Анюта
13 лет
"Элементарные игрушки" (с)
(с) О детях, воспитании, материнствеЭтот пост начинает серию статей о простых предметах, которые дети превращают в игрушки. Практически любой ребенок неравнодушен к веревкам, коробкам и коробочкам, палкам, мешочкам, а малыши так и вовсе предпочитают их покупкам из “Детского мира”. Детям подсказки не нужны, они и сами придумают себе игру. Но, надеюсь, взрослым предложенные советы помогут наладить занятия с малышом.
Сегодня мы поговорим о том, как играть с платком (детской пеленкой, куском ткани):
1. Накройте платком какую-нибудь игрушку, и пусть ребенок ощупает ее через ткань и определит, что это такое. Причем ощупывать можно не только рукой, но и ногой, и даже спиной или животом. Ребенку постарше можно спрятать под платком несколько предметов и предложить таким же образом узнать их количество.
2. Положите в центр платка куклу или мягкую игрушку, возьмитесь с ребенком за концы платка и покачайте игрушку в гамаке. Сначала качайте медленно и плавно, потом все быстрее и быстрее (заодно объясните ребенку понятия быстро – медленно). А еще можно качать гамак вверх-вниз, чтобы игрушка подпрыгивала. А на большом покрывале покачайте и самого ребенка.
3. Один платок может превратиться в наряд или необходимый аксессуар – фату, плащ, длинную юбку, пиратскую бандану, слинг, чалму, хвост птицы. А если таких платков несколько – вы сможете соорудить множество разных костюмов. Дети – и мальчики, и девочки, – очень любят наряжаться.
4. Повторите с помощью платка геометрические фигуры. Догадается ребенок как из квадратного платка сложить прямоугольник? А треугольник? А другие фигуры?
5. Большой платок превратите в санки. Возьмите его за два угла, пусть ребенок сядет на другом конце. Повозите его по гладкому полу. А на маленьком платке малыш может возить игрушки.
6. Положите платок на журнальный столик, прижмите края подушками и под столом готов домик для малыша. Еще два платка и подушка пригодятся для того, чтобы организовать в этом доме постельку.
7. Устройте пикник, расстелив платок на полу в детской. Можно обойтись игрушечной едой. Но настоящее угощение (фрукты, печенье) превратит игру в праздник.
8. Платок может стать ширмой для
9. Сложите платок вдоль в 6-8 раз и предложите ребенку перепрыгнуть ручеек. Потом сделайте речку пошире, затем еще шире. А под конец предложите перепрыгнуть квадратное озеро. Так в прыжках малыш легко усвоит понятия широкий – узкий.
10. Завяжите в центре платка узел – это будет голова. Концы платка – руки и ноги. И не удивляйтесь, если малыш полюбит эту куклу больше всех других игрушек.
Если перечислять вещи, которыми малыши играют чаще всего, одной из первых в списке будет ложка. Любому маленькому ребенку необходимо освоить этот инструмент, а учиться лучше всего через игру. Впрочем, и после того, как ребенок научится кушать самостоятельно, он не перестанет играть с ложками.
1. Ложка может быть музыкальным инструментом. Как барабанить по столу малыш догадается сам. Продемонстрируйте ему, что от ударов по табуретке, стене, дивану получаются разные звуки. Полезное упражнение на координацию – стучать ложкой о ложку. Можно освоить игру на деревянных ложках или отбивать ложкой ритм.
2. Из ложки просто сделать куклу или разнообразных персонажей для кукольного театра. Спасибо
3. Положите в миску мелкие предметы, налейте воды и предложите ребенку вылавливать их ложкой. Также дайте ему для экспериментов ложку с дырками.
4. Ложкой можно перекладывать сыпучие и жидкие вещества, перемешивать. Чем больше времени ребенок проводит за такими занятиями, тем аккуратнее он потом ест суп и кашу.
5. Если не просто перекладывать крупу, а подсчитывать, сколько ложек крупы помещается в стаканчик, сколько в чашку – ребенок легко поймет идею измерений. А с принятыми единицами измерений можно познакомиться с помощью мерных ложек и стаканчиков.
