Русские сказки. Курочка Ряба
СказкиКурочкой Рябой я открываю серию публикаций на тему сакрального смысла русских сказок.
Сразу скажу для мня это была сложная сказка, не хотела начинать с нее. Но уж если обещала...
И хотела бы сразу принести извинения тем, кому обещала написать обзор и так задержалась в пути (уже больше двух месяцев я пишу эту статью, Курочка Ряба мне уже снится)))
А поскольку пишу уже 2 месяца, то моя статья (не побоюсь этого слова) стала приобретать вид научной диссертации. То мне кажется мало доказательной базы, то мало логики, да кто это всё будет читать. Намучилась. И в один прекрасный момент все переписала живым великорусским языком) Так что перед вами попсовая версия научной диссертации)
Сказками увлекаюсь больше 3 лет, за это время накопился багаж знаний, который хотелось бы упорядочить и поделится с вами.
Почему сказка в несколько предложений так сложна, спросите вы.
Во-первых, вариантов сказки великое множество. Вычленить из этих вариантов ключевую идею, заложенную в нее при рождении сказки-это первая сложность.
Во-вторых, простейшая сказочка с примитивным сюжетом содержит в себе такое громадьё университетских знаний, что просто дух захватывает.
Ну что же засучим рукава...
То, что мы знаем с детства это сказка в обработке К.Д. Ушинского (повторяет Украинские и Белорусские сюжеты)
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил - не разбил; старуха била-била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое - простое».
Вот еще варианты сказки и это далеко не всё
И конечно два варианта, записанные Афанасьевым, которые имеют простое название "Курочка" (1, стр 70-80)-см. список литературы
У Афанасьева встречаются такие слова: просвирня, дьячок, поп и т.д., которые говорят о более поздних наслоениях в текст сказки времен принятия христианства на Руси. Создатели сказки умышленно хотят обратить наше внимание на этот момент в нашей истории. Как известно, с введением христианства прежнее верование уничтожалось, а знание нужно было закодировать, чтобы передать потомкам. И сказка как раз стала той формой передачи информации. (4, стр 4).
Другими словами сказки-это зашифрованные древние жреческие знания.
Итак давайте разбирать по полочкам!
Все варианты сказки имеют главных действующих лиц:
1-Дед и Баба (они яйцо или бьют или нет)
2-Курочка (в зависимости от варианта: Ряба, рябушка, пестра или татарушка)
3-Яйцо (где-то золотое, где-то обычное или пестро, востро, костяно, мудрено!)
4-Мышка (чаще мышка разбивает яйцо, либо баба пол мела- разбила)
Как определиться кто тут главный, что же было раньше яйцо или курица?)
Начнем AB OVO (буквально с латинского С ЯЙЦА) и в сказке это действительно центральная фигура повествования.
Не зря же в Библии говорится: в начале было слОVO (3, идея написания слова)
Мировое Яйцо-очень распространенный символ начала Мира.
Из Яйца возникла вся Вселенная, так утверждают древние.
Давайте рассмотрим, что известно о Сотворении Мира в различных мифологиях, в которых фигурирует яйцо, как первооснова всего сущего.
1) Пеласгический (отнесу его к древнегреческому) миф творения: (здесь я прошу у вас прощения, потому что не могу дать ссылку на литературу, т.к. взято из интернета, но думаю текст не сложно проверить)
Эвринома - богиня всего сущего (дочь Океана и Тефиды), восставшая в начале творения из Хаоса. Вначале она отделила небо от моря, а затем, танцуя над волнами, поймала и сжала в ладонях ветер - и перед ней появился великий змей Офион. Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он, обвив ее божественные чресла, оплодотворил богиню. Затем она превратилась в голубку и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось и не появилось из него все, что только есть на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.
2) Карело-финский эпос, всем известная Калевала (поэтический перевод Л. Бельского)-народные эпические песни, записанные Элиасом Лённротом и впервые опубликованные в 1835 году
"Ильматар-дочь воздушного пространства. Забеременела она одновременно от буйного ветра и синего моря. Роды у Ильматар не наступали до тех пор, пока она не превратилась в мать воды и не выставила над бескрайним первичным Океаном пышущее жаром колено. На него-то и опустилась космотворящая птица-утка. Из семи яиц, снесенных уткой (шесть золотых и одно железное), и родилась Вселенная, весь видимы и невидимый мир" (2, стр 25-26)
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать - земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились. (перевод Л.Бельского)
3) Индийская религия! (а не мифы)- Вишну-Пурана (я осилила только фильм, самое начало) очень сложная и запутанная иерархия богов, разбираться в ней нужно долго.
