дневник чтения - сентябрь 2016, Лиде 5, 3
дневник читателяСентябрь еще не кончился, но мы уже с отчетом!
Итак, хитом последних недель стала книга Экхольм Я. Тутта Карлсон, Людвиг Четырнадцатый и др.
- замечательная книга! Эта книга как раз нам вовремя - и сюжет, и язык - все в точку! Произведение достаточно объемное, но очень интересное и динамичное! Главный герой - лисенок Людвиг, который, к несчастью всей своей лисьей семьи, не хотел быть хитрым, а хотел быть добрым и честным! Он решил уйти из дома и попал в курятник, познакомился и подружился с цыпленком Туттой Карлсон и чуть было не попал в лапы к псу Максимилиану. Но когда отец и брат Людвига узнали, что он дружит с цыпленком, они решили отправиться в курятник и полакомиться курятиной. Рискуя жизнью при свете дня Людвиг бросился предупредить подругу, и куры были спасены. За это они не остались в долгу, и Тутта предупредила лис о готовящейся облаве на них. Она предложила лисам переждать облаву в самом неожиданном месте - в курятнике! Лисы подружились с курами, все спаслись, и только несчастный Максимилиан чуть не сошел с ума... Язык легкий, сюжет вроде бы и простой, но в то же время очень много захватывающих моментов, книга добрая, не перегружена ничем лишним! Читали 3 раза подряд, у меня уже зык начал заплетаться... (Больше всего ей понравилось, как Лабану хвост прищемило мышеловкой( Даже смеялась на этом месте. Она вообще у меня девочка добрая... И при этом она почему-то ассоциирует себя с Лабаном! Он же всех обманывает(
Посмотрели 2 советских кукольных мультика по мотивам: Как лисы с курами подружились - 1980 г, музыкальный, около 20 мин., сокращенный, и "Маленький Рыжик" 1982 г., в 2 частях, более полный. Конечно, кукольными мультиками сейчас никого не удивишь...
Есть еще фильм - Рыжий, честный, влюбленный - мы тоже посмотрели. Ну так неплохой, всех героев играют люди, Лиде многое было непонятно, многое там рассчитано на взрослых, если бы это все убрали и добавили детского юмора, фильм был бы шикарный.
Лиде понравилась Тутта, стала требовать с меня желтые колготки и желтое платье(Потом нарядилась в розовое платье с розовыми колготками и была Туттой, а я была Людвигом и мы с ней разыгрывали целые диалоги из книги, причем многие реплики Лида прямо дословно помнит!
Поэтическим хитом стала книга В. Левин. Глупая лошадь
Купила книгу очень давно, но она не пошла вообще, зато сейчас читается неплохо, Лида САМА просит ее почитать. Мне изначально книга тоже не очень понравилась, но чем больше я вчитываюсь, тем больше она мне нравится. Открываешь и попадаешь в особую атмосферу... читали много раз, недели 2, потом еще выборочно. Один раз Лида сразила наповал папу цитатой "Так вот! этот Джонатан Билл очень любил компот". Выучила это стихотворение наизусть.
Остальные книги были прочитаны и перечитаны, понравились, но восторга не вызвали.
Делаэ Ж. Рассказы про Марусю -
давно на них засматривалась, хотела купить, но так и не купила и, в целом, не жалею. Рассказы написаны от лица девочки Маруси, которая учится в начальной школе. Написаны в настоящем времени, предложения простые, как и мысли ребенка( Вот Маруся сама отправляется в магазин за покупками. Вот она едет на велосипеде, падает и ломает ногу. попадает в больницу. И тд. Всего про Марусю написано более 50 книг (с 1954 г), в нашей библиотеке их 4 (по 2 рассказа), ну и с нас хватит. Конечно, важную роль играют иллюстрации - они очень красивые. Мне особенно понравились в рассказе про покупки - продавщицы ну просто как с картинки:). Но с другой стороны эти иллюстрации какие-то... неживые, как куклы. Лида эмоций не проявила, как всегда( Ей понравился рассказ "у врача" -животрепещущая тема. И я считаю, что рассказ хороший - если не дай бог окажется Лида в больнице, можно будет вспомнить про Марусю. Перечитали 2 раза, и больше не вспоминали. Ну и еще не могу не заметить - АСТ все-таки они и есть АСТ - замечено много ошибок, особенно пунктуационных(
Д. Самойлов Слоненок пошел учиться и др. пьесы
