Prosto_yu
9 лет
Про речевое развитие. Комментарий психолога
РазвивашкиВо
Нормы будут понятное дело динамические, т.е. границы в которых значение для данной функции нормально, а после которого начинается повод для обращения за диагностикой к специалисту.
Для удобства разделим исследуемые функции по группам.
(
Речь:
0-2,5 мес - первые спонтанные звуки и адресные вокализации (интонируемые звуки обращённые к «основному» взрослому)
до 4 мес - должны появится произвольные звуки, растягивание гласных, игра с их звучанием, гуление, рулады звуков (один переходит в другой). Реакция на обращённую речь.
до 6 мес - мелодичное гуление, спонтанный лепет добавление к гласным согласных
от 6 до 8 мес - совершенствование лепета, произвольный лепет, гармонизация гласных и согласных звуков, начало интонационных диалогов со взрослыми (слежение за интонацией взрослого, попытки подражать, чередование реплик и пауз), понимание смысла отдельных слов, эхолалия (повторение за взрослым, без понимания смысла, фрагментарно может в норме сохраняться до 1,5 лет)
Это вы думаете, что ребенок просто слюни пускает и «тя-тя-дям-дям-дя» говорит, а на самом деле он лепет совершенствует и гласные с согласными гармонизирует! =))
от 7 мес - лепетная речь. Полностью исчезает только заменяясь в своё время нормальной словесной речью.
от 8 до 11 мес - должны появиться первые односложные слова.
до 12 мес - должны появиться 2 и более постоянных односложных слова в активном словаре, понимание двух десятков слов (пассивный словарь), хорошее подражание словам и интонациям, выражение одним и тем же односложным словом разных понятий, в плоть до целых предложений.
до 1,5 лет - должна появиться реакция на простые словестные просьбы\приказы не сопровождаемые жестами или действиями взрослого.
с 12 мес до 1,5 лет - развитие (а до 3 лет использование и постепенное затухание) автономной речи, т.н. «детская речь» - одно-двух-трёх сложные слова имеющие общее звучание, общие корни, реже совсем не похожие на настоящие слова (например «пидидёка» - помидорка, «пика» - птичка», «тяка» - игрушка). Затухание происходит по мере развития артикуляции и речевого аппарата, путём естественной замены автономных слов настоящими. К 2,5 годам большая часть слов уже должна быть заменена настоящими (или их шепелявой версией, с учётом ошибок детской дикции). Если после 3 лет в активном сохраняются автономные слова - это уже привычка или ошибка. Если их не много - они пройдут сами, надо только мягко поправлять не акцентируя на этом специального внимания. Если их много - это повод для консультации у логопеда.
до 2 лет - понимает обращённые вопросы, просьбы, сопостовляет слова и изображения на картинках, может показать изображенные предметы или принести настоящие.
от 1,5 до 3 лет - появление предлогов и местоимений, в т.ч. местоимения «я». До этого речь телеграфная (без предлогов). Появление и закрепление в речи настоящих, не автономных слов.
В этот же период должны появиться предложения из 2-3-4 слов (односложных, автономных или настоящих - не важно, важна суть - объединение слов во фразу. Сказанное ребенком «да бу» - «дай булку» или «мама гу-гу» - «мама пойдём гулять» это уже фраза из 2-х слов)
от 2 до 3 лет - должно начатся использование времён (пусть не всегда верное), глаголов, прилагательных, множественных форм существительных и активное словотворчество (присоединение к корням окончаний, суффиксов и приставок не верных в данном случае, но взятых по аналогии от других, правильных, слов - «обогну» вместо «обгоню», «колесЫ» - вместо «колёсА», «котерять» - играть с котом и т.п.)
В этом же периоде начинается произвольное интонирование словесной речи - грубая и ласковая речь, вопросительные, восклицательные, «задумчивые» и прочие интонаци соответствующие смыслу сказанного и ситуации.
В этом же периоде ребенок может выполнить просьбу из 2 и более действий («подними вон тот мячик и отнеси в коробку». В плане развития речи суть не в том что б отнести в коробку мяч (это маторика и движения), а в том что бы ребенок услышал и запомнил всю фразу, состоящую из разных действий, соотнёс слова со своими действиями и выполнил их все, не забыв по дороге вторую половину)
до 3,5 лет - ребенок начинает петь повторяя известные ему стишки и песенки (не обязательно правильно, может только одну-две строчки) или произнося нараспев какие-то фразы вместо обычной простой речи.