6. Нет под рукой совка – отдайте в песочницу старую ложку. Ложкой удобно прокапывать канавки в твердой земле и интересно кормить кукол песочными куличами.
7. Помните эстафету, участники которой должны нести шарик в ложке? Дайте ребенку такое задание.
8. У ребенка в игрушках обязательно должно быть несколько ложек, чтобы кормить кукол и понарошку есть самому.
9. Если ложку положить перпендикулярно на толстый карандаш или катушку от ниток, получится замечательная катапульта. Но не советую показывать это развлечение малышам, дождитесь более сознательного возраста.
10. “Привяжите к середине бечевки столовую ложку так, чтобы бечевка имела два свободных конца. Концы эти прижмите пальцами к закрытым ушам и, подавшись корпусом вперед, чтобы ложка могла свободно раскачиваться, ударьте ею о какое-нибудь твердое тело. Вы услышите низкий гул, словно у самого вашего уха раздается колокольный звон.” (Я. И. Перельман “Занимательные задачи и опыты”) Мы брали толстую шерстяную нитку. Ее концы накручивали на указательные пальцы и затыкали пальцами уши. Опыт произвел неизгладимое впечатление, обязательно попробуйте!
1. Можно налить в бутылку подкрашенной воды, капнуть немного шампуня, насыпать вырезанных из пластика или пластмассовых рыбок, добавить привезенных с моря ракушек и камешков и получится почти настоящее море, за которым интересно наблюдать. Если заменить воду песком или манкой, а рыбок – игрушечными змеями и ящерицами, ребенок станет обладателем маленькой пустыни. Чтобы не опасаться, что пустыня или море окажутся на кровати, перед тем как завинтить крышку, обмажьте горлышко бутылки клеем ПВА.
2. Если ребенок злится или излишне активен, предложите ему выплеснуть энергию, расплющив бутылку.
3. Небольшие бутылки с водой или песком могут выполнять роль гантелей для занятий гимнастикой. Еще одно полезное упражнение – катать бутылку с водой ступнями ног.
4. Можно надолго занять малыша, предложив ему наполнять бутылку пуговицами, палочками, прищепками. А потом вытряхивать назад все содержимое.
5. На пикнике просто и быстро организовать игру в кегли, используя пустые бутылки и мячик. Или устроить каольцеброс, накидывая на расставленные бутылки веревочное кольцо.
6. Поделок из бутылок существует множество. Вот, например,
7. С бутылкой можно проводить различные игры и эксперименты в ванной. Сделать из нее брызгалку или проткнуть разной формы отверстия в стенках.
8. Вот
9. Еще одно
10. Бутылка может стать основой для вазы из папье-маше. Такая ваза не размокнет от воды.
1. Всем известна игра “Волшебный мешочек”. В классическом варианте ребенок получает задание найти на ощупь в мешочке, среди разный предметов, что-то определенное или отвечающее некоторым определенным свойствам (шершавое, деревянное, круглое). Более простой вариант игры – просто обнаружить в мешочке предмет и на ощупь понять, что же это такое. Игру хорошо использовать и для занятий с ребенком, и как развлечение на детском празднике.
2. Но начать список следовало с того, что в мешочках ребенок может носить, складывать, хранить вещи. И в таких занятиях – воспитание бережливости и аккуратности, и повод проявить смекалку (зачем носить по одному предмету, когда можно перенести все сразу), и развитие мелкой моторики. А если мешочки красивые, нарядные – то и эстетического вкуса.
3. Еще одна игра “Кот в мешке”. Положите какой-нибудь предмет в мешок, завяжите отверстие и пусть ребенок ощупает предмет через ткань и догадается, что это такое. Причем ощупывать можно не только руками, но и ногами, и даже сесть или лечь на мешок.
4. Если вам срочно нужно поиграть в Вышибалы или Собачки, но при этом ничего не поломать и не разбить, и не потревожить соседей снизу, набейте мешок тканью или газетами и используйте вместо мяча.
5. Из мешочка просто сделать мягкую игрушку. На фотографии к статье – Страшила, которого мой сын смастерил в 5 лет. Всего несколько стежков – и любимый герой готов. Несложно сделать и актеров кукольного театра.
