Мария
8 лет
Конспект книги "Разбуди в ребенке волшебника" авт. Е.Е. Кравцова
Прочитала книгу, решила самое важное записать. Ох, все равно слишком длинно получается:)
Воображение - это умение видеть целое раньше частей и способность переносить функции с одного предмета на другой, который подобными функциями не обладает. Как самостоятельная функция возникает у ребенка после 3 лет. До этого возраста существует внутри других психических функций.
Первое условие возникновения воображения связано с полноценным эмоциональным общением взрослых с ребенком в первый год его жизни. Второе условие - предметно-манипулятивныя деятельность (познание свойств, развитие моторики, выделение ключевого действия и усвоение начальных форм детской речи). Третье условие - самосознание.
Как узнать, развито ли воображение
Домашний способ диагностики - подберите несколько картинок в 2 экз. Одну оставьте целой, другую разрежьте на части (от 1/4 до 1/32). По одному (даже самому большому) фрагменту должно быть трудно воспроизвести изображение.
Перед ребенком выкладывают целые картинки и кусочки. Взрослый просит определить, от какой картинки фрагменты. Ребенку старше 5 лет можно сказать, что есть еще одна потерянная картинка, и фрагменты могут быть и от нее.
Дети решают задачу по-разному в зависимости от возраста и уровня развития воображения:
- Для некоторых задание трудно, они бесцельно перебирают картинки (воображение не выделилось в самостоятельный процесс).
- Другие с радостью принимаются, прикладывают кусочки, убедившись, что наложением сравнить нельзя, или откажутся (недостаточно развита самостоятельная деятельность), или наугад предположат картинку ("этот кусочек похож на хобот, а хобот у слоненка, значит, кусочек от картинки со слоненком"). Эта группа исходит от предметов, очертаний и форм. Воображение связано с восприятием. Свойственно домысливать предметы, перености на незнакомые предметы значение и функции знакомых. Придумывают вещам новые названия, оживляют их, приписывают волшебные свойства.
- Некоторые выбирают разные фрагменты, рассматривают, а потом предлагают аргументированное решение исходя из своего опыта ("Мы были в зоопарке, словник был закрыт. Но папа поднял меня, я посмотрела в дырочку и увидела похожее на эту картинку. Значит, этот фрагмент от картинки со слоном". Самым нелепым картинкам они пытаются придать реальный смысл. Любят знакомое, избегают нового. Воображение тесно связано с памятью.
-Есть такие дети, которые работают и с фрагментами, и с целыми изображениеми. Оживляют, придумывают прошлое и будущее: "Жил был слоненок, однажды он убежал из дома. Шел он и встретил какой-то кусочек. "Ты кто?" - спросил слоненок. "Неужели ты не узнаешь меня? Я- лапа медвежонка". Эти дети действуют исходя их особой внутренней позиции. Именно она обеспечивает большую свободу, дает возможность действовать по собственному замыслу.
Игра-методика "Где чье место"
Еще одна игра. Цель - посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить воображение в жестко заданной ситуации.
Пример предлагаемых изображений - большая картинка и отдельные фигурки.
Просим ребенка поставить кружочки в "необычные" места и обосновать выбор.
- Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности. Они ставят фигурки на «законные» места, а объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет.
Ситуация изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. Дети показывают лучшие результаты. Они могут придумать короткие и несложные ситуации и истории, объясняющие необычное положение персонажей.
- Другие дети (второй уровень) легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы имеют под собой реальную почву: «В прошлом году я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд)". Если изменить задание и попросить детей объяснить, как расставил персонажи взрослый, рассказы станут более содержательными и детальными. Если же убрать большую картинку, то, в отличие от детей с первым уровнем развития воображения, они почти не будут реагировать на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.
- Дети с высоким (третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен этап обдумывания предложенной задачи. Связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Дегче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Три этапа:
Первый (3-4 года) - нужно создать предметную среду из неспецифичных вещей, оставляющих поле для домысливания и воображения
Второй этап - организация собственного опыта (очень полезно - дневники наблюдений за ребенком, которые потом перечитываются вместе)
Третий - наличие определенной внутренний роли или позиции, которая позволяет самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от замысла.
Умный или фантазер?
Проблема крена в сторону развития интеллекта в дошкольном возрасте. Готовые эталоны (формы, величины, цвета, звуки), которые нужно запомнить.
Игра "Третий лишний"
Выдать наборы из трех картинок или предметов, где один "лишний".
