Русские сказки. Курочка Ряба

Удивительная сказка. Очень "не простая, а золотая". Похоже на оберег, передачу алгоритма жизни. Спасибо за интересный, глубокий и добрый взгляд на жизнь.  
17.03.2015
Спасибо вам, что прочли)
17.03.2015
Спасибо, за анализ, Свет, с большим интересом почитала. Мне тоже кажутся сомнительными нумерологические связи, но кто их знает. Вообще это такая сложная тема, которую даже затрагивать боязно.
26.09.2014
Ой, Света, прости, что не ответила, сразу не заметила. Случайно сюда заглянула и увидела твой комментарий. Мне было очень не легко выкладывать свои мысли на широкую аудиторию, поэтому каждый комментарий ценен для меня, а твое мнение я ценю очень высоко, спасибо. Нумерология правильная, просто я ее до конца не раскрыла своим корявым языком. Еще доработаю.Было боязно да, и не потому, что не понятно, а потому, что сейчас в околославянских кругах такая бойня идет, намешано всего и агрессия неприкрытая.
13.10.2014
 было очень любопытно почитать :) и с удовольствием почитала бы и о других сказках.У меня есть книга "народные русские сказки." из сборника Афанасьева. Хотелось бы полный иметь :)Сделаю закладочку, а то сейчас с планшета не могу ссылки посмотреть.
25.09.2014
Алена, спасибо, что прочитали! Но не берите за основу, это вывод из того, что я прочитала, завтра всё может изменится.
25.09.2014
Света, большое тебе спасибо за пост! Мне, правда, показалось, что анализ немного отвлечён от самой сказки. В мифологии яйцо, действительно, обладает перечисленными смыслами: жизнь/смерть, начало/конец, основа мироздания. Но Ряба на то и сказка, она уже прошла процесс десакрализации и символы в ней уже утратили свой глубинный мифологический смысл (по Топорову, Ряба — это крайне вырожденный вариант мифологических представлений о мироздании). Поэтому не думаю, что курочка Ряба представляет собой космогонический миф (разве что только несёт обрывки этих смыслов на уровне подсознания). Мне кажется, она, наоборот, более приближена к бытовой сфере. У сказки ведь несколько другие задачи, в отличие от мифа. В сказке появляется помимо объяснительной функции ещё и регулирующая, морализаторская. Попросту говоря, деду с бабкой привалило нежданное счастье, с которым они и не поняли, чего делать. Тогда у них высшие силы это счастье отняли. И дали им счастье простое, понятное. От каждого по возможностям — каждому по потребностям, так сказать :) Но это, естественно, только одна из многочисленных интерпретаций. Фишка с курицами и числами выглядит немного притянутой за уши. Хотя я Баландинского не читала, сложно тут что-то утверждать. Но он меня как-то настораживает. Попахивает псевдонаукой.  Ты очень интересную тему подняла. Надо освежить память, в литературе покопаться, в записях своих. А можно личный вопрос? Ты в связи с чем занимаешься этой темой? Научное исследование или просто для себя? И да, пеши исчо! Очень интересно будет почитать про другие сказки. И соглашусь с предыдущим комментарием — не упрощай, будет и целостнее, и ещё интереснее.