6. Если мешок достаточно большой – научите ребенка в нем прыгать.
7. Мешочек может стать домиком для мелких игрушек. Разыгрывайте с ним сказку “Теремок” (или ее украинский вариант “Руковичку”). Играть можно и вовсе без игрушек, изображая животных пальцами и ладонью.
8. Перевяжите края мешочка веревкой или поясом и получится необходимая во многих ролевых играх сумка врача, почтальона, путешественника, мамы.
9. На мешке можно что-то нарисовать, прорезать дырки для глаз и выйдет маска.
10. Расправьте пальцами края мешка и пусть ребенок попробует закинуть в такое импровизированное баскетбольное кольцо небольшой мячик. Или сами бросайте мячики, а ребенок пусть бегает с мешком и пытается их поймать.
А еще мешочек с сокровищами (природными материалами, пузырьками и баночками от косметики, связками пуговиц и бусин, мелкими игрушками) – незаменимое средство, чтобы занять ребенка, отвлечь его и дать родителям несколько минут свободного времени.
Старые детские вещи, одинокие носки и варежки, обрезки от шитья и разные ненужные тряпочки – прекрасный материал для игр:
1. Сами лоскутки могут быть игрушками. Замечательно, если ребенок видит в кусочке ткани птичку или человечка, умеет приспособить тряпочку для постели кукле, замотать ее как одежку или вообще представить, что это машина и возить на ней мелкие игрушки. Если сам малыш таких игр не начинает – покажите ему пример.
2. Нарежьте разных лоскутков и ищите похожие по цвету, фактуре, жесткости, размеру. Или возьмите любые два кусочка ткани и обсудите, что у них общего, в чем отличия. Можно искать похожие лоскутки с закрытыми глазами, на ощупь. Выучите с ребенком названия тканей.
3. Можно шить что-то из лоскутков или вышивать на них. А так же делать бахрому и простую мережку.
4. Чтобы делать игрушки – не обязательно сшивать лоскутки. Смастерите вот такого зайчика, птицу или другую тряпичную куклу.
5. Интересно делать узор специальными красками по ткани, красками для батика. Но на ненужных лоскутках можно рисовать чем угодно – любыми красками, фломастерами.
6. Займитесь с ребенком аппликацией из ткани. Вырезайте цельные детали из лоскутков или нарезайте ткань мелкими кусочками и посыпайте смазанный клеем рисунок.
7. Смастерите комету. Прошейте по краю небольшой круглый лоскуток и стяните нить, чтобы получился мешочек. Внутрь насыпьте крупы, песка или положите желудей. Завяжите края нити, чтобы из мешочка ничего не высыпалось. Пришейте к нему длинные ленточки или полоски папиросной бумаги. За нить раскрутите над головой комету и отпустите ее.
8. На даче или на балконе сделайте колдунчик. Привяжите к палке полоску легкой ткани. С помощью этого прибора просто определять силу и направление ветра.
9. Некоторым детям будет приятно получить собственные тряпочки для мытья пола, стола, обуви. Они будут меньше, удобнее и, по ощущениям ребенка, чище и приятнее на ощупь.
10. Не обязательно резать вещи на лоскутки. Отдайте ребенку старую одежду. Ему понравится наряжаться и моделировать собственные костюмы, отрезая лишнее и проделывая необходимые отверстия для рук и головы. Важно только объяснить, с какой одеждой такие игры допустимы, а с какой нет.
В жару очень быстро накапливаются пластмассовые крышки от напитков. Любому ребенку, увидевшему россыпь кругляшков разных цветов и размеров, сразу понятно, что это тоже игрушки. А для взрослых вот несолкько идей их использования:
1. Возьмите 3-4 бутылки разных размеров и предложите ребенку подобрать к ним подходящие крышки.
2. В картонной коробке прорежьте несколько щелей и пусть малыш просовывает в них крышки.
3. На лист картона приклейте картинки (используйте наклейки или вырежьте походящие рисунки из буклетов, журналов). Покажите ребенку, как прятать картинки под крышками. а потом ставьте разные задачки – под синие крышки спрятать животных, под красные – машины; самую большую картинку закрыть самой большой крышкой, среднюю – средней итп; подбирать крышки по цвету картинки; спрятать под крышками все картинки, кроме удовлетворяющих определенному условию.