53. Оно постепенно разрастается как круги на воде;
это огромное яйцо первоэлементов, покоящееся на водах
и наделенное первичной материей (считается) явлением Вишну в образу Брахмы.
4) Мифы Славян - Песни птицы Гамаюн (их мы рассматриваем с оговоркой, что официальной наукой они не признаны)
1.10
- Ничего не скрою, что ведаю.
До рождения света белого
Тьмой кромешною был окутан мир.
Был во тьме лишь Род - прародитель наш.
1.11
Род - родник вселенной, да отец богов.
Был вначале Род заключен в яйце,
Был он семенем непророщенным,
Был он почкою нераскрывшейся.
1.12
Но конец пришел заточению,
Род родил Любовь - Ладу -матушку.
Род разбил темницу силою Любви,
И тогда Любовью мир наполнился.
И пусть последнее не признано официальной наукой, нам и так достаточно примеров представлений разных народов о сотворении мира (особенно ценны финские и индийские источники, как наименее подвергшиеся изменениям). И вы не удивляйтесь, что, расшифровывая смысл русской сказки, мы обращаемся к чужой мифологии. Это общепризнанная практика. Вы сами часто встречали схожие сказки у разных народов и всё это не с проста! Так Борис Баландинский писал: " Во второй половине ХХ века русские мифологи В.В. Иванов и В.Н. Топоров совершенно справедливо предположили, что славянская мифология является вариацией индоевропейской мифологии. А следовательно, утраченные фрагменты славянских мифов можно восстанавливать, используя мифологические представления других народов" (4, стр 4) Доктор философских наук Дёмин В.Н. большое внимание уделял санскриту (древнеиндийский язык), расшифровывая с его помощью значения имен и терминов в сказке. Вот его высказывание на этот счет: "Другого пути у нас нет: собственные древние письменные памятники мы давным-давно утратили. А санскрит-надежнейший источник не только для палеолингвистических изысканий, но и для научной реконструкции смысла древнейших понятий и мифологем" (2, стр 73-74) Итак Яйцо-это символ рождения Мира. Но не только. Яйцо это так же символ смерти или точнее окончания, завершения чего бы то ни было. Вспомните, смерть самого Кощея БЕЗсмертного заключена яйце! И именно поэтому сказка Курочка Ряба оглашается плачем Деда и Бабы, которые представляют в сказке жизнетворящий ИНЬ и ЯНЬ (но мне опять же думается, что плач это поздние наслоения на сказку, т.к. раньше смерть рассматривалась как естественное продолжение жизни) Вишну-Пурана гласит: "Тот, кто родился, должен умереть. То, что создано, должно быть уничтожено. Это цикл мироздания. Это закон природы". И в жизни мы сталкиваемся не только с рождением и смертью человека и животных, а так же с рождением и смертью природы причем каждый год. Весной природа возрождается, а зимой умирает. "К волховским искусствам, напрямую связанным с яйцом, относится изготовление писанок. Узоры на них некогда были столь же сакральны, как вышивки на понёве. Яйцо для изготовления волшебной писанки непременно должно быть живым, то есть тёплым, взятым от несушки. После росписи и вощения этот образ Мира и космоса подвешивался на нити в красном углу или ставился в чашу с зерном и бережно помещался на божницу-Алатырь". (3, стр 136) Возрождение природы отмечалось в день весеннего равноденствия (19-21 марта) праздничными гуляньями, сожжением Масленицы, дарили писанки суженным (в последствии всё это наложилось на христианскую традицию). И кроме того с этого дня начинался Новый год. В сказке за "смерть" отвечают МЫШКА и КУРОЧКА, точнее не за смерть, а за окончание периода. Какого? Давайте разбирать. Но скажу сразу, что ответы мы найдем за пределами Земли, в глубинах Космоса. И тут мне в помощь книга Баландинского Б.Б. (4). Он в своих изысканиях опирается на стихотворение-песню "Птицы и звери", записанную А.