Мои помощники по развитию
Детские книгиНебольшое вступление
Почти год назад у меня уже был пост об альбомах по развитию креативности. Тогда Алисе было два с хвостом, и бОльшая часть пособий была ей явно велика, но я тогда осознанно многое купила на вырост. А потому что я не знала, когда будет это самое время для начала, а как показывает практика, найти хорошую вещь мало, надо еще ее и вовремя купить, пока не переросли или не распродали тираж, или пока я просто не забыла о ее существовании, потому что в отложенных товарах у меня уже половина магазина.
Ответственно заявляю: все пособия Таро Гоми и всевозможные калякалки и малякалки из этой подборки стали пользоваться спросом ближе к трем годам. Раньше 2,5 были поняты и приняты только тетради Кумон с пометкой "с двух лет", кое-что из Арт-Лаба и Ворох Скороговорок. Именно поэтому я взялась написать следующий пост: вошли в возраст.
Второе отступление
Помню, как-то звучал вопрос, как обеспечить ребенку регулярную смену деятельности по методике Шичиды после трех лет?
Отвечаю: если личные запасы креатива истощены, то на помощь мне обычно приходят всевозможные пособия. Я стараюсь находить такие, чтобы задания в них были разные: обвести, приклеить, раскрасить, дорисовать, придумать, что-то узнать, вырезать, согнуть, найти, подобрать пару, выбрать и т.д.
Часто мы используем такие пособия просто так: Алиса садится за стол - и поехали проходить страницу за страницей. Но если дело касается занятия, то я без зазрения совести разрезаю все эти тетради на листочки и компоную страницы в задания на день. Таким образом, у меня получается комплект на день с абсолютно разными заданиями из разных областей, с разной стилистикой иллюстраций. Очень удобно, и не надоедает. Да и не надо придерживаться методики, чтобы обеспечить ребенку разнообразное занятие, охватывающее сразу много областей.
А теперь обзор
Наклейки. Знаю, сейчас выпускают очень много разных альбомов с наклейками. Никакой креативности они не развивают фактически, зато моторику, координацию и глазомер отрабатывают просто отлично. У нас расходуются как носки.
Не буду утомлять занудством и постараюсь быть полаконичнее.
1. Чудо-наклейки. Морис Пледжер. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Отличные развивающие пособия! Наверное, лучшее, что есть подобного рода для контактного вовлеченного изучения живой природы сидя дома)
Это толстый альбом с наклейками. На каждой странице есть справка о животных и задание с наклейками: найти пару или разместить в свою среду обитания.
Вообще, отмечено, что наклейки в альбомах многоразовые. На самом же деле они не слишком хорошо приклеиваются к листу - не намертво, но малышковские ладошки быстро делают их непригодными для использования второй раз - на липкий слой попадает пыль и волоски.
2. Серия тетрадей Кумон "Первые шаги". Возраст от 2 лет. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Что мне нравится в этих альбомах, что они сделаны действительно для малышей. И возраст там указан реальный, а не как обычно любят писать на подобных тетрадях "6+" или "Старший дошкольный возраст". Все занятия построены по принципу от простого к сложному. Без всяких шуток - тетради отличнейшие, реально развивают навыки и действительно увлекают малыша, не знаю, чем они там пропитывают страницы, но ребенка не оторвать!))
Для себя я составила рейтинг этих тетрадей по тому, насколько они заинтересовали ребенка, и насколько они понравились мне:
1. Давай вырезать (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
2. Давай клеить (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
3. Давай сложим картинки (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
4. Давай рисовать (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
С вырезанием у нас вообще хит хитов! Теперь я по вечерам рисую подобные картинки, чтобы Алиса могла их разрезать на следующий день. В приклеиванием тоже все хорошо. Складывание картинок без меня пока дается еще тяжело, а вот рисование лично мне не понравилось по той простой причине, что я считаю, что эту тему Таро Гоми в своих альбомах развернул намного лучше и увлекательнее. Посмотреть альбымы Таро Гоми можно вот здесь в пунктах 6 и 7.
Кстати, тетради небольшого формата, меньше А4, их удобно брать в дорогу, отрезать лист канцелярским ножом и выдавать ребенку.