4. Возьмите для начала две крышки разных цветов и приклейте на внутренню сторону каждой из них изображение сказочного персонажа или животного. Дайте ребенку рассмотреть крышки, а потом переверните картинкой вниз и спросите: “Где прячется кошка?”. Если малыш легко справляется с таким заданием – увеличьте число крышек с картинками, добавьте пустые крышки.
5. Крышки с наклееенными картинками или рожицами вполне могут заменить игрушки в дороге. Разыгрывайте с ними разные истории, стройте для них домики.
6. Из крышек можно выстраивать башенки и дорожки, распологая их в определенном поряде по цвету, размеру.
7. Используйте крышки когда что-то мастерите. Например, можно украсить крышку застывающим пластилином и сделать торт для кукол. Или приклеить колеса из крышек к коробке-машине.
8. Выложите дорожку из больших крышек от канистр с водой и предложите ребенку по ней пройти (для начала – держась за вашу руку).
9. Научите ребенка обводить крышки. Получившиеся круги можно дорисовывать до каких-то картинок.
10. Бросать крышки ребенок и сам научится. Но покажите, как забрасывать их в ведерко или сбивать легкую игрушку. Ребенку постарше предложите запускать крышки, чтобы они катились. Если он овладеет этим непростым навыком, можно будет устраивать гонки или пытаться пропустить крышку между препятствиями.
Воображение ребенка способно превратить крышки во что угодно – деньги для магазина, печенье, кроватки крохотных куколок, корабли. И нужно лишь немного участия и внимания взрослых, чтобы игра началась.
Возможно, вы регулярно пользуетесь бумажными полотенцами и уж наверняка у вас время от времени заканчивается туалетная бумага и остаются трубочки-основы. И эти длинные и короткие, узкие и широкие, плотные и гибкие, серые, белые, коричневые картонные трубки – прекрасные игрушки.
1. Прежде всего, любая трубка – это подзорная труба. Можно сделать к ней телескопическую вставку, веревочку на шею, украсить чем-то. Но и через самую обычную картонную трубку прекрасно видны пиратские корабли и таинственные острова. А из двух картонных трубок просто сделать бинокль.
2. Есть такой музыкальный инструмент – шум дождя. И
3. Сделайте игрушку для самых маленьких. Закрепите на трубке ленточку или шнурок. Намотайте ее на катушку. Покажите крохе, как, дергая за кончик ленточки, ее разматывать. Ребенка постарше научите и наматывать ленточку, а потом опять разматывать.
4. Трубка – это туннель для маленьких машинок. А мелкие игрушки могут кататься в лифте – коробочке от киндер сюрприза, по вертикальной шахте вверх и вниз.
5. Попробуйте что-то сказать в трубку. Хорошо слышно? А если придвинуть трубку к чужому уху? А если закрыть второе отверстие, каким станет звук? Какие еще эксперименты интересно провести с картонным рупором и голосом?
6. Можно разрисовывать трубки, превращая каждую в персонаж (а потом играть с ними или кукольный театр устраивать) или использовать искривленную поверхность как фон для пейзажей или необычных орнаментов.
7. Нарисуйте на трубке кольца разными красками и предложите малышу катать ее по листу бумаги. В итоге у ребенка получится целых два художественных произведения – и лист, и сама трубка.
8. А вот
9. Трубки незаменимый материал для поделок. В Интернете вы найдете много интересных идей, а я хочу еще раз показать ракету, которую мы сделали для сына.
10. Сейчас многие родители готовят адвент-календари с подарками, сладостями и новогодними заданиями. Есть тысяча способов изготовить адвент-календарь. И один из самых простых вариантов – собрать и нарезать трубки от бумажных полотенец (одну трубку на 3-4 части), вложить внутрь сюрприз, обернуть как конфету папиросной бумагой, наклеить номер, привязать ленточку и подвесить на натянутую бечевку над окном или сразу на елку.
