Людмила
4 года
Правильная критика
- КАК ПРАВИЛЬНО КРИТИКОВАТЬ.
- Он ничего не хочет слышать! - говорят родители.
- - Я ему говорю, а он не делает!!
- Я ему объяснила, а он делает с точностью да наоборот! - с такими заявлениями приходят ко мне родители детей самого разного возраста - от упрямого трехлетки до молчаливого подростка.
- - Что, вот вообще не ругать? - задан вопрос из зала после моего тренинга. - Так как можно ребенка чему - то научить, объяснить, как делать? Не всегда вопросы помогают, на некоторые из них дети просто не знают ответа в силу возраста.
- - Нет, но можно и ругать. Это смотря чего вы хотите. Если потешить свое самолюбие, показать свою беспомощность, сорвать свой гнев за неудачи на ребенке - пожалуйста, орите хоть до белого каления.
- А если хотите НАУЧИТЬ, то лучше всего использовать трансформирующую критику. Так можно научить ребенка, не унижая его, не тратя свои нервы, и не портя отношений с подрастающим поколением.
- 1. Говорим, что ребенок ХОТЕЛ сделать. "Ты хотел сделать уроки побыстрее..."
- 2. Озвучиваем, что получилось " И написал неаккуратно".
- 3. Оценка действия. " Такого результата ты хотел? "
- 4. Что нужно сделать. "Я бы на твоем месте не торопился так. А начал бы делать уроки пораньше" ( если ребенок торопится, чтобы успеть на кружок, погулять и пр.
- Итак. Ребенок резко ответил Вам " Ты хотел показаться умным и независимым, а на самом деле сейчас обидел меня. Серьезно, это сейчас было твоей целью? Я бы на твоем месте разговаривал спокойнее, если ты хочешь, ЧТОБЫ К ТЕБЕ ПРИСЛУШИВАЛИСЬ".
- Еще раз напишу, что новые модели поведения приживаются трудно, и требуют усилий. Всегда помните - вы воспитываете только примером. Неважно, ЧТО вы говорите ребенку. Важно - КАК.
- Всем добра и радости!