Ф. Гильфердингом в 1871г.,которая входит в его сборник Онежских былин (стр.330). В песне описаны подряд разные птицы и какие должности они занимают. Каждой птице и зверю Баландинский пытается определить их цифру. Помните в сказках про Птичий язык, вот Баландинский и пытается его дешифровать. Петух и Курица замыкают птичий список под номером 42 и 43 соответственно. Куры (а так, в соответствии с практикой древнерусского языка, называли не только куриц, но и петухов) скорее всего, связывали с загробным миром. Например, шумеры потусторонний, запредельный мир, куда уходило то, что оставалось от человека называли словом "Кур" (буквально Гора). По поверьям народов Восточной Африки души умерших переселяются в куриц. И не стоит забывать, что избушка Бабы Яги стояла на куриной ножке (4, стр. 191-193). Там еще множество примеров. А теперь про цифры 42 и 43. Вообще в сказках цифрам придается очень важное значение. Часто встречается тридевятое царство, тридесятое государство. Что это такое? Ершов в Коньке-горбунке дает подсказку. -"Что в промен берёшь добра?"-"Два-пять шапок серебра".-"То есть это будет десять". Соответсвено понятно, что 3*9 царство=27-е, а 3*10 государство=30-е ( это важные цифры, о них позже) Так вот 42 тоже достаточно важная цифра: - древнерусская азбука состояла из 42 буквы( Срезневский И.И. "Словарь древнерусского языка") - в Древнем Египте загробный суд состоял из 42 богов, что соответствовало числу основных грехов - древнеегипетская "Книга мертвых" писалась на 42 свитках, т.е. членилась на 42 части - индусы изображали Вселенную в виде Мирового яйца, которое разделено на 42 слоя (верхний слой- мир богов, средний-мир людей, нижний-преисподняя-мир духов) И 42-ой слой находится как раз в мире духов. 42 это число Сароса (Сарос- период, по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке и равен этот период около 18 лет) По данным современной астрономии число солнечных затмений в течение одного сароса составляло в разные века от 40 до 43 (4, стр 28) И птицы, по всей видимости, являются мерилами и выразителями конкретных солнечных затмений (4, стр.32) Напомню, 42-это Петух, он завершает список птиц. Курица-43, она же связана с загробным миром. За курицей в числовом шифре начинается новый отсчет, новый цикл, открывающийся новым царством или королевством. А внутри такого явления, которое связано с курицей-сарос с его циклом солнечных затмений, новым возрождением золотого солнца. Вероятно, что так можно трактовать замечательные свойства сказочной волшебной курицы. (4, стр. 197) А теперь давайте коротенько В сказке "Волшебное кольцо" (у Шергина нет, ищите у Афанасьева (1, стр 396-404)) дан очень интересный адрес, куда отправляются кошка и собака на поиски пропавшего кольца: "...за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство". Тут мы видим, что мышь стоит рядом с цифрами 27 и 30 или 27-30. Что они значат? 30-последний день солнечного месяца 27(28)-количество дней от новолуния до новолуния, 27-количество накхатр (метоположений) Луны. 28-количество Лунных затмений в Саросе. То есть Мышь тоже говорит об окончании ряда циклов, которые связаны с Луной и Солнцем. Таким образом, подвожу итог сказаному: Сказка Курочка Ряба затрагивает многие аспекты. Во-первых, конечно же связана с рождением: рождением клетки, человека, Мира в целом. Во-вторых, рассказывает и о смерти клетки, человека, Мира в целом. Рассказывает о цикличности процессов: циклы Природы,Лунный цикл, женские циклы, цикличность Лунных и Солнечных затмений (Сарос) Кроме того ( и здесь я позволила себе пофантазировать) цикл смерть и рождение затрагивает так же Звезды, Галактики и Вселенную в целом. Этот процесс ученые называют Тепловой смертью Вселенной, а после новое рождение и так без конца. Я вам нашла увлекательный фильм на эту тему Вот сколько информации в одном крохотном яйце. И просто диву даешься, понимая, что наши пращуры знали об этом (я в этом уже практически не сомневаюсь) Сказки считаю одним из главных и достоверных источников нашей истории от создания Мира, поэтому очень трепетно отношусь с сохранению неадаптированных версий сказок. И еще один фильм, просто полетать во Вселенной, почувствовать её мощь и силу русских сказок. Надеюсь, было увлекательно и не сильно занудно. Очень жду вашу критику и замечания, что позволит мне улучшить мою статью, а так же пожелания по анализу других сказок. И до новых встреч! Список литературы: 1 Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе.- «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2010 2 Демин В.Н. Гиперборейские тайны Руси.-Вече, 2011 3 Веста Арина Велесов Ключ. Сакральные коды русских сказок.-М.: Велигор, 2011 4 Баландинский Б.Б. Языческие шифры русских мифов. Боги, звери, птицы...-М.: Амрита-Русь, 2008 |