3. Еще одна серия того же Кумона: (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Все очень похоже, но только формат альбомов больше - А4. В этой серии упор идет на постановку руки: провести линию, пройти лабиринт. Недавно появился еще один альбом с вырезанием, он очень похож на тот, что я описывала в предыдущей серии, но рисунки другие, что очень нас обрадовало.
Лабиринты и линии в тетрадях с пометкой "2*3*4" я начала давать около двух лет. Сначала Алиса просто водила по ним пальчиком, училась координировать движения, потом уже, спустя несколько месяцев, взяла в руки карандаш. Кстати, многие сканируют эти пособия, чтобы иметь возможность выдать ребенку задание несколько раз, все-таки тетради не дешевые. А некоторые даже ламинируют страницы и выдают водные маркеры, чтобы проходить одно и то же задание несколько раз и иметь возможность исправлять ошибки.
В этой серии любимчиков выделить сложно, они все хороши, и если не брать альбом про вырезание, то все примерно об одном и том же. Наш первый альбом был "Простые лабиринты" с коалой. Наверное, для самых маленьких подойдет лучше всего.
Простые лабиринты (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
Простые линии (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
Ну и уровень чуть посложнее, на три года и далее.
Увлекательные лабиринты (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
Учимся вырезать (в Озоне, в Лабиринте, в Риде):
Вообще, вся серия Кумон начинается от двух лет, и заканчивается школьным возрастом. По тетрадям можно учить математику, определять время, писать, читать, совершенствовать навыки. Вообще, как можно догадаться, Кумон пришел к нам из Японии со своей дикой графикой точностью и продуманным подходом в образовании детей с помощью игры, а не скучных заданий. Вот этому у них нужно учиться. Я точно за перенятие такого опыта.
4. Зимние каникулы. Творческие игры с наклейками. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Отчего-то у Альбома средненький рейтинг в книжных магазинах, а мне альбом показался просто наикрутейшим. Да, Санта вместо Мороза. А ну и что. Зато очень празднично и приятно глазу.
Это толстый альбом, в нем очень много наклеек, в том числе и бонусом, которые приклеивай куда хочешь. Плюс помимо наклеек почти на каждой странице есть небольшое задание. В следующем году, если найду - куплю еще раз. Нам однозначно альбом очень понравился.
Кстати, я покупала его в Лабиринте за 350 рублей, неделей позже видела его в Азбуке вкуса за 1100. Вот так вот, оценили.
5. "Кукольный домик", Супернаклейки. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Абсолютно девчачье баловство: страницы с пустующими комнатами красивого особняка, которые надо заполнить мебелью и предметами интерьера.
Я покупала такой альбом в Лондоне, а теперь и у нас вышел.
А вот так выглядит утварь, которую надо вклеить:
6. Королевский дворец (в Озоне, в Лабиринте)
С Кукольным домиком они оказались очень похожи. Только дворец еще помпезнее и богаче убран.
Персидские ковры в холлах, золоченые багеты, лепные потолки, орнаменты ручной работы, мебель с инкрустацией. Красиво. И можно не только посмотреть дворец изнутри, но и поучаствовать в расстановке мебели в нем.
Ну и сами наклейки:
7. Серия "Супернаклейки" (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Когда Алиса говорит: "Пап, пойдем клеить голеньких девочек", это про них. Да, из альбома в альбом все те же позы, все те же векторные лица. Но зато надо не просто приклеить где-то там, а приклеить ровно, чтобы рукава совпали с руками, шея с вырезом. По началу у Алисы на эту тему было много расстройств, приходилось аккуратно отдирать, помогать переклеить, теперь она лепит наотмашь сама почти с закрытыми глазами. Координация движений и правда продвинулась сильно вперед.
В серии есть альбомы и для девочек, и для мальчиков. Алиса любит и те и те, с одинаковым удовольствием клеит рыцарей и фигуристок. Кстати, несмотря на пластиковый лоск героев этих альбомов, по некоторым удалось объяснить много интересных вещей. Рассказать про саперов, космонавтов, спасателей, землятресения, исследователей арктики, костюмы разных народов.
Покажу, как выглядят страницы из разных альбомов (уже отработанные):
Балерины:
Герои наших дней:
Одежда со всего света:
8. "Мой первый атлас мира с наклейками", издательство Робинс (в Озоне, в Риде)
Очень симпатичный и познавательный атлас на плотных глянцевых листах и с наклейками.