до 4,5 лет - большая часть звуков произносится правильно (в т.ч. ш, ж, ч, щ, ц).. Ребенок использует длинные предложения из более чем 4 слов (включая предлоги), предложения составляет в последовательные, интонационно и смыслово правильные конструкции. Запоминает и может повторить четверостишия, может пересказать простой текст или связно, последовательно и правильно описать ситуацию, произошедшую накануне.
Фразами (а не одиночными словами или жестами) отвечает на вопросы «кто?», «где?».
до 5,5 лет - исчезает смягченное произношение согласных. Все звуки произносятся правильно.
Исчезают пропуски и перестановки звуков.
Может ответить на вопрос «почему ты …?» и «зачем ты…?» Употребление обобщенных слов (игрушки, посуда, одежда). Хотя это уже скорее не речь, а мышление =)
От 5 до 7 лет - грамматический строй речи становится верным. Ребенок понимает принцип письменной речи (символическое значение букв, соотношение их со звкуами, различает буквы и может складывать печатные бкквы в слоги или "разобрать" устное слово на отдельные буквы-звуки)
После 7 лет идёт количественное развитие речи.
Ещё раз напомню - это не средния нормы, а динамические, т.е. крайние точки нормального развития.
Пара слов об участии родителей в речевом развитии.
В первый год для развития ребенка (не только речевого, но и его тоже) важнее всего эмоциональное общение с «основным» взрослым. От года до трёх - разнообразие сенсомоторной стимуляции, иными словами много разных объектов для исследования и много разных возможностей действовать самому.
Про значение мелкой моторики для развития речи все занют, но напомню ещё раз.
В первый год-полтора жизни ребенок действительно нуждается в сюсюканьи и лепетной речи от взрослых. Особенности его слухового восприятия таковы что он лучше и чётче понимает именно эти интонации и именно такие звукосочетания. В этом возрасте он развивается за счёт подражания, а что б подражать в первую очередь ему надо слышать что ему говорят, во вторую - быть способным повторить услышанное. Чем более речь взрослого похожа на детский лепет, тем проще ему её различить и воспроизвести.
Далее до 3-х лет ребенок активно учится и нуждается в простой и понятной, примитивной но грамотной, не сюсюкающей речи (это не значит что теперь лепетать над ребенком нельзя никогда =))
А вот 3 до 7 лет для развития речи, будущего ораторского умения и «подвешенного языка», очень важных на всю оставшуюся жизнь навыков - для этого всего ребенку очень нужны образцы взрослой сложной речи. Очень важно регулярно слышать как взрослые общаются между собой, со старшими детьми на сложные, не детские темы не детскими словами (я сейчас не про секс и матерщину =)). Так же важно, что б в общении с ребенком речь взрослого была не просто грамматически верной, но и не примитивизированной, а в части случаев и вовсе «сложной», «взрослой», с терминами, речевыми оборотами которые ребенок ещё не знает, и может даже и не поймёт до конца их смысл если спросит. В этом возрасте идёт наработка структуры речи и если опыт ребенка ограничить только бытовой и простой речью, он не впитает образцы сложной, научной или литературной речи. В более старшем возрасте он конечно научится словарным значением слов, но приобрести гладкость изложения ему будет труднее, чем если бы он с детства имел этот пассивный опыт.
0-2,5 мес - первые спонтанные звуки и адресные вокализации (интонируемые звуки обращённые к «основному» взрослому)
до 4 мес - должны появится произвольные звуки, растягивание гласных, игра с их звучанием, гуление, рулады звуков (один переходит в другой). Реакция на обращённую речь.
до 6 мес - мелодичное гуление, спонтанный лепет добавление к гласным согласных
от 6 до 8 мес - совершенствование лепета, произвольный лепет, гармонизация гласных и согласных звуков, начало интонационных диалогов со взрослыми (слежение за интонацией взрослого, попытки подражать, чередование реплик и пауз), понимание смысла отдельных слов, эхолалия (повторение за взрослым, без понимания смысла, фрагментарно может в норме сохраняться до 1,5 лет)
Это вы думаете, что ребенок просто слюни пускает и «тя-тя-дям-дям-дя» говорит, а на самом деле он лепет совершенствует и гласные с согласными гармонизирует! =))
от 7 мес - лепетная речь. Полностью исчезает только заменяясь в своё время нормальной словесной речью.
от 8 до 11 мес - должны появиться первые односложные слова.
до 12 мес - должны появиться 2 и более постоянных односложных слова в активном словаре, понимание двух десятков слов (пассивный словарь), хорошее подражание словам и интонациям, выражение одним и тем же односложным словом разных понятий, в плоть до целых предложений.
до 1,5 лет - должна появиться реакция на простые словестные просьбы\приказы не сопровождаемые жестами или действиями взрослого.