Одни дети убирают "по-взрослому", исходя из принадлежности к классу (в наборе ложка-тарелка-Буратино убирают куклу).
Другие убирают исходя из смысла, сюжета (убирают тарелку, говоря, что Буратино будет есть ложкой).
Если предложить решить задачу еще раз по-другому, первые дети не могут справиться, вторые приходят к взрослой логике, решение - результат деятельности, творчества, умтсвеннйо активности.
Пусть в дошкольном возрасте будет фантазером, а умным успеет стать!
Как разбудить волшебника
- Создать предметную среду в которой наряду со знакомыми вещами есть малоизвестные и неспецифические предметы, которые можно использовать по-разному.
- Способствовать самостоятельной деятельности - игры, экспериментированию
Игра, связь с воображением.
Основа игры - мнимая или воображаемая ситуация. Дети проходят несколько стадий:
1. Режиссерская игра (2-3 года) - ребенок расставляет разные предметы согласно собственному сюжету, придумывает, что чем будет, решает, что где будет находиться в пространстве, исполняет все роли или сопровождает дикторским текстом. Воображение имеет неигровые пути формирования.
2. Образно-ролевая игра (в начале 4-го года жизни) - ребенок изображает животных, предметы, людей. Воображение - итог игры.
3. Сюжетно-ролевая игра.
Проблема в том, что многие дети плохо знакомы с различными сторонами жизни, труд взрослых зачастую непонятен. Поэтому игры часто бедны на содержание и повторяют схемы, заданные взрослыми. Поэтому надо хотя бы рассказавать. Например, о походе в парикмахерскую, давая сведения, которые можно использовать в игре, объясняя отношения между задействованными людьми. Эмоционально окрашивать, придумывать "нелепицы" (у парикмахера потерялись ножницы, клиента покрасили в голубой цвет). Игра=воображение
4. Игра с правилами.
Выполнение правил связано с осмыслением и воспроизведением ситуации. Помогает развить навык общаться, договариваться, уступать. Воображение - источник игры.
5. Режиссерская игра старшего дошкольного возраста
Сложные сюжеты, предметная представленность - лишь спусковой механизм, часто устепает место собственному литературному творчеству. Игра может быть коллективной (2-3 человека).
Как развивать воображение у детей 3-4 лет
Пусковой момент - предметная среда
1. Учить детей воспринимать окружающие предметы неоднозначно (лучше всего для этих целей подходят кубики, коробочки, пуговича, пузырьки). Попросить один и тот же кубик покачать, как ляльку, или покатать, как машинку. Если испытывает проблемы, сначала сделать самими, потом совместно.
2. Сочинять истории по картинке. Группировать картинки по действиям (герой бежит ли сидит). Оживлять действие, изображеннойе на картинке.
3. Организовать индивидуальные режиссерские игры. Для этого - выделить индивидуальное пространство для игры с границами (домик, уголок, ширма, большая коробка), предоставить мелкий игровой материал. Удачный материал - кубики с эмоциями. Умелое руководство игрой - увлечь ребенка новой деятельностью (рассказать историю с кубиками). Потом он может завершить выдуманную взрослым историю.
4. Способствовать образно-ролевым играм. Водить ребенка на спектакли, устраивать домашние постановки. Взрослый изображает героя, малыш угадывает и наоборот. "Море волнуется раз".
Как развивать воображение у детей 4-5 лет
Советы - играть вместе с детьми, способствовать общению ребенка с друзьями (детские праздники).
Развитие сюжетно-ролевой игры по ступеням:
1. Знакомим с действительность, которую будем отображать в игре (история, книги, картинки). Пусть информация "отстоится". Экскурсия в реальное место должна дать и информацию, и эмоциональный заряд. Объяснить, кто чем занимается
2. Играем в отобразительную игру (посмоотрели мф - поиграли в него)
3. Игра-драматизация - ребенок может менять ход истории (знакомой сказки)
4. Играем по-разному - например, в парикмахерскую приходят разные персонажи
5. Ребенок играет с воображаемым партнером или игрушкой вместо взрослого.
Если сюжеты повторяются, помогаем "изнутри", например, ребенок постоянно играет в машину - крутит руль, жмет на педаль. Подходим как другой водитель и говорим: "Э, да у тебя сломался мотор" и т.п.
Как развивать воображение у детей 5-6 лет
Игры с правилами, но не стоит вводить их до того момента, как ребенок не овладеет полностью сюжетно-ролевой игрой.