На черно-белые рисунки предлагается найти и наклеить цветные наклейки. То есть помимо моторики, образовательной функции, здесь еще и поиск пары.
9. Динозавры. Серебряные наклейки. (в Лабиринте, в Риде)
На волне увлечения динозаврами очень радостно был воспринят этот альбом. Иллюстрации просто отменные, все проработано до деталей, на разворотах целые картины:
На эти картины и предлагается вклеить недостающих динозавров.
Жаль, только разворотов не слишком много, и динозавров маловато. Ведь увлеченным детям нужно очень много динозавров). Зато потом очень увлеченные дети могут пересматривать альбом.
А вот и все наклейки, уместились на одном прозрачном развороте.
10. Первая раскраска для девочек. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Моя была привезена из Лондона, когда у нас ее еще не было. Теперь появилась.
Очень симпатичная. Ну сами посмотрите.
11. Первая раскраска для мальчиков. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Для моей девочки тоже подошла очень даже)
12. Рисуем. Раскрашиваем. Играем. Детский праздник. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Очень толстый альбом.
Очень векторный. И очень однообразный.
Не очень понимаю, зачем пытаться выжать из одной узкой темы все. Намного интереснее было бы сделать большое разнообразие тем. Поэтому такие альбомы я без зазрения совести разрезаю на страницы, чтобы потом подмешивать их в ежедневные задания, так намного интереснее.
Подводя тему раскрасок, хочу сказать, что чрезмерно увлекаться ими не надо. Раскраски нужны только для того, чтобы поставить ребенку руку, научиться не выходить за границы рисунка, улучшить координацию. Никакой фантазии раскраски фактически не развивают, хотя и дают возможность ощутить себя художником, когда вроде бы ребенок руку приложил со своей несовершенной координацией, а получается все равно красиво. Чуть лучше обстоят дела в раскрасках с заданиями, где ребенку предлагается придумать свой узор, а не просто заштриховать, но в три года узоры пока еще не придумываются.
13. Серия "Удивительный мир наклеек. Альбом с наклейками" (в Озоне)
Нууу... Ничего особенного. Небольшие проходные альбомы с заданиями. В основном на тему "докрась недокрашенное" и "приклей недостающее".
Покупала, конечно, из-за динозавров. Остальное взяла в догонку. Горячо рекомендовать не могу. Алиса их все раскидала за полчаса и больше не вспоминала.
14. Разноцветная природа. Пито Жерве. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
А вот это очень круто!
Большой креативный альбом, где на каждой странице сюрприз!
15. Разноцветная ферма. Пито Жерве. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)
Второй альбом из серии, не менее интересный, собранный по тому же принципу!
И опять на каждой странице сюрприз с окошками.
16. Ну и напоследок серия карточных игр Djeco. (в Озоне, в Риде)
Это комплекты на недостающие в предыдущем списке навыки: внимательность, поиск, сравнение и анализ. На коробках указан возраст 6+, но мы, конечно, стараемся приспособить их под свои задачи уже сейчас. Конечно, часто это еще довольно сложно сделать.
Каждый комплект состоит из 30 карточек и карандаша.
Эта игра на поиск одинаковых рисунков (в Озоне, в Риде):
Эта игра на поиск пары. Самая простая из трех. И самая "девочковая". (в Озоне, в Риде)
Ну а эта на поиск отличий. (в Озоне, в Риде)
Искать сложно, но вместе с ребенком вполне реально и в 3-4 года. Рисунки, как и везде, очень специфичные, я бы сказала, техногенные. Мальчикам понравятся больше.
В заключении хочется сказать, что, к сожалению, найти что-то достойное и сбалансированное для развития детей очень трудно, несмотря на то, что пособий выпускается все больше. А где те самые идеальные - непонятно. Пока что лучшее, что я для себя нашла - Кумоны, но и они не охватывают все, и местами тоже неидеальны, особенно по графике. Так что приходится сочетать разные пособия, дорисовывать что-то от себя, додумывать, но до сих пор нельзя купить раз в месяц одно пособие с пометкой по возрасту и заниматься по нему весь месяц, проходя задание за заданием, не тратя большое количество времени на самодельные подборки.