Стихотворные пьесы написаны легким, прикольным, я бы сказала, языком, необычным, читаются легко. Пьеса совсем небольшая, сюжет такой - слоненок пришел учиться в школу для мышат (тк это единственная школа в лесу, куда принимают зверей любого размера), мышата смеются над слоненком за то, что такой большой и необразованный. Но когда слоненок прогнал кота, мыши поняли свою выгоду и приняли его в свой коллектив. Остальные пьесы - День рождения Слоненка, Слоненок-турист, Слоненок заболел - были также прослушаны, но особого интереса не вызвали. Еще 2 пьесы по мотивам сказок о коте в сапогах и Красной шапочке она вообще слушать не стала. Меня сразила наповал мама-слониха
М. Зощенко Лёля и Минька -
эту книгу я прочитала около года назад и решила дочке не читать( но судьба распорядилась по-другому, книга оказалась у меня дома и я решила - значит, надо читать( Оформлена книга хорошо, иллюстрации очень красивые. Мы прочитали книгу раза 4 и еще аудиокнигу слушали. Больше всего Лиде понравилось про елку и "Золотые слова". Кстати этот рассказ я в школе читала. Рассказы о разных неприятных случаях из жизни 5-летнего Миньки и его 7-летней сестры Лёли, когда они воровали, обманывали, дрались и тд, а родители их за это наказывали. В конце некоторых рассказов еще дается комментарий "взрослого" Миньки. Честно скажу, не особо мне интересны сюжеты, язык тоже произведений так себе. Юмора я не увидела. Ну просто обычные рассказы. Просто я начиталась Петрановской, и читаю с точки зрения воспитательной позиции взрослых, которая неправильная! Ничего своим детям не объясняют, не пытаются даже вникнуть в причины их поведения, не проговаривают даже, почему это плохо, тупо наказывают (довольно жестко), а дети потом, будучи взрослыми, только начинают понимать смысл( Эту книгу можно разбирать на семинарах психологов на тему "как НЕЛЬЗЯ воспитывать детей", причем каждый рассказ( Про гимназию и бабушку я вообще читать Лиде не стала, в рассказе "Ёлка" я была в шоке от тупости и неадекватности мамы...
Но Лиде же понравилось, поищу еще другие детские рассказы Зощенко, интересно.
Кстати замечу - Зощенко - один из любимейших моих писателей, книга его "взрослых" рассказов у меня дома зачитана до дыр! Обожаю его язык, стиль, юмор... "Не может быть" - любимейший фильм!
Тюхтяевы И., Л. Зоки и Бада -
книжка неоднократно анонсировалась в ДК как хит у детишек. Но на меня она произвела не самое лучшее произведение. Ее авторы - непрофессиональные писатели. Истории про зоков они придумывали и рассказывали своим детям, а потом отправили их на литературный конкурс. В 1990 г книга была опубликована и хорошо принята. Книга строится как сюжет в сюжете - дети рассказывают папе выдуманную ими историю: живет на опушке леса одинокий Бада, разводит пчел, и вдруг у него в меде заводятся прожорливые ленивые сладкоежки и драчуны Зоки. Бада пытается с ними ужиться, в конце концов они ему надоедают и он улетает от них на Луну. Сначала Зоки радуются, потом им становится плохо и Бада, сжалившись, возвращается. Зоки стараются исправиться, а Бада понимает, что полюбил их.
Сюжет напоминает мультик Маша и Медведь, а вот язык немного напоминает Успенского в его не самых лучших произведениях( Лида не очень прониклась, так, вроде интересно, но не цепляет.
То, что вообще не зацепило Лиду
Тонкая книжечка Б. Заходер "Буква Я"
С. Маршак Детям -
с Маршаком у нас все не складывалось, так кое-что читали урывками в разное время. Главная беда - я даже не знала, а что, собственно, он написал?? наверное, нельзя такие слова говорить про МАРШАКА, но у меня почему-то вот так сложилось (конечно, что-то я знала, но мало). Вот взяли большую книгу. Многие произведения я помню, но не знала, что это Маршак, а другие как будто в первый раз вижу( Из всей книги кое-что я бы читать не стала, мне вообще не нравятся такие стихотворные поэмы - сложно уловить сюжет, тем более если там много незнакомых реалий, и язык какой-то... рваный, догадываться нужно. Лида тоже совсем не прониклась, и вообще сказала больше не читать ей стихи(
Ну и немного познавательного чтения - Лида интересовалась костями - скелетами, я прочитала ей атлас, слушала с интересом, больше не вспоминала, видимо, все, что хотела,узнала(
Мамино чтение
А. Шмидт Мурли.