1. Учим объединять как можно большее кол-во предметов, картинок историей. Постепенно увеличиваем число до 15-20.
2. Вводится другой малыш или взрослый, которого наш ребенок должен научить правилам.
3. Придумать историю, чтобы правила лучше запомнились.
4. Помогаем ребенку играть по правилам, поставим их в роль болельщика или тренера, взглянув извне.
5. Удлиняем подготовительный этап - обсуждение правил (придумываем новые правила, используем старые в новой игре).
Как развивать воображение у детей 6-7 лет
1. Объединяем как можно больше предметов (20-25 предметов). Отличие от прежней возрастной группы - командная работа, соревнование, сотрудничество, совместную деятельность
2. Индивидуальные режиссерские игры со следующими заданиями: самостоятельная игра; показ истории, рассказанной другим; окончание незнакомой сказки
3. Сочиняем сказки совместно (5-6 авторов) - по вечерам, при свече, например.
4. Один ребенок придумывает историю и изображает ее с помощью кубиков/игрушек. Другой должен сам или со взрослым угадать и рассказать/показать.
Развитие вооображения
Взрослый должен:
1. показать разные творческие проявления и способы деятельности
2. организовать жизнь ребенка так, чтобы ее условия требовали творческих, а не стандартных решений.
Малыш должен понять, что задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, мир осмыслен с разных позиций.
Общение со сверстниками
- Ребенок может играть на равных или выступать по отношению к другому как взрослый.
- С 3 лет полезно заниматься с 2-3 детьми вместе (сестры-братья, друзья). Важно, чтобы чувствовали себя единым коллективом. При этом второстепенно вплетаются соревновательные мотивы. Важно, чтобы за одним ребенком не закреплялась позиция "взрослого".
Обучение и творчество
1. Сначала взрослый ставит цели, демонстрирует способы достижения
2. Затем действует с позиции равного
3. Затем появляется сверстник, с которым надо строить отношения на равных
Трудные дети
Встречаются дети, к которых представлен только 1-2 компонента воображения:
1. Аффективные (отсутствует особая внутренняя позиция) - теряются в новой ситуации, боятся засыпать, не могут переключать внимание, боятся животных, скучают по дому, плачут при расставании с близкними, закрыты, не могут выбрать одно, главное, не осознают своих действий, слишком послушны, часто плачут, устраивают истерики, боятся чего-то, но треюуют повторения "страшного".
Диагностика - берем 18-20 картинок с примерными сюжетами:
- мальчик держит в руках дневник, в дневнике поставлена двойка;
- магазин игрушек, длинная очередь, в конце очереди стоит ребенок;
- магазин игрушек, ребенок перед витриной, на которой много красивых игрушек;
- ребенок смотрит телевизор, на экране какое-нибудь чудовище, дракон и т.п.;
- дети играют с новыми яркими игрушками, один малыш без игрушки стоит в стороне;
- ребенок мастерит что:то, хмурится - у него явно ничего не получается;
- в зоопарке перед клеткой с тигром стоит ребенок, другой пытается перелезть через ограду, совсем близко к зверю;
- ребенок весело играет с детьми, но внезапно его зовут домой;
- ребенок перед грудой игрушек, которые его просят убрать, и т.п.
Просим рассмотреть и сказать, как он поступит. На словах они будут очень смелыми.
Еще вариант - в игре про зайчиков сказать, что в дверь постучал волк. Надо открыть и сказать, что зайчиков нет. Наотрез откажутся, спрячутся, или идут и открывают, но сказать ничего не могут. Обычный ребенок найдет массу вариантов, как справиться со страшной ситуацией.
Как помочь:
1. Помочь с помощью роли-образа занять режиссерскую позицию, научить придумыванию сюжета, объединению предметов.
2. На втором этапе играет без образа, заканчивает историю, разыгрываемую с предметами
3. На третьем учится строить рассказ без предметов.
4. Помочь осознать страх - например, писать письма ребенку с подобными проблемами
2. Тихони, дети с поведением, подобным аутичному (не представлена предметная среда и прошлый опыт) - трудное вхождение и выхождение из ситуации, плохая обучаемость, плохо переносят усвоенное на новые области, плохо коммуницируют, низкий уровень индивид. деятельности, не принимают участия в коллективной деятельности, результаты продуктивной деятельности оторваны от реальности, имеют хорошо развитую речь (но чересчур "взрослую"), малоподвижны, малоактивны, часто приобретают вторичную аффективность.