А вот еще одна
В квартире – коробки, лоскутки, веревки. А на улице самой любимой игрушкой становятся палки. Впрочем это сначала – на улице, а потом они собираются у двери в прихожей и постепенно, одна за другой, проникают и в детскую. Как же играть с палками?
1. Палка – это идеальный предмет-замена. Она может быть мечом, веслом, удочкой, ложкой, посохом. А так же основой для изготовления флага, лука, волшебной палочки, топора… Как в стихотворении Андрея Усачева:
Я нашел сегодня палку,
Не простую палку,
А сражалку, и скакалку,
И гусей гонялку…
2. Ровная прочная палка – хороший гимнастический снаряд и турник для малыша в руках родителя. А еще по палке можно ходить и прыгать через нее.
3. Мотальщики – игра, которую мы часто используем на праздниках или просто так. В классическом варианте – в центре веревки закреплен приз, двое участников получают концы веревки и каждый наматывает свой конец на палку, кто быстрее.
4. Если у вас есть сын, он наверняка мечтает о молотке. А как только вы подарите молоток, ребенку захочется получить и другие инструменты. На палках удобно учится работать ножовкой – чем ребенок младше, тем тоньше палка, и всегда есть возможность допилить до конца.
5. На даче вам пригодится ровная палка, чтобы сделать солнечные часы. Или флагшток. Или закрепить флюгер. А уж если палок много – непременно нужно выстроить шалаш.
6. Вырезанные картонные силуэты закрепите на палочках и устройте кукольный театр или театр теней. Палочка с расходящимися ветками и сама похожа на куклу, нужно только насадить голову (пенопластовый шарик или отмытую картошку) и принарядить человечка.
7. Попробуйте взять небольшой прутик, поставить его на палец или в середину ладони и балансировать с ним, чтобы прутик не упал.
8. Если у вас есть палка и старый носок – можно смастерить
9. Примерно 5 лет назад я показала сыну, как собрать из палок игрушечный костер и играть в поход. И он до сих пор регулярно так играет, уже самостоятельно, увлекая других детей и внося все новые игровые сюжеты.
10. Воткните несколько заостренных палок в землю, натяните между ними веревку и получится лабиринт. По нему можно ходить и устраивать игры-догонялки. И его просто расширить, изменить или перенести в другое место.
В руках ребенка любой предмет превращается в игрушку. Вот какая участь может постигнуть канаты, бечевки, шнурки, тесемки, обрезки бельевой веревки, оставленные без присмотра.
1. Малыши, как и котята, любят играть с веревочкой, на конце которой привязано что-то интересное (маленькая игрушка, яркий лоскуток, мячик, погремушка). Медленно потяните за веревку, и пусть кроха попытается схватить движущуюся игрушку. С детьми постарше меняйтесь ролями, придумывайте более сложные правила, проговорки, в которых ловить предмет нужно после произнесения определенного слова. Подвесьте веревку вертикально и тогда ребенок сможет играть самостоятельно.
2. Привяжите веревку к палке, и получится удочка. Конечно, можно к концу “лески” прикрепить крючок и сделать картонных рыб с петельками, позволяющими их ловить. Но многих детей увлечет и воображаемая рыбалка.
3. Можно возить на веревке машинку или таскать на поводке мягкую игрушку. На детском празднике устройте автогонки – каждому ребенку дайте картонную трубку или палочку, с прикрепленной веревкой с машинкой на другом конце. Пусть дети наматывают веревку на палочку, соревнуясь, чья машина придет первой.
4. Веревка может ограничить кусочек пространства для детского домика (особенно если на нее навесить покрывало). У нас дома уже несколько лет регулярно появляются веревочные шлагбаумы и ворота, которые ребенок охотно открывает для всех, протестуя лишь против самообслуживания.
5. Удивительно, сколько радости приносит привязанный сзади веревочный хвостик!
6. Конечно, на веревках можно вязать узлы: обычные, морские и даже самим выдумывать узел и название к нему. А еще узелки на веревке – удобный счетный материал. Расскажите ребенку про узелковое письмо и присылайте друг другу “письма”, рассказывающие, сколько кошек вы встретили в парке или сколько сырников пожарить на ужин.
