Введение в фантастику
Серьезные люди редко относятся серьезно к фантастике. Признаваться в любви к этому жанру - сродни тому, как во всеуслышание заявлять: а я люблю читать дамские романы в мягких обложках! - стыд и позор. Однако несомненным плюсом фантастики является то, что нечитающего школьника или подростка вы увлечете скорее книгой фантастической, чем рассказами о природе. Тут ведь главное заинтересовать, а дальше уже пойдет само. Начнет с Хоббита, перейдет на Сашара, а там и до Булгакова один шаг.
Но любое дело нужно начинать с начала, и если вы решили, что фантастическим произведениям в вашем доме быть,давайте немного углубимся в предмет и узнаем о знаковых и просто интересных книгах.
P.S. В комментариях к постубыло названо очень много книг, некоторые из которых я не читала, а о нескольких даже и не слышала. Я долго думала, каким образом лучше дополнить данный текст, и решила, что соотнесу авторов по условно-выделенным ниже категориям, все тексты проверены мной в Лабаратории Фантастики и имеют рейтинг не ниже 8, я старалась выбирать наиболее значимое произведение автора. А в этом предскриптуме говорю огромное спасибо Юлия бабуля Irina67 Светлана Людмила Багимова Anna Надежда antero Fly Татьяна Аленка Папа Yayoi Лель Елена Александра .
Если вы прилежный ученик и хотите знать, с чего же все началось, то обязательно прочитатайте первые произведения в своем роде:
"Война миров" Герберта Уэллса, с нее пошла тема внеземного нашествия. Первой антиутопией считается "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери. "Основание" Айзека Азимова одна из первых моделей далекого будущего. "Дюна" Фрэнка Герберта - культовое произведение, знакомое многим людям моего возраста. "Зов Ктулху" Говарда Лавкрафта предтеча всех ужастиков, учитель Кинга, Хилла, Баркера. Этот перечень неполон без Роберта Хайнлайна ("Дверь в лето", "Пасынки вселенной"), К.Саймака ("Заповедник гоблинов"), М.Муркока ("Рыцарь мечей") и Р.Шекли (очень хвалят цикл о Грегори и Арнольде, можно начать с "Призрак V").
Русскими отцами-основателями твердой фантастики принято считать Кира Булычева (цикл про Алису), Александра Беляева ("Голова профессора Доуля"), Андрея Саломатова ("Синдром Кандинского").Братья Стругацкие, последние в списке, но не по значимости: их произведения "Обитаемый остров" и "Трудно быть Богом" сравнимы по значимости для отечественной фантастики с "Евгением Онегиным" Пушкина для русской словесности.
Это все костяк фантастики. Хорошие, качественные произведения, где-то чуточку наивные, а где-то ужасающе пророческие. Если вам по душе многотомные эпические произведения,вы не хотите заглядывать в будущее, а хотите просто уйти в другой мир, то тут тоже есть где развернуться. Начните с "Хроник Нарнии" К.С.Льюиса, хотя я люблю только первую книгу. Обязательно читайте Дж.Р.Толкина "Властелин колец" и "Хоббита" заодно, и тогда никакой подражатель не обманет вас пародией на прекрасных эльфов - вы уже будете знать, из какого Леголаса у него ноги растут.
Дж.Р.Р.Мартина не берите пока, он еще не дописал прекрасную и ужасную "Песнь Льда и Огня", но если вы не чужды мазохизма, скажите "Прощай" своим домашним и падайте в "Игру престолов". Когда вы будете маяться вместе со мной в ожидании продолжения, скрасьте свое ожидание "Хрониками Амбера" Роджера Желязны или почитайте "Левую руку тьмы" Урсулы Ле Гуин или её же "Хроники Земноморья". Если показалось мало, то прочитайте "Игру Эндера" Орсона С.Карда - это произведение захватывает с первых страниц и не отпускает до конца. Хвалят "Мир пауков" Колина Уилсона, очень высокий рейтинг, особенно у первых двух книг. Яркий, развернутый мир создает в своей "Сарантийской мозаике" Гай Гевриэл Кей. Обязательно попробуйте прочитать хотя бы первую книгу из 47-томной (!) серии "Люди Льда" норвежской писательницы Маргрит Сандему. "Темная башня" Стивена Кинга хоть и имеет неоднозначные отзывы: мол, там недотянул, там недоработал, там вообще скопипастил, подарит вам несколько приятных часов. У "Птицы малой" Мэри Д.Рассел отзывов немного, но все хорошие.
Некоторые считают, что ты не читал фантастики без "Стальной крысы" Гарри Гаррисона. Мне не понравилось, но я отдаю дань уважения этой книге.
