А почему бы нам не посчитать на пальцах?
Хотела бы я знать, откуда, из какого источника идёт идея о том, что счёт на пальцах - это вредно?
В школе у нас нынче обучают счёту при помощи линейки, то есть по числовому ряду, что не кажется мне особенно удачным и логичным решением. Детям объясняют, что 6 + 2 это кузнечик по линеечке скачет вправо, от цифры 6 на 2 шага, вот, смотри, на какой цифре мы остановились. А 6 - 2 - кузнечик скачет влево.
Однако по моим наблюдениям, этот способ наглядности не добавляет совершенно, и крайне неудобен для детей, которые путают право и лево.
Если бы мы взяли счётные палочки, 6 было красных и 2 синих добавили, сосчитай, сколько всего, (или любой другой счётный материал), было бы намного нагляднее и понятнее, чем эта самая линейка.
А можно ту же задачу и на пальцах решать, в этом тоже нет ничего плохого. Покажи мне 6 пальцев (Кстати, а можно ли показать 6 пальцев иначе, не как 5 +1? Можно? А как? Сколько способов ты можешь придумать?). А теперь 6 твоих пальцев и 2 моих - сколько всего вышло?
Важно не выучить наизусть, а понять, что я сама могу (пусть при помощи пальцев, не принципиально) получить правильный ответ.
Покажи столько же пальцев, сколько у меня.
-А сколько пальцев у нас с тобой вдвоём?
Вы втроём показывали одинаковое число, и вышло 23 пальца?
Посчитайте ещё раз, пожалуйста!
А можно ли другим способом показать вдвоём 16 пальцев?
А как показать 16 пальцев втроём?
А с пятилетками мы активно используем на занятиях не только счёт на пальцах, но и всякий мелкий счётный материал, например, яркие наклейки-ценники.
Сколько написано в серёдке, столько лепестков - жёлтых или оранжевых - надо приклеить.
А сколько на кубике выпало, столько листиков надо добавить на стебелёк
А теперь посчитаем на кубиках.
У нас есть отдельные кубики по 1 см, есть палочки 1 *10 - это десятки, а есть большие квадраты, 10 * 10, дети проверяют и пересчитывают, и убеждаются, что это сотни.
Я дам тебе палочку и 3 кубика, нарисуй это по клеточкам, и подпиши, сколько это всего.
А теперь 3 палочки и 2 кубика-единички нарисуй и подпиши.
И пусть некоторые пересчитывают кубики внутри каждой палочки, иначе они не уверены в результате.
А другие и с сотнями запросто оперируют.
Но мне не так важно, кто лучше считает, а кто хуже - мне надо дать им пощупать, десяток - это сколько?
А сотня - это как выглядит?
Ещё в наборе есть кубик 100 *100*100.
Одна девочка шести лет у меня его недавно разглядывала, посчитала все грани: сверху сто, снизу 100, слева 100, справа 100, спереди и сзади по 100…
-Ага, - говорит, - я знаю, этот кубик - 600!
А теперь берём резиночки и связываем спички в вязаночки по десять.
Отсчитать ровно 10 спичек и перехватить их двойным оборотом резинки - для некоторых чрезвычайно сложная задача.
И форма задачи изменилась, так что некоторые снова пересчитывают все спички внутри вязанок, чтобы отсчитать ровно 23 спички…
А это коллега рассказала прекрасное.
Один из пятилеток на занятии спросил, что значит «два в квадрате»,
Она объяснила, а к концу урока он написал на доске пример - и написал 2 в квадрате, как он это понял.