Как помочь:
1. созданть предметную среду и ситуации, помогающие ребенку действовать с предметами
2. действия с воображаемыми предметами (воображаемый мяч)
3. Многим детям свойственно полное копирование, поэтому задача нацелить на творческую оригинальную деятельность.
Как научить творчески рисовать
Метод Степановой - дорисовывание. Дети должны в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать его. Причем штрихи эти, точки и линии взяты не с потолка, а были отобраны в результате глубокого анализа детских рисунков и характеризуют определенные этапы развития изобразительной деятельности. Особое внимание при таком обучении отводится позиции взрослого - он такой же участник совместной деятельности, как и дети, и тоже может предложить свой вариант, но только тогда, когда малыши исчерпали свои.
Первые «каракули» состоят из длинных, коротких линий в направлении от себя, затем появляются движения к себе и дуги (рис. 6). Другие штрихи получают из жеста от себя, к себе в определенных конфигурациях (рис. 7). Дети вначале легко осваивают образы кустика, деревца, карандаша в стакане, ежика, солнышка и т.д. Взрослый предлагает свои варианты (рис. 8).
Следующие типы штрихов, которые предлагаются для дорисовывания, - это замкнутые, петлеобразные клубки (рис. 9), спиралеобразные линии (рис. 10}, группы точек (рис. 11), овалы, круги (рис. 12).
Следует иметь в виду, что если у ребенка не получаются какие-либо штрихи, то восстанавливать необходимо сам жест. Если малышу не даются прямые штрихи, то нужно, к примеру, учить его отщипывать кусочки хлеба и кормить ими голубей, или подобрать другую, близкую по характеру деятельность.
На следующем этапе дорисовывания предлагаются разнообразные геометрические фигуры, при этом поощряется оригинальный способ решения задачи. Затем малышам задают такие линии: волна, плавно округленная линия, напряженная линия, просят рассказать о характере каждой из них. Эта работа будет успешной лишь в том случае, если жест сформирован (рис. 13).
Ребенку рассказывают, что волна (рис. 13,а) - всегда угроза: шторм на море, буря, атака животного. Покой тоже свойствен всему живому: «лес спит под снежным одеялом», «лиса спит, свернувшись калачиком». Это передается плавной, округлой, спокойной линией (рис. 13,6). Линия «сторожит» (рис. 13,в) - это напряженная, прямая линия, обозначающая «тишину перед бурей». Детям предлагается дорисовать эти линии, начиная с позиции округлой линии «спит». Затем вводится линия «волна» и в последнюю очередь линия «сторожит».
Рисунок оценивается с точки зрения характера получившегося изображения: волк - добрый, злой, гордый, смелый и т.д. Приведем типичные изображения, сделанные детьми (рис. 14).
Для того чтобы ребята могли экспериментировать, играть с образами и менять позу изображаемого персонажа, его характер, можно предложить им подвижные плоскостные модели, выполненные в характерном цвете, без излишней детализации. Шарнирные крепления помогут добиться наибольшей выразительности. Кроме этого, дошкольники очень любят играть с такими фигурами (рис. 15).
Дети придают модели необходимую по замыслу позу, а затем зарисовывают ее. Многие обращаются к взрослому за помощью. Взрослый предлагает ребенку сделать это самостоятельно: «Покажи, как тебе нужно, как ты хочешь». В крайнем случае взрослый начинает делать это совместно с ребенком, пока тот не поймет, что от него требуется,
Сюжетное рисование можно ввести как игру «Рисуночное письмо». Несколько детей (ребенок и взрослый) придумывают (выбирают) какой-нибудь рассказ и иллюстрируют его рисунками так, чтобы «письмо» поняли те, кому оно адресовано. Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания (или ограничен круг партнеров), он первый получает от вас такое «письмо» и отгадывает, какую сказку или историю вы задумали. При этом не надо бояться, что вы не умеете рисовать. Рисунки могут быть схематичными и обобщенными.
Важно иметь в виду, что хотя сюжетное рисование вводится лишь на одном из заключительных этапов, сам сюжет должен присутствовать у ребенка изначально.
Готовность к школе - ребенок может обощать свои эмоции, предвидеть нежелательные ситуации и сознательно избегать.
Научить абстрагироваться от конкретного содержания задачи и сконцентрироваться на способе решения.