с 12 мес до 1,5 лет - развитие (а до 3 лет использование и постепенное затухание) автономной речи, т.н. «детская речь» - одно-двух-трёх сложные слова имеющие общее звучание, общие корни, реже совсем не похожие на настоящие слова (например «пидидёка» - помидорка, «пика» - птичка», «тяка» - игрушка). Затухание происходит по мере развития артикуляции и речевого аппарата, путём естественной замены автономных слов настоящими. К 2,5 годам большая часть слов уже должна быть заменена настоящими (или их шепелявой версией, с учётом ошибок детской дикции). Если после 3 лет в активном сохраняются автономные слова - это уже привычка или ошибка. Если их не много - они пройдут сами, надо только мягко поправлять не акцентируя на этом специального внимания. Если их много - это повод для консультации у логопеда.
до 2 лет - понимает обращённые вопросы, просьбы, сопостовляет слова и изображения на картинках, может показать изображенные предметы или принести настоящие.
от 1,5 до 3 лет - появление предлогов и местоимений, в т.ч. местоимения «я». До этого речь телеграфная (без предлогов). Появление и закрепление в речи настоящих, не автономных слов.
В этот же период должны появиться предложения из 2-3-4 слов (односложных, автономных или настоящих - не важно, важна суть - объединение слов во фразу. Сказанное ребенком «да бу» - «дай булку» или «мама гу-гу» - «мама пойдём гулять» это уже фраза из 2-х слов)
от 2 до 3 лет - должно начатся использование времён (пусть не всегда верное), глаголов, прилагательных, множественных форм существительных и активное словотворчество (присоединение к корням окончаний, суффиксов и приставок не верных в данном случае, но взятых по аналогии от других, правильных, слов - «обогну» вместо «обгоню», «колесЫ» - вместо «колёсА», «котерять» - играть с котом и т.п.)
В этом же периоде начинается произвольное интонирование словесной речи - грубая и ласковая речь, вопросительные, восклицательные, «задумчивые» и прочие интонаци соответствующие смыслу сказанного и ситуации.
В этом же периоде ребенок может выполнить просьбу из 2 и более действий («подними вон тот мячик и отнеси в коробку». В плане развития речи суть не в том что б отнести в коробку мяч (это маторика и движения), а в том что бы ребенок услышал и запомнил всю фразу, состоящую из разных действий, соотнёс слова со своими действиями и выполнил их все, не забыв по дороге вторую половину)
до 3,5 лет - ребенок начинает петь повторяя известные ему стишки и песенки (не обязательно правильно, может только одну-две строчки) или произнося нараспев какие-то фразы вместо обычной простой речи.
до 4,5 лет - большая часть звуков произносится правильно (в т.ч. ш, ж, ч, щ, ц).. Ребенок использует длинные предложения из более чем 4 слов (включая предлоги), предложения составляет в последовательные, интонационно и смыслово правильные конструкции. Запоминает и может повторить четверостишия, может пересказать простой текст или связно, последовательно и правильно описать ситуацию, произошедшую накануне.
Фразами (а не одиночными словами или жестами) отвечает на вопросы «кто?», «где?».
до 5,5 лет - исчезает смягченное произношение согласных. Все звуки произносятся правильно.
Исчезают пропуски и перестановки звуков.
Может ответить на вопрос «почему ты …?» и «зачем ты…?» Употребление обобщенных слов (игрушки, посуда, одежда). Хотя это уже скорее не речь, а мышление =)
От 5 до 7 лет - грамматический строй речи становится верным. Ребенок понимает принцип письменной речи (символическое значение букв, соотношение их со звкуами, различает буквы и может складывать печатные бкквы в слоги или "разобрать" устное слово на отдельные буквы-звуки)
После 7 лет идёт количественное развитие речи.
Ещё раз напомню - это не средния нормы, а динамические, т.е. крайние точки нормального развития.
Пара слов об участии родителей в речевом развитии.
В первый год для развития ребенка (не только речевого, но и его тоже) важнее всего эмоциональное общение с «основным» взрослым. От года до трёх - разнообразие сенсомоторной стимуляции, иными словами много разных объектов для исследования и много разных возможностей действовать самому.
Про значение мелкой моторики для развития речи все занют, но напомню ещё раз.
В первый год-полтора жизни ребенок действительно нуждается в сюсюканьи и лепетной речи от взрослых. Особенности его слухового восприятия таковы что он лучше и чётче понимает именно эти интонации и именно такие звукосочетания. В этом возрасте он развивается за счёт подражания, а что б подражать в первую очередь ему надо слышать что ему говорят, во вторую - быть способным повторить услышанное. Чем более речь взрослого похожа на детский лепет, тем проще ему её различить и воспроизвести.
