - нагибаясь и собирая, поймем и запомним, что означает слово «под» и как этот предлог управляет следующим за ним словом.
Таким же самым образом объясняем ребенку значение предлогов в и за - в коробочке, в корзинке, в сумке, за креслом, за шкафом и т. д.
И вот наконец некоторый начальный словарь усвоен. На новом этапе мы учимся употреблять слова в нужном месте и в нужный момент. Я ставлю перед Саркисом тарелку с кашей. Ложку я держу в левой руке, правой делаю энергичный жест, «рублю воздух». Это жест - напоминание, наш условный сигнал: Саркис вспоминает, что надо сказать «дай». «Дай!» - «Дальше!» - «Ло», - сказать слово «ложка» полностью он пока не может, но на первых порах и этого достаточно. Показываю чашку - «пусто». Снимаю с плиты чайник. «Налей!» - «Что налить?» - «Чай». Беру пакет с молоком: «А Ромене что налить?» - «Мо-ло-ко». Кладу на блюдечко крошечную капельку варенья - «мало». Роняю на пол ложку - «упала». Предлагаю Саркису кусок рыбы, он ее не любит - «не надо». Время от времени я выхожу из кухни, он должен позвать меня - «иди сюда».
Слова, которые мы произносим за едой, - это слова из нашего «джентльменского набора». Они повторяются из урока в урок, к ним добавляются все новые и новые - «убери», «спасибо», «хватит». Все они неизменно записываются мною - в тетради Саркиса имеется раздел «За столом во время еды», и дома он не просто завтракает, обедает и ужинает. Мама заглядывает в тетрадку и закрепляет с ним соответствующий словарь.я отхожу в сторону и жду, когда он опять-таки позовет меня. Сев рядом с ним и взяв в руки книгу, объясняю Саркису: «Это обложка. Вот заглавие. Это - страница, я тебе ее читаю». «Коне (ц)», - говорит ребенок, когда мы закрываем книжку. На начальном этапе это были не самые необходимые слова.
6. Картинки прикрепите над детской кроваткой - сначала по одной, по очереди их меняя. Утром и вечером, поднимая ребенка с постели или укладывая его спать, называйте изображенный предмет. Постепенно дополняйте рисунок деталями - у дома появляются окна, затем дверь, труба, на шее у кошки бант, на теле полоски и т. д.
Выписывать можно бесконечно. Лучше лишний раз прочитать. Некоторые главы я перечитываю. И понимаю как хорошо она знает наших детей. Она учит как развивать речь в жизни. Учит как выстраивать диалоги которых нет, но как их вызвать. Как правильно читать книги развивать речь по картинкам.