Я много слышала об этой писательнице, не терпелось уже почитать( Повесть мне понравилась, но с первых страниц понятно, что это не для Лиды. Я думаю, рассчитано где-то на ранний подростковый возраст, судя по отзывам, с 8 лет хорошо идет. Сюжет такой: молодой застенчивый журналист Тиббе знакомится со странной девушкой, которая ведет себя, как кошка, и, более того, утверждает, что раньше она была кошкой. Сначала он хочет избавиться от странной знакомой, но потом она оказывается ему очень полезной - благодаря своим связям с кошками она узнает много интересных новостей, о которых Тиббе пишет заметки в газету. Но вскоре Мурли приносит такую новость, о которой Тиббе не может написать - уважаемый в городе господин Эллмейт сбил человека! Кошки неустанно следят за ним, и вскоре всплывают и другие неприятные факты. Тогда Тиббе решается все же написать заметку, и за это его выгоняют с работы. Но Мурли благодаря поддержке кошек удается вывести Эллмейта на чистую воду, а сама она решает навсегда остаться человеком, тем более что они с Тиббе, кажется, полюбили друг друга... Нет лихо закрученного сюжета (хотя есть детективные нотки), особой динамики, это просто интересная, добрая нетривиальная история. По книге снят фильм Леди-кошка (2001), фильм так, обычный, практически весь по книге, есть лишь небольшие изменения, в общем с удовольствием посмотрела.
В. Осеева Динка
- эту книгу я взяла потому, что было обещано, что в ней можно прочесть о том, как воспитывать дочку - ранимого сорванца( Какой моя Лида и является. Книга большая, 3 части, 600 страниц, но я прочла за день. События развиваются в начале 20 века (примерно 1910 г), в центре книги революционно настроенная семья Арсеньевых. Отец скрывается от полиции, мать Марина работает, чтобы прокормить семью, и не прерывает связи с "товарищами", ее трое детей и младшая сестра Катя живут на даче. Больше всего неприятностей доставляет младшая восьмилетняя Динка - "трудный ребенок", непослушная, вечно убегающая, любительница приврать. Динка знакомится с 12-летним мальчиком Леней, который живет с извергом-отчимом. Лене удается сбежать от отчима, он живет в укромной пещерке на берегу Волги, перебивается случайными заработками. Они с Динкой необычайно сближаются. Леня случайно знакомится со студентом-революционером, проникается революционными идеями, помогает. В семье Динки взрослые готовятся к очень важной операции - подготовке побега из тюрьмы очень нужных "товарищей" . Операция проходит успешно, случайно в нее оказываются вовлечены и Леня, и Динка. Лене удается устроиться работать на корабль, он уплывает на 2 недели. В это время "товарищи" передают семье Арсеньевых, что им нужно срочно уезжать на Украину, и по дороге они смогут увидеться с отцом. Динка в истерике - она не может уехать, пока не вернулся Леня. Леня успевает буквально в последнюю минуту, и они все вместе уезжают, Леню принимают в семью как брата и сына.
На этом, собственно, можно было и закончить, но есть еще 3 часть, в которой описывается, как они устроились в Киеве, все дети пошли в гимназию, как училась Динка, Леня занимался с репетитором, который тоже стал родным семье, летом с помощью "товарищей" купили дачу, на которую тайком пришел и их отец.
Ну что сказать, книга хорошая, настоящая, (это вам не шурли-мурли! эта книга заставляет задумываться, мыслить, решать сложные ситуации)! Но книга своего времени. Современным подросткам можно ее читать лишь в том случае, если они хорошо исторически подкованы и имеют свою позицию на события, происходившие в начале 20 века в нашей стране. В книге явный антирелигиозный оттенок. Революционные идеи в книге вовсе не фон, как некоторые пишут, они на первом плане, как и история дружбы детей, и взаимоотношения в семье - все это развивается только в революционном освещении. С одной стороны, события вроде как показаны глазами ребенка, с другой - очень многое можно понять лишь взрослому человеку. В книге кроме основной еще много сюжетных линий. В книге также много жестокости, особенно с точки зрения современного мира. Страшно просто читать, в каких условиях жили и росли многие герои. Ленька убивает шпиона и предателя, Динка одобряет этот поступок. С другой стороны - в книге практически нет настоящих несчастий, прямо сказка, как все хорошо складывается, особенно в конце.
Что же касается главного для меня пункта - воспитания, то да, книга помогает понять, что очень часто негативные поступки ребенка имеют под собой какое-то основание, о котором мы и не догадываемся, что надо стараться видеть и слышать своего ребенка, не наказывать бездумно. Я рада, что прочитала, жалею, что в детстве она мне не попалась. я увлекалась историей, как раз этот период меня интересовал.