Главный пост "Наводим порядок в книжно-бумажно-творческом беспорядке!"
ФМДорогие участницы, подпишитесь на Главный пост нашего ФМ. Здесь будут все новости и задания ФМ.
1 декабря вы получите уведомление на электронную почту о начале ФМ.
Напоминаю, что с 1 по 15 декабря мы будем вместе разбирать наши бумажные залежи, делиться идеями по компактному хранению, а также отчитываться об успехах.
Вот что мы будем делать:
1. Разбираем книги «по полочкам», сортируем, выбираем лучшее место для хранения, избавляемся от неактуальных.
2. Развивающие пособия сортируем, создаем удобный формат для использования.
3. Игры. Для игр создаем удобную систему хранения и «круговорот» игр для использования
4. Материалы для творчества. Обустраиваем творческий уголок, разбираем и сортируем материалы для творчества
5. Творческие работы - выбираем как и где хранить.
Этот пост не комментируем.
Отчеты обязательны здесь
Не забываем подписываться на этот пост!
Дорогие участницы флэшмоба! Завтра у нас начнется коллективное наведение порядка в книжно- бумажно-творческих завалах. Поверьте, они есть у всех, ну или почти у всех. И я тоже вместе с вами буду разбираться и отчитываться. Вместе веселее!
Задания ФМ читать далее
А РАБОТАТЬ МЫ БУДЕМ ТАК:
Каждые 3 дня в этом ПОСТЕ будет появляться новая порция материалов и заданий. Напоминания о заданиях будут приходить к вам на почту.
Просьба подписаться на этот ПОСТ тем, кто этого еще не сделали прислать мне адрес своей почты, чтобы я могла присылать вам уведомления о новых заданиях.
Отчеты о заданиях мы будем писать ЗДЕСЬ. Если вы опоздали с отчетом и пишете уже после появления нового задания, просто обозначьте, за какой день ваш отчет. Можно и нужно прилагать к отчетам фотографии.
Я буду писать отчеты наравне с вами, а также комментировать ваши отчеты.
А сейчас - ЗАДАНИЕ № без номера!
Напишите в комментариях поста набора на ФМ, какая из проблем или тем в хранении выбранных нами для расхламления категорий детских бумажных вещей стоит у вас наиболее остро? Напоминаю, мы будем говорить о книгах, бумажных играх и творческих материалах.
Мы хотим - выявить необходимое и недостающее, выбросить ненужное, удобно хранить и пользоваться тем, что осталось.
ДЕНЬ 1.
Дорогие участницы, сегодня начинаем работу! Материалы и задания 1 дня ниже
Итак, мы начинаем ФМ по книжно-бумажно-творческому расхламлению с королевы бумаг - с книги. В нашем случае - с детской книги. Книги для детей в том или ином количестве есть во всех семьях, где есть дети. И далеко не все при этом читаются. Почему? Бывает перерос или недорос, читал, но не оценил, или зачитана до такого состояния, что уже с ума сводит маму самим фактом своего существования. Предлагаю очистить жизнь от всего неактуального, и от книг в том числе.
Первое задание - устроить разборку в детских книгах. Не откладывайте, начните прямо сегодня. Сортировать будем по таким стопкам:
1. Актуальные: это те, которые ребенок уже сейчас читает(слушает) и с которыми вы хотели бы его познакомить в ближайшее время.
2. Те, из которых он вырос или которые надоели. Причем, по мнению, как самого ребенка, так и собственному. Если надоели Вам, то Вы будете читать с неохотой и где же тогда радость от совместного чтения?
3. Книги, до которых еще недорос (подарили, купили с запасом + книги из детства родителей).
4. Книги-дублеры, содержание которых перекликается больше чем наполовину.
5. А еще отдельно - развивающие пособия, тетради, карточки. Их будем разбирать в другой день ФМ.
Будет сложнее, если детей в семье несколько. Нужно будет учитывать интересы каждого.
Теперь что делать со всеми этими стопками.
Актуальным - подбираем место на имеющихся полках.
Которые перерос/недорос (неактуальные) - есть несколько вариантов их судьбы, о них ниже.
С книгами на вырост сложнее. Тут мы должны честно ответить себе: захочется ли вам читать эти книги с ребенком? Подходим максимально объективно. Если жалко их отдать, и вы твердо намерены в будущем использовать, скрепя сердце оставляем на хранение или даем почитать подругам, у которых дети постарше. Если нет, убираем (куда, об этом ниже).
Книги-дублеры. С детскими такое часто случается, особенно когда их дарят. У каждого ребенка Чуковского, Барто, Усачева в разных вариантах - по 2-3 штуки точно есть. Как тут быть? Что оставить? Здесь смотрим на возраст детей, малышам годятся небольшие форматы, дошкольников наоборот, не впечатлишь книжками-малышками, смотрим, где иллюстрации лучше и шрифт приятнее. Не жалейте, всего прочитать невозможно, пусть у ребенка отложится в памяти одно произведение - одна книга. Есть книги, которые отличаются, например, одним стишком или сказкой, оставлять обе в библиотеке смысла не вижу. Лучше прочитать эту сказку пару раз и отдать.