Отдельно в моем списке стоит космоопера "Барраяр" Л.М.Буджолд. Эта разноплановая многотомная сага лично мне дает ответы на все мои вопросы в трудные моменты моей жизни. Рекомендую начать с "Ученика воина", он очень премированный и нравится почти всем.
Любите про одинокого прекрасного страдальца-скитальца, в которого все влюблены, а он все 15 книг томится по одной несчастной, бесящей всех фанатов? - вам понравится "Сага о Видящих" Робин Хобб, которая начинается с книги "Ученик Убийцы".
- если то же самое, но про девочек и еще с колдовством - смотрим в сторону Линн Флевелинг "Близнец тряпичной куклы".
- душа жаждет морских странствий? тогда берем "Сагу о живых кораблях" все той же Робин Хобб. Если пойдет, не проходите мимо Натальи Осояну - читайте "Невесту ветра".
Хорошо пошли морские приключения? Тогда вам нужно читать "Красное море под красным небом" Скотта Линча, но перед этим прочитайте первую часть "Благородных Подонков" "Обманы Локки Ламоры".
Хороший образец геройского фэнтази вы найдете в произведениях Терри Гудкайнда "Правила волшебника". Весьма знаменит цикл Коула и Банча "СТЭН". Начните с третьей книги "При дворе вечного императора", говорят, что именно в ней они достигли идеального баланса.
Русское героическое фэнтази представлено двумя наиболее значимыми именами Ника Перумова и Алексея Пехова. И если талант Перумова, особенно в ранних произведениях, уже не подлежит обсуждению (можно попробовать начать с "Гибель богов" или "Кольца великой тьмы". Очень знаменит цикл "Странствия мага"), то Пехов далеко не так однозначен. Кто-то, прочитав его "Хроники Сиалы", припечатет "Ширпотреб". Но Пехов как фигура в отечественной литературе есть, его много и охотно печатают, поэтому всегда следует составить собственное мнение, прочитав, к примеру, небольшую повесть "Темнолесье" из сборника"Страж". Сюда же, но с ними, следует отнести Марию Семенову: яркий, образный язык, живые, самобытные, прекрасно прописанные характеры и в основе - история нашего народа. Читайте "Волкодав", я еще рекомендую "Валькирию"
"Сумерки"? Кто сказал "Сумерки"? Вон из класса и не приходите, пока не прочитаете "Интервью с вампиром" Энн Райс.
Если вам надо отдохнуть душой и посмеяться, то вам стоит смотреть в сторону юмористического фэнтази. Если нужен умный юмор, тогда обязательно пробуем читать "Плоский мир" Терри Пратчетта, мне нравится цикл про "Вещих сестричек", но многие хвалят про Стражу и про Смерть. В пару к Пратчетту подойдет Джаспер Ффорде с его "Дело Джен, или Эйра немилосердия". Очеень хорош цикл Генри Каттнера про Хогбенов. Первая книга "Профессор накрылся".
Из русскоязычного юмористического фэнтази посоветую "Порри Гаттера" Жвалевского-Мытько, это просто какая-то нереальная пародия на Гарри Поттера, очень рекомендую всем, кто любит игру слов и явные намеки на другие произведения. И "Школа в Кармартене" Анны Коростелевой - просто маст рид любого филолога-иностранца. Не филологам трудновато будет продраться сквозь все отсылки - нормальные люди по доброй воле таких произведений не читают))
Если все умные люди и книги у вас уже поперек горла, тогда смотрите в сторону Анджея Сапковского. С матерком и похабщиной, но смешно до колик, особенно первые две книги "Последнее желание. Меч Предназначения". У нас зародил, так сказать, жанр Андрей Белянин с его ландграфом. Более двух книг читать не советую, для ознакомления возьмите "Меч без имени". Орловского с его сотней Ричардов-графов-крестьянинов не берите, не спрашивайте почему, просто поверьте на слово. Очень смешно и остроумно пишет Ольга Громыко. Её цикл про ведьму наплодил сотню подражаний на самиздате с рыжеволосыми наглыми МериСью и тушками всех форм и размеров. У Громыко мне нравятся еще "Верные враги" и "Цветок камалейника". Они не такие смешные, но очень нежные, добрые и лиричные.
Из последователей Громыко мне нравится только Кира Измайлова "Случай из практики". Тоже стервозная ведьма и вьюноша пылкий со взором горящим, но написано с чувством меры, умом и юмором. Рекомендую очень.
Мы тут плавно подошли к теме любви фэнтазийной, и в этом ключе несерьезно, но весьма приятно пишут: Джоан Харрис "Шоколад", Сара Эдисон Аллен "Садовые чары", Элис Хоффман "Практическая магия" и Одри Ниффенеггер "Жена путешественника во времени". Рекомендуют ниже "Синюю птицу" Елены Самойловой, "Где бы ты ни был" Дж. Ганна и "Девушку-одуванчик" Р.Янга. Читать строго дозированно и только под пледом.