25.09.2014
А я тебя уже заждалась! Сижу и жду, когда ты мне мозги прочистишь))Соглашусь, что в сказках очень вымыта сама суть.   Но и мифы тоже этим страдают. Хорошо известен только цикл про Илью Муромца с сообщниками, а более древние предания про Святогора, Микулу очень мало их дожило до наших дней. Про Вольгу Всеслаевьевича вообще мало кто слышал.Так что я бы так лихо сказками не разбрасывалась с пометой крайне вырожденный вариант. Лучше собрать все дошедшие до нас осколочки в платочек, убрать шелуху (т.е. чисто бытовые сказки) разглядывать, пересыпать из ладошки в ладошку и дико хохотать бережно хранить и анализировать, НО только в совокупности с другими сказками и мифами и сказками других народов, это я поняла, когда стала совсем загоняться с этой. Поэтому и связь птиц с цифрами не раскрыла полностью. Мне пришлось бы всего Баландинского переписать. Я сейчас отдышусь, посмотрю на всё, что написала другими глазами и подправлю.На Баландинского так с ходу не фукай, он тоже Топорова уважал. Он не ученый, просто исследователь-энтузиаст. Почти всё, что в сказках указано, он связывает с затмениями. И читать его порой невыносимо! "В одной украинской сказке.." и дальше следует краткий пересказ. Так и хочется сказать ЧТО ЗА СКАЗКА?!! Мне хочется самой прочитать и самой убедиться. Ну не верю я на слово. (такая вот зануда)Но одному автору я не доверюсь полностью, всегда ищу подтверждение из других источников (представь, как мне нелегко в институте было))А на счет псевдонауки, хочется напомнить тебе Галилео, или ещё кого...(но так же соглашусь, что сейчас толкователей сказок просто пруд пруди, так что приходится фильтровать)Писать пока больше ничего не хочу, сильно здесь я вымоталась, мало ещё знаний, буду дальше читать.Так что давай поднимай записи, будет с кем обсудить, поспорить, а то в одиночестве до дурки не далеко)Личный вопрос принимается. Ответ: для себя, мне так хочется надеяться)
25.09.2014
Мифология и фольклор, да и вообще всё, что связано с языком, область сложная, полная субъективностей, случайностей и неточностей. И опасная тем, что здесь можно легко уйти в дебри, легко увидеть закономерности и связи там, где их нет. Так рождается, к примеру, народная этимология. Когда два по случайности созвучных слова рассматриваются как родственные. Целые теории выстраиваются на основе этого. Очень и очень много существует псевдонаучных книг и статей, написанных очень ладно и складно, но основывающихся на ложных утверждениях. Именно поэтому я очень скептически отношусь к трудам не-учёных. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и в научных работах нередко можно встретить такие ляпы, что волосы дыбом встают. Так что всецело поддерживаю это твоё качество — не доверять на слово и вообще во всём сомневаться. Оченно полезное качество для исследователя :)Про то, что вымоталась — очень тебя понимаю :) Я, знаешь, только в прошлом году впервые за долгое время села и ПРОСТО ТАК прочитала сказку. Я вообще художественную литературу для себя давноо давным не читала уже. Это такой каааайф! Без анализа, без поиска связей, отсылок, намёков, прототипов. Это всё очень интересно, но иногда очень хочется вырубить голову и воспринимать исключительно чувствами! Сейчас, собственно, этим и занимаюсь. Кстати! Отвлекусь немного от высокого: приносит мне сегодня Алиска Курочку Рябу, на развороте с дедом, бьющим по яйцу. И говорит "Бииил, бииил" и ладошкой по странице хлещет. Вот как раз перед твоим постом — это явно какой-то знак :D
25.09.2014
о, да! Знаки я уважаю!А ты вот какая умная оказывается! Споёмся)
25.09.2014
Да ну, скажешь тоже! Самая обыкновенная.А спеться — споёмся, чего нет-то :)
25.09.2014
Светлана, спасибо! По поводу пожеланий: пока читала, возникало ощущение (может быть и показалось), что старались уменьшить количество "сложного текста". Мне, честно говоря, наоборот было очень интересно это читать. Пожелание — не бояться писать сложным языком))
25.09.2014
Татьяна, спасибо за отклик! Я тоже очень люблю не выжимку фактов, а дотошные доказательства, если буду что-то писать в этом ключе обязательно Вас вспомню)Спасибо!
25.09.2014
рябые животные всегда считались сакральными, а вот мышка-норушка, живет под землей олицетворяет темные силы. Так что доверили Мир простолюдинам, а они и не знали, что делать. Не углядели, нечисть мир-то и разбила. Хорошо, что Курочка есть, новый мир сотворила. Приблизительно так моему сыну в школе рассказывали :). Тот вариант, когда не родители детям рассказывают, а наоборот :)
25.09.2014
Хорошо, что вообще рассказывают. Это здорово. Детям самое главное заложить зерно для дальнейших поисков и сомнений, а они при  желании найдут)
25.09.2014
Поищите лекции  Софьи Залмановны Агранович. Если Вы есть вконтакте, их выложили в группе iShcool. 
25.09.2014
хорошо, спасибо, обязательно посмотрю
25.09.2014
Интересно.Прежние верования всегда уничтожались. Неужели ты думаешь, что эта сказка прошла лишь смену верования на христианскую?Попадание попа и других в сказку не удивительно, но никакого намека тут именно в этом нет. Просто более позднее взаимствование. Та же "Принцесса-мышка" - явный подгон старых сказок под новые обстоятельства. Что, кстати, не пошло ей на пользу в плане цельности произведения.
