Врожденная грамотность
рецепты Морд-Сит и магияЧто-то тема всплыла, буду доплнять.
Грамотному человеку свойственно особое языковое чутье. Поэтому, не помня правил, он находит нужное решение за доли секунды. Как?
Грамотный человек знает не правила, а логику правописания и ощущает ее как некое смутное "чувство языка". Откуда оно берется? Прежде всего, из опыта длительного использования языка: чтения, письма. В этом случае мозг вынужден обрабатывать огромное количество языковой информации в ее звуковом и графическом отображении.
Особенность работы нашего мозга состоит в том, что постепенно отсеивается всё ненужное и неповторяющееся и остается главное - то, что повторяется - логика. Компактные логические модели управляют выбором нужной буквы или знака препинания. Компактность порождает быстродействие - отсюда и ощущение врожденной грамотности, когда человек пишет правильно, не задумываясь, как он это делает. В тех же нечастых случаях, когда возникает сомнение, логические модели управляют поиском правильного варианта и находят его.
Никто ведь не подвергает сомнению существование врожденной дислексии или дисграфии. А грамотность - это точно так же, только наоборот.
Генетика, ж. Вот не люблю эти "точности" сомнительные:
Как известно многим филологам и неонатологам, - рассказывает руководитель удачливой группы ученых доктор Илов Вафф, - у некоторых людей наблюдается врожденная грамотность. То есть они грамотны от рождения и никогда не делают ошибок в письме. Однако врожденная грамотность присуща не всем. Почему? Наше эпохальное для генетики и лингвистики открытие и проливает свет на эту загадку.
По словам доктора Илова Ваффа, обнаруженный ими ген грамотности присутствует абсолютно у всех людей (как и любой другой ген), но проявляется по-разному.
Мы шли к этому через длительный кропотливый научный труд, - поясняет доктор Илов Вафф. - Сам ген грамотности мы идентифицировали еще три года назад, но нам было интересно не только заявить об открытии, но и снабдить заявление подробной и интересной статистической информацией. Поэтому, рискуя упустить первенство, мы все же занялись всесторонним исследованием проявлений обнаруженного нами гена.
Клинически пронаблюдав действие гена грамотности у нескольких тысяч человек, доктор Илов Вафф и его группа ученых разгадали загадку врожденной грамотности.
Проблема в том, - обозначает свою позицию по данному вопросу доктор, - что найденный нами ген - универсален. Он ответственен за любую грамотность, то есть за грамотность на любом языке.
Как утверждает доктор Илов Вафф, нужная грамотность, привязанная к языку, активируется индивидуальным образом у каждого конкретного человека. Но, как показали статистические исследования, из-за неустойчивости гена грамотности активировавшаяся его часть далеко не всегда соответствует родному языку носителя. То есть врожденная грамотность действительно имеется у всех людей, но часто они даже не могут ее заметить. Например, у человека, родным языком которого является русский, ген врожденной грамотности может быть от природы "настроен" на японское письмо.
Но этот человек, - восклицает доктор Илов Вафф, - даже не знает японского языка! Он и не думал писать по-японски! Как же он может воспользоваться своей врожденной грамотностью?! Или японец, у которого врожденная испанская грамотность, - как ему быть? Он так и будет путать хирагану с катаканой!
Мифы:
Человеку свойственно оправдывать себя и свое незнание, придумывая различные мифы и выдавая их за единственную и неоспоримую истину. Такие мифы окружают и грамотность.
Миф № 1
Правила не нужны, мы и без них прекрасно понимаем друг друга!
Действительно, общаясь на родном языке с хорошо знакомым человеком, сложно не понять собеседника. Порой и слова бывают не нужны: достаточно взгляда, жеста, прикосновения… Но говорить нам приходится не только с близкими и не только на бытовые темы. Представим обычную ситуацию. Общаются два человека. Один из них старается писать грамотно и делает все возможное, чтобы его речь была ясна и логична, второй же слова пишет, как слышит, а знаки препинания ставит, как чувствует. Последний легко понимает своего собеседника, поэтому у него создается иллюзия, что его речь точно так же ясна и понятна. Ощущение дискомфорта может испытывать тот, кто видит ошибки, но старается не обращать на них внимания, чтобы не выглядеть бестактным. Так что дело отнюдь не в понимании, а в уважении к собеседнику.
Миф № 2
У меня врожденная грамотность, поэтому мне не надо этому учиться.
Скажу сразу – врожденной грамотности не существует. И взяться ей неоткуда, поскольку чтение и письмо – это приобретенные навыки. Почему же появился этот миф? Как известно, существуют различные виды памяти: зрительная, слуховая, ассоциативная, моторная и т.д. В зависимости от того, какая память у нас лучше работает, мы выбираем для себя тот или иной способ запоминания. Кому-то надо записать, кому-то – построить логическую цепочку, кому-то достаточно услышать или увидеть. Так вот, эта самая «врожденная» грамотность – не что иное, как хорошая зрительная память, фиксирующая знаковый образ (то есть написание) слова при чтении. Те же люди, которым достаточно услышать, обычно схватывают все, как говорится, на лету, не прикладывая никаких усилий для запоминания. Кстати, и те, и другие обычно хорошо учатся в школе. Первые получают высокие оценки за письменные предметы, вторые – за устные. К сожалению, информация, только услышанная или только увиденная, не хранится долго, поскольку постепенно вымещается новой, более актуальной. Между прочим, более глубокими и надежными знаниями обладают те, кто прикладывал какие-то усилия для запоминания: искал закономерности, логику, выделял главное и второстепенное и т. д. Благодаря этому информация постепенно «укладывается» в голове и легко воспроизводится даже спустя годы. Так вот, о врожденной грамотности обычно говорят те, кто в школе получал хорошие оценки, не прикладывая каких-либо усилий для запоминания правил. Но со временем объем информации становится все больше (как и слов, в которых многие допускают ошибки), поэтому разумнее понять, что и как, и чувствовать себя увереннее в любой ситуации!
Миф № 3
Я ставлю знаки препинания так, как чувствую, это авторская пунктуация.
Вообще знаков препинания у нас не так много, и специального, предназначенного для постановки по велению сердца пишущего, нет. Зато есть, например, конечные знаки, выражающие интонацию или цель высказывания (воскликнуть, спросить, сообщить). Знаки, ставящиеся внутри предложения, которые разделяют однородные члены или части сложного предложения, а также знаки, которые выделяют те или иные синтаксические конструкции. Да, авторская пунктуация действительно существует, но ничего общего не имеет с объяснениями типа «я так чувствую» и «мне так кажется». Она служит для более полного выражения авторского замысла, для тонкой игры слов и интонаций… Авторская пунктуация — это как раз тот случай, когда надо очень хорошо знать правило, чтобы нарушить его.
Вообще, в орфографии и пунктуации русского языка нет ровным счетом ничего сложного или запутанного, главное – понять логику. Или найти того, кто объяснит просто и ясно, не запугивая громоздкими правилами и исключениями из них.
Таки, все же - ЛОГИКА.