Если окинуть взглядом просторы родины, пропуская почти весь Самиздат, то нужно обязательно остановиться на "Дозорах" Лукьяненко. Очень известны Генри Лайон Олди - их "Пасынки восьмой заповеди" навсегда врезались мне в душу своим языком и необычностью сюжета. Уникален их "Герой должен быть один" - удивительное путешествие вглубь греческих легенд о Геракле. Очень качественно пишет Елена Хаецкая. Мне нравится "Озеро туманов". Нельзя обойти Марину и Сергея Дяченок. От всей души рекомендую "Ритуал", но знаковым считается "Vita Nostra".
Отдельно стоит такое ответление фантастики как магический реализм и тут надо ступать осторожно. Посложнее будут Борхес "Игра в классики", Краули "Маленький, большой", попсовее Карлос Руис Сафон "Тень ветра" и "Дом духов" Исабель Альенде.
У нас остались неохваченными только городское фэнтази, и его яркими представителями являются Чарльз де Линт ("Лезвие сна"), Нил Гейман "Задверье", Лорен Бьюкес "Зоосити", Чайна Мьевилль "Вокзал потерянных снов" и Вадим Панов "Тайный город" - первые 5-7 книг цикла, а дальше с осторожностью.
В заключение не могу не сказать о таком ответлении, как янг эдалт фэнтази, это то, что можно предложить 9-15 летним детям. Просто перечислю самое-самое, потому что вы же знаете, если я начну кратко, это получится еще на полчаса. Детское фэнтази- это отдельная тема.
Диана Уинн Джонс. Самый известный, конечно же ,"Ходячий замок". Но начинать я бы рекомендовала, например, с "Сына менестреля", "Силы трех" - детям, девушкам постарше "Рыцарь на золотом коне", а вообще у нее надо читать все.
Ева Ибботсон "Секрет платформы №13" - знакомая платформа, верно?)
Андре Нортон, обязательно. Серия "Колдовской мир".
Джилл Мерфи "Самая плохая ведьма" - молоденькая колдунья в волшебной школе и написано раньше ГП.
Корнелия Функе "Чернильная трилогия" более популярна, но мне больше нравится "Король воров".
Джонатан Страуд "Трилогия Бартимеуса"
Робин Мак-Кинли "Красавица" - прекраснейшая обработка известного сюжета
Элизабет Бойе "Ученик ведьмы"
Крессида Коуэлл "Как приручить дракона"
Кеннет Оппель, два цикла, первый начинается с "Небесного странника", второй с "Серебрянного крыла". Где-то читала рекомендации для изучающих английских послушать аудиокниги в исполнении Бенедикта Камбербэтча.
Филипп Пулман "Северное сияние"
Эмили Родда "Все о волшебной стране Тилоаре", книгу не найти в продаже уже, и в электронном варианте не все части. Я дослушивала последние книги в аудиоварианте, так мне хотелось узнать, чем все закончиться)
Кристофер Паолини "Эрагон"
Клайв Баркер "Абарат"
Джон Стивенс "Изумрудный атлас".
Ахда, и Гарри Поттер, конечно же. Попробуйте послушать в исполнении Стивена Фрая.
Конечно же, я описала не всё. Надо бы добавить и "Стальную крысу" Гаррисона, и "Деревянный меч" Раткевич, и Аберкромби, и Ротфусса, и конечно же "Отступника" Роберта Сальваторе. Не забыть про "Всадников Перна" Маккефри и "Гиперион" Симмонса. А "Горменгаст"? Сейчас читаю "Водопады Возмездия" Криса Вудинга - весьма на уровне. Сознательно не добавляла Стефани Майер, Макса Фрая и "Часодеев" Натальи Щербы, т.к. не считаю это качественным чтением, но это только моё мнение.
Надеюсь, вы нашли кое-что полезное для себя.
Сознательно не добавляла обложки, т.к. читаю все в электронном виде, а достойных изданий вышеперечисленных произведений практически нет. Жирным не выделяла, т.к. глюк какой-то, не могу выделить отдельное слово, может, позже поправится.
Ну и последнее. Все хорошие книги, будь то детские или взрослые, фантастические или реальные, учат одному и тому же. Не делайте зла. Разберитесь в себе и цените себя. Работайте над своим характером и цените своих близких. Знайте, что удача любит смелых, а успех храбрых. Несите ответственность за тех, кого приручили. И помните, что в жизни всегда есть место чуду, а добро побеждает зло.
На сим наконец-то закругляюсь,
ваша Гаянэ