Все, финиш
работарезультаты исследования взаимосвязи субъективного опыта родов и родительских установок:
Да, уфф....
доделала.
Девочки, кто проникся исследованием и очень и очень мне помог, огромнейшее человеческое спасибо)
Докладываю (текста много):
Итак, по результатам теста и незаконченных предложений мамочек поделили на две группы:
субъектное отношение к ребенку
и объектное отношение к ребенку.
Тут нет правильного и неправильного. Каждому ребенку нужна именно та мама, которая у него есть.
Поэтому сильно не бейте, что вышло, то вышло
Я лишь расскажу что получилось и что характерно для каждого из подходов. А уж потом выводы о влиянии на это все наших эмоций вынесенных из роддома.
Каждой, кто не догадался в какую группу вошел, могу сообщить в личку. 1 - субъектная, 2 - объектная. Я, к слову, объектная мамашка.
Эти характеристики отражают объективную двойственность родительской позиции, «предметное» (объектное) и «личностное» (субъектное), между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения.
Субьектное отношение к ребенку проявляется в таких вариантах ответов, которые отражают:
· целостное, безоценочное отношение к ребенку
· ориентацию родителя на состояние своего ребенка его психологический комфорт в конкретной ситуации.
· сопереживание и сорадование своему ребенку
· гибкость и лабильность родительской позиции
· открытость родителя по отношению к специфической детской субкультуре.
Объектное отношение направлено на формирование определенных и наиболее ценных для родителя качеств ребенка. Оно предполагает:
· определенные требования к ребенку,
· конкретные представления и ожидания родителя относительно того, каким он должен быть.
· внешнюю оценочную позицию родителя по отношению к ребенку, ориентацию на «должное» или на среднестатистическую норму в развитии исследуемых качеств ребенка
· достаточно жесткую позицию родителя, направленную на воспитание ценных с точки зрения родителя качеств ребенка.
Таким образом, ответы, которые можно отнести к субъектному отношению к ребенку, описывают в основном действия, качества ребенка (такие как "добился всех успехов в жизни", "был счастлив", "был близок со мной", "похвалить за доброту"), в них преобладают прилагательные (такие как "стал добрым", "ласковым"), отсутствует оценка личности ребенка. Ответы, отнесенные к объектному отношению, описывают личность ребенка, желания и оценки матери по отношению к его действиям (такие как "хотела бы, чтобы рос помедленнее", "стал летчиком", "моя вселенная", "поругать за непослушание"), в основном это существительные и часто встречается оценка личных качеств ребенка (такие как "лень", "непослушание", "старания", "успехи", "нехорошие поступки" и пр.).
Эмоциональные характеристики атмосферы в которой проходили роды и эмоции которые вызвал персонал тут:
Наименование признака |
Выраженность в % в группе с субъектным отношением |
Выраженность в % в группе с объектным отношением |
Атмосфера в которой проходили роды: доброжелательная |
30 |
83 |
профессиональная без эмоций |
30 |
50 |
спокойная |
40 |
66 |
веселая |
20 |
42 |
Эмоции которые вызвал медицинский персонал на родах: доверие |
80 |
83 |
страх, обида |
- |
16 |
уважение |
10 |
58 |
радость |
50 |
33 |
удовлетворение |
- |
58 |
Как видно, в группе с объектным (предметным) отношением присутствуют и негативные эмоции по отношению к персоналу на родах и в целом их подход более эмоциональный, чем у субъектников (личностников).
Меж тем, по родительским установкам имеющим отношение именно к ребенку значимые различия выявлены только в установке по подавлению воли ребенка. А вот в восприятии семейной ситуации различий много и их можно в целом свести к тому, что женщины с объектным отношением склонны более чем женщины с субъектным чувствовать себя жертвой, меньше ценить вклад мужа в семейные дела, испытывать недовольство ролью хозяйки и пр. (этот результат странен и необъясним в рамках этого исследования, но можно продолжить)))
Вот тут различия в табличке:
Название показателя |
Средние значения стандартного отклонения для 1-й группы (женщины с субъектным отношением к ребенку) |
Средние значения стандартного отклонения для 2-й группы (женщины с объектным отношением к ребенку) |
Уровень значимости, % |
методика PARI 3 Зависимость от семьи |
9,23 (1,96) |
11,46 (2,77) |
5 |
4 подавление воли ребенка |
8,61 (2,36) |
10,60 (1,95) |
5 |
7 семейные конфликты |
13,30 (2,13) |
15,53 (2,09) |
1 |
13 неудовлетворенность ролью хозяйки |
10,69 (2,13) |
12,33 (2,05) |
5 (0,0488) |
16 уклонение от конфликта |
12,0 (3,69) |
14,73 (2,34) |
5 |
17 безучастность мужа |
9,30 (1,65) |
10,60 (1,54) |
5 |
19 доминирование матери |
7,92 (1,84) |
10,4 (3,39) |
5 |
23 несамостоятельность матери |
7,07 (1,25) |
8,93 (2,40) |
1 |
25 сводная таб "мои роды" кластер "физиологические роды" |
0,23 (0,43) |
1,13 (1,24) |
5 |
30 негативные переживания при естественном течении родов |
0 (0) !!! |
0,86 (1,12) |
1 |
54 мои роды 1 гр Болезненное медицинское вмешательство |
1,53 (1,39) |
0 (0) |
0,1 |
Обратите внимание, в группе личностников негативные переживания при родах вообще на нуле! При том, что они выделяют болезненное медицинское вмешательство.