25.09.2014
Нет, это не я думаю, а Баландинский так считает, причем про все сказки, что они создавались в момент смены веры. Возможно, что сказка гораздо древнее, так как содержит в себе архаичные знания о сотворении Мира и естественно тогда она несет в себе поздние наслоения. Вообще это трудно определить когда была создана сказка, а анализировать сказку отдельно от остальных вообще неблагодарное дело, потому что тут же вспоминается множество сказок, где есть мышка, курица и даже яйцо, сравниваешь а как там и подходит ли то, что ты говоришь о Курочке Рябе другим сказкам. Еще Афанасьев писал, что только сравнительная филология дает понимание сути.Принцесса Мышка вобрала в себя два сюжета, но это не редкость в мире сказок. А что ты интересного прочитал у Проппа?
25.09.2014
"анализировать сказку отдельно от остальных вообще неблагодарное дело" - это и прочитал :+) А ещë, что христианство и до христианства - это слишком грубое деление, слоëв больше.
25.09.2014
Да слои, сколько бы их ни было, не интересуют совсем! Хочется проникнуть через все эти слои и узнать суть!
25.09.2014
Дело не в 2 сюжетах, а в современной обëртке. У Проппа есть, что меняют начало и конец сказки, но не середину.
25.09.2014
Сказку редко можно встретить без современной обертки. Волшебную сказку уже давно причесали, а сейчас с введением закона № 436 ФЗ вообще уничтожат.Пропп конечно молодец, осталось только выяснить где заканчивается начало и начинается конец, чтобы можно было беззаветно верить в середину)
25.09.2014
Все равно... ниче не поняла))))
25.09.2014
Это сложно, понимаю. Я сама себя раза с пятого поняла. По пять раз пришлось перечитывать всю информацию, что насобирала. И всё-равно описать это понятно не смогла
25.09.2014
Спасибо огромное за проделанный труд, это очень интересно! Я в студенчестве слушала курс подобный, но так многое позабыла, обидно(  Главное, дети у меня никогда не спрашивают, о ЧЕМ же это, воспринимают естественно и органично, спокойно укладывают архетипы в подсознание... а я сама вечно мучаюсь логическими несостыковками — чего ж они били-били, а потом все равно плакали?))) Если яйцо — это жизнь, то оплакивают они свою грядущую смерть, так вроде? Получается, всю жизнь они шли к смерти (сами били-били), но когда она пришла извне — убоялись и заплакали? И что это за другое яичко, простое — не жизнь ли после смерти?
25.09.2014
Это замечательно, что Вы сомневаетесь и ищите! Навряд ли у меня есть ответы на все вопросы, я сама только пытаюсь разобраться. Всё что я прочитала, попыталась изложить, увязав всё воедино. Понимаю, что попытка не засчитана), но я буду работать над собой)
25.09.2014
Не-не-не, Вы меня неправильно поняли)) Попытка прекрасна и более чем засчитана)) Я ж не возражала ни в коем случае, а пыталась истолковать кажущиеся логические неувязки в сказке на основании Ваших исследований. Они как раз очень помогли, все красиво получилось, разве нет?) Вопросительные знаки в первом комменте я ставила в надежде на Ваше одобрение, мол, вполне возможно, что яичко простое, не золотое — это  метафора загробной жизни и т.п. И конечно, когда Смерть наконец приходит — поневоле заплачешь, хоть и призывал ее раньше сам, может быть...Надеюсь, я Вам не мешаю своими домыслами)))Ждем следующую сказочку!
25.09.2014
Екатерина, простите, что так задержалась с ответом, всё собиралась с мыслями.Почему яйцо золотое и его били-били, думаю это один из способов обратить внимание читателя на то, что это яичко то не простое.И я бы не слишком зацикливалась на сюжете сказки, потому что его давным давно переврали. Остается только обращать внимание на главных героев и искать ответы в их интерпретации. И на мой взгляд смысл сказки лежит в плоскости людей лишь отчасти. Она скорее о более космических вещах. И содержит информацию о рождении и смерти и человека и вселенной вцелом, от малого до великого. А плакали ли дед с бабой в изначальном сюжете сказки теперь уже не ясно.С новой сказочкой не обещаю, доконала меня эта) Очень это сложно.
26.09.2014
Ну вот, мы Вас спугнули своими комментами))Дети, получается, правильней всего сказку "читают". А она для них и предназначена.
27.09.2014
нет, не спугнули, это здоровая самокритика, писать можно только когда из тебя прет безудержу) а для этого нужно ещё многое прочитать
27.09.2014
Русские сказки. Разбираю завалы