7. С помощью веревок можно сделать полосу препятствий. Растянутые на полу две веревки – река, которую нужно перепрыгнуть. Лежащий на полу канат – тропинка, по которой нужно идти, не ступая на землю. Натянутая на небольшой высоте бечевка – упавшее дерево, через которое нужно перелезть. Еще одна натянутая веревка – ветви деревьев, под которыми нужно проползти.
8. Разрешите малышу опутать длинной веревкой комнату. А потом предложите ему лазать через паутину, не задевая ее. И сами попробуйте это сделать.
9. Скрутите веревку кольцом, переверните табуретку вверх ножками и у вас получится кольцеброс.
10. Из кусочков веревки можно сделать игрушки. Веревка с узелком на конце – червячок или змейка. Четыре сложенных и связанных в центре веревочки – осьминожка. Бантик из тесемки – бабочка. Можно сделать и другие игрушки. Интересно выкладывать из веревки контуры разных предметов и угадывать, какую картинку выложил другой игрок.
Когда я начинала цикл, не могла и подумать, что элементарных игрушек найдется так много. Но все-таки коробка – самая главная и значительная из них. Крохотный ребенок уже знает как использовать коробку, знает, что можно что-то положить внутрь или залезть туда самому. Дети постарше с помощью нехитрых дополнений или просто воображения превращают коробки в ракеты и корабли, дома и сокровищницы. А взрослым вот несоколько идей для вдохновения:
1. Устройте в коробке кукольный домик. Не переживайте, если он не сможет сравниться с теми, что продаются в магазине. Процесс обустройства, подбор и создание самых мелких деталей, совместное с ребенком обдумывание что из чего сделать – очень полезное и необыкновенно увлекательное занятие.
2. В обувной коробке прорежьте два отверстия. Предложите ребенку засунуть в них руки и сделать что-то на ощупь. Задания могут быть разные – найти определенный предмет, собрать пирамидку, одеть куклу, распутать игру-шнуровку.
3. Мальчишки любят махать палками, воображая себя пиратами или рыцарями. Вот только поединок на палках небезопасен. Но можно сделать из коробки голову монстра, подвесить ее или надеть на шест и сражаться с чудовищем в полную силу.
4. Из коробки легко сделать костюм робота или рыцарские доспехи. А некоторым детям просто нравится прятаться под коробкой и скрытно перемещаться. Только лучше проделать прорези для глаз, чтобы коробка с ножками не сбивала всех на своем пути.
5. Смастерите мини-гольф. Вам понадобится коробка с крышкой и мячик. В днище коробки прорежьте отверстие, диаметром вдвое превышающее диаметр мяча. Приставьте (а лучше приклейте скотчем) крышку к ребру перевернутой коробки, чтобы получилась горка. Пусть для начала малыш просто прокатит мячик по горке. Потом – научится запускать мяч, чтобы он катился сам и попадал в отверстие.
6. Используйте коробку как поверхность для рисования. Наконец-то можно будет изобразить, того, кто спрятался за углом дома и того, кто взлетел над облаками. Такое необычное и непривычное пространство наверняка вдохновит юного художника.
7. Коробка – это картон. А картон – один из лучших материалов для конструирования. Посмотрите какой
8. Поставьте коробку на пол и попробуйте закидывать в нее мячики. Поднимите коробку повыше и задача по метанию мячиков усложнится. Положите коробку опять на пол, но на бок и забивайте в такие ворота мячики ногами. Бросайте мячики и пусть ребенок ловит их коробкой.
9. Сделайте почтовый ящик и повесьте в детской. В этом ящике могут появляться письма от родителей и выдуманных существ. А иногда – и маленькие посылки с сюрпрпизами.
10. И в заключение простая, но необыкновенно богатая идея –
Ирина
у нас любимые игрушки(за которые родину продашь) - это бутылки из под воды,фантики от шоколадок и конфет,мамины завязочки на штанах или на платье и папины носки :)))))
остальные,купленные в магазине,так и валяются,редко удостоинные внимания
а за статью спасибо!!!!!читаешь,как будто по моей доче написано....
27.09.2011
Ответить