В признаке "оптимальный эмоциональный контакт с ребенком" значимых различий между группами не выявлено.
В признаке "излишняя эмоциональная дистанция с ребенком" выявлены различия по установке уклонение от конфликта. Можно предположить, что женщины второй группы (предметники) более склонны воспринимать конфликтную ситуацию как недопустимую и избегать ее.
В признаке "излишняя концентрация на ребенке" различия выявлены в установках на подавление воли ребенка. Возможно, для женщин из группы с объектным отношением к ребенку подавление его воли вписано в систему воспитания или может являться способом достижения эмоциональной близости. для женщин с субъектным отношением к ребенку более характерно воспринимать роды как нормальный физиологический процесс, не сопровождаемый негативными или противоречивыми переживаниями. В то время как в группе женщин с объектным отношением роды воспринимаются более эмоционально, присутствует не только негативный эмоциональный аспект, но и такое явление как "кураж" от франц. courage «храбрость, мужество, смелость», т.е. действо, требующее если не настоящей, то наигранной смелости и мужества. В отношении к ребенку для женщин из группы с субъектным отношением свойственно отличать временные аспекты развития ребенка и корректировать материнский стиль в соответствии с тем имеет ли она дело с младенцем или ребенком постарше, безоценочное принятие, ответственное материнское поведение и безусловная любовь к своему ребенку. А в группе женщин с объектным отношением более выражено поведение матери не предполагающее ответственность, при выраженной установке на подавление воли ребенка, оценочное к нему отношение и отсутствие временной градации своего поведения в соответствии с возрастом ребенка.Собственно, выводы сформулированы так:
1. Большинство женщин в обеих группах определяют свои роды как естественные, действия медицинского персонала как помогающие или не мешающие, при этом применение медиками спец.средств отмечает большинство женщин из группы с объектным отношением к ребенку.
2. В соответствии с нашими ожиданиями родительские установки различаются по группам в зависимости от субъективной оценки опыта родов, так для женщин с субъектным отношением к ребенку, отличающегося безоценочным отношением к ребенку, проявлениями безусловной любви, характерно воспринимать роды как нормальный физиологический процесс, не требующий проявления сильных эмоциональных реакций. Для них не свойственна негативная эмоциональная оценка процесса родов, при том, что медицинское вмешательство женщины с субъектным отношением оценили как болезненное. (о, как! кажется противоречие? Нет, все верно, в голове картинка - мои роды (да и роды как смыслообразующее понятие в целом) это нормально, но вот то, что делали медики со мной на родах было кошмарно больно. В то время как предметники считают роды в целом чем-то экстримальным из ряда вон и требующим каких-то других способностей и суперсил. Может поэтому у них одних есть такая эмоциональная оценка как "удовлетворение". Женщины с личностным отношением вообще не назвали это слово ни разу.)
3. В группе женщин с объектным отношением к ребенку, отличающимся проявлением таких родительских установок как подавление воли ребенка, излишняя строгость и ощущение себя жертвой "мученичество", отношение к родам более эмоционально окрашено, чем в группе с субъектным отношением. Только в этой группе были зафиксированы негативные эмоции по отношению к медицинскому персоналу на родах, а именно "страх" и "обида".
4. Для женщин из группы с объектным отношением к ребенку более характерны проявления наигранных "желательных" эмоциональных проявлений во время процесса родов - "родовой кураж".
5. В обеих группах показательны все типы родительских установок:
- «Авторитарные» (подавление воли ребенка; строгость родителей; раздражительность родителей; власть матери; «мученичество» родителей; гиперсоциализация; ускорение развития);
- «Развивающие» (поощрение словесных проявлений ребенка; партнерские отношения родителей и детей; поощрение активности ребенка; участие в жизни ребенка);
- «Опекающие» (оберегание ребенка от трудностей; зависимость ребенка от матери; поощрение зависимости ребенка от родителей; подавление агрессивности ребенка; подавление сексуальности ребенка; «жертвенность» матери).
6. При этом в группе с объектным отношением "авторитарные" установки более проявлены, чем в группе с субъектным отношением к ребенку и они не имеют тесной взаимосвязи с негативными переживаниями во время родов.
А для женщин из группы с субъектным отношением более характерны "опекающие", которые находятся в прямой взаимосвязи с тем, оценивает ли женщина медицинское вмешательство во время родов как негативное. То есть !!!! вот оно, самое важное - женщина, изначально настроенная (рожденная, воспитанная или еще как) на личностное отношение к ребенку может попасть в зависимость от своего субъективного опыта родов. Именно в подходе к таким вот "правильным" мамам, медперсонал должен засунуть себе в жопу все свое хамство, простоту, которая хуже воровства, руководящие инвективы и даже не пытаться провести такую женщину через "обряд" перехода со сменой статуса. Она уже в родовую пришла в статусе матери, ей не требуется "воспитание" и "я научу тебя рожать, несмыслеха". Ибо это может повредить ей и довольно серьезно.
7. Таким образом, женщины из группы с субъектным отношением к ребенку склонны воспринимать роды как часть жизни, оценивать медицинское вмешательство как болезненное, но необходимое. В этой группе формирование родительских установок более независимо от опыта переживания родов, чем в группе с объектным отношением к ребенку.
Вот такая история получилась.