Далее до 3-х лет ребенок активно учится и нуждается в простой и понятной, примитивной но грамотной, не сюсюкающей речи (это не значит что теперь лепетать над ребенком нельзя никогда =))
А вот 3 до 7 лет для развития речи, будущего ораторского умения и «подвешенного языка», очень важных на всю оставшуюся жизнь навыков - для этого всего ребенку очень нужны образцы взрослой сложной речи. Очень важно регулярно слышать как взрослые общаются между собой, со старшими детьми на сложные, не детские темы не детскими словами (я сейчас не про секс и матерщину =)). Так же важно, что б в общении с ребенком речь взрослого была не просто грамматически верной, но и не примитивизированной, а в части случаев и вовсе «сложной», «взрослой», с терминами, речевыми оборотами которые ребенок ещё не знает, и может даже и не поймёт до конца их смысл если спросит. В этом возрасте идёт наработка структуры речи и если опыт ребенка ограничить только бытовой и простой речью, он не впитает образцы сложной, научной или литературной речи. В более старшем возрасте он конечно научится словарным значением слов, но приобрести гладкость изложения ему будет труднее, чем если бы он с детства имел этот пассивный опыт.
Juliana(тематические комплекты)
Знаешь бородатый анекдот про мальчика,который до 7 лет ничего не говорил,а в один день сказал "каша не соленая".Его мама спрашивает,а что ж ты раньше молчал?-Все в порядке было! ;)
19.11.2014
Ответить
Juliana(тематические комплекты)
"Должно-должно",а если нет слов ни в 12 мес,ни в 24?Клеймо недоразвитости ставят?Я у опытных мам спрашивала,все твердят,что ДО 3 лет в пределах нормы не говорить НИЧЕГО,и это не показатель никакого развития,здесь желание ребенка произносить или нет.Короче,это не говорит,что он не может,это говорит,что он не хочет говорить!
19.11.2014
Ответить
Prosto_yu
Да это все понятно)) если ребенок нормально развит и ничего не говорит при этом, то это явно потому, что он НЕ ХОЧЕТ:-)))
20.11.2014
Ответить
Juliana(тематические комплекты)
Мне родня всю плешь проела,а ведь ни одной книжки не открыли ни разу
20.11.2014
Ответить
Prosto_yu
дык она у тебя говорит! Вон Аиэль говорит))) и как животные говорят. И бах-дай наверняка тоже говорит. Чего им надо-то? Родне?
20.11.2014
Ответить
Juliana(тематические комплекты)
В моем альбоме в год и три такоооое понаписано в плане слов,что я слабо верю.Они меня туда постоянно тычут,типа вон сколько должен ребенок в год и три говорить.Так сложные слова типа шоколадка или помидор
20.11.2014
Ответить
Prosto_yu
Не, не может такого быть) просто наверняка был некий набор слов сказанный однократно и похожий на шоколадку, вот и записали)) не говорят дети слово шоколадка в 1,3)) никакие))
20.11.2014
Ответить
Juliana(тематические комплекты)
Неа)Ну мама говорит когда плачет/ноет,протяжно так мааааама.А вот чтобы четко подошла и сказала такого нет.Ничего больше,только дай,да,что-то на своем дядядя,дидидиеееее и тд
20.11.2014
Ответить
Prosto_yu
Ну ты ж когда с ней разговариваешь, говоришь "мама пошла", мама делает" и тд? Не говоришь ведь "я"?
20.11.2014
Ответить
Juliana(тематические комплекты)
Да,конечно,все как надо говорю и в книжках акцент делаю на мама/папа и в Лего,ну не хочет-не надо
20.11.2014
Ответить
Prosto_yu
Ну и все! Раз ты делаешь все правильно, значит будь спокойна) она все знает! вон у Лизы Черниковой тоже Алиса поздно заговорила, зато сразу и прекрасно))
20.11.2014
Ответить
Prosto_yu
я вообще эту статью знаешь почему скопировала? Потому что там написано, что оказывается НАДО сюсюкать и картавить с маленькими детьми! И потом, после 3-х тоже говорить просто и понятно, а не энциклопедически правильно. И вспомнила свою подружку (педагог тоже), у которой ребенок ничего не говорил до 4-х ЛЕТ. Только мычал. А она как раз с ним разговаривала очень большими и полными фразами. Он, конечно же, потом заговорил и все с ним нормально совершенно, но она переживала, я помню.
20.11.2014
Ответить