Дальше идем. Вот наша стопка «ненужных» книг, куда их? Есть множество вариантов:
1. Отложить в шкаф на самую верхнюю полку пока ребенок не дорастет или пока не родится еще один. Здесь вас подстерегает опасность - вы можете не вспомнить о них в нужное время. На этом этапе предлагаю переписать все книги. Сделать каталог. Это не так страшно и долго. (Если есть желающие, дайте знать, я разовью тему).
2. Отдать подругам/родственникам с детьми соответствующего возраста.
3. Отдать в детские дома и многодетные семьи
4. Поучаствовать в книгообмене (есть сайты по обмену книгами).
5. Можно продать.
6. Отвезти на дачу, к бабушке, чтобы читать там время от времени.
7. Поменяться на время. (грозит забыть, так обычно бывает).
Где хранить?
Самое банальное и логичное - на полках. Хорошо еще, когда полки не только функциональные, но и красивые, украшающие интерьер. Можно использовать этажерки, шкафчики, коробки, книжные выставки.
Где же разместить книжное хранилище? Логично, там, где книги читаются. Например, если книги читаются только перед сном в спальной, то и хранить их удобнее там, а не занимать полки в зале или детском уголке.
Размещение также зависит от степени самостоятельности ребенка в выборе книг. Если хотите, чтобы ребенок сам выбирал и доставал книги, они должны быть на его уровне и легко выниматься. Идеальна специальная детская книжная полка, но не во всяком доме найдется ей место. Варианты - нижние полки стеллажей, тумбочки, этажерки, коробки, стоящие на полу (хороши для хранения мелких книг и как держатели для более крупных).
Тонкие книги удобно хранить в офисных бумагодержателях и папках, как вертикальных, так и горизонтальных. О них подробнее поговорим в теме хранения игр.
Из кухонного арсенала могут помочь контейнеры и пластиковые корзинки, а также сушилки для тарелок. Даже ящики из-под фруктов, пластиковые и реечные, старые чемоданы - все сгодится для хранения книг, доступных ребенку, практически на полу.
Если ребенок слишком мал или выбирает обычно не совсем то, что считает нужным читать ему мама, можно размещать книги высоко, а в доступности оставить что-то другое - игрушки, настольные игры и прочее.
Если книг недостаточно (бывает и такое) или книги «не те» - изучаем списки рекомендуемых книг, подходящих по возрасту. В интернете встречается достаточно рейтингов, пример такого списока опубликую в материалах следующего дня.
Вот дальше будут идеи (взяты на просторах интернета)
В следующий раз мы поговорим о развивающих книжках/тетрадях/альбомах для детей и книгах для взрослых о детях.
Задание ДЕНЬ 1:
1. Разобрать книги по стопкам.
2. Решить судьбу неактуальных и книг-дубликатов.
3. Оценить имеющееся место для хранения. Подходит ли оно к количеству и размеру книг. Просмотреть фото и придумать свою новую систему хранения, если старая не устраивает. А если душа просит, просмотреть предложения мебельных магазинов, подобрать коробки, освободить нижние полки и т.п.
В отчете пишем, удалось ли разобрать все книги, сколько отсеялось, куда вы решили их пристроить, а также каким образом вы их храните или придумали хранить. И фото до и после.
Отчеты о заданиях мы будем писать ЗДЕСЬ в формате ссылок на ваши дневнички День1, День2 и т.д. Если вы опоздали с отчетом и пишете уже после появления нового задания, просто обозначьте, за какой день ваш отчет. Можно и нужно прилагать к отчетам фотографии.
Я буду писать отчеты наравне с вами, а также комментировать ваши отчеты.
Удачи!
02.12.2015
Дорогие участницы! Я обещала рассказать, как можно сделать каталог домашней библиотеки. Есть несколько способов:
1. Взять ручку и блокнот и побегать от полки к полке
2. Еще можно взять стопку книг и начать забивать в ручную в эксель
3. Еще есть программа специальная All My Books, на компьютер и вносим информацию о книгах, причем можно внести только штрих-код книги и программа сама распознает и выдаст всю информацию, картинку обложки. Вот пример карточки книги:
Про круговорот книг расскажу позже.
3 декабря
Дорогие участницы ФМ!
Сегодня последний день по Заданию 1. Или у вас книжки в порядке? Ну, хотя бы напишите пару слов - вытерли пыль, поставили книжки по росту-по алфавиту. Мы только порадуемся Вашему порядку и подсмотрим Ваш опыт. Покажите нам ваши книжки!
4 декабря
ДЕНЬ 2.
Развивающие пособия.Сегодня начинаем разбор развивающих пособий: рабочие тетради, книги с заданиями, альбомы, книги с наклейками и проч.
И, напомню, нам еще предстоит разобрать до конца ФМ:
- Игры
- Материалы для творчества
А так же решим, как хранить сами результаты творчества
- материалы для творчества
Что подразумеваем под «развивашками»? Это рабочие тетради, книги с заданиями, альбомы для творчества, прописи и подобные издания, требующие активных действий от детей прямо на своих страницах: раскрасить, вписать, заштриховать, провести, наклеить, прилепить и т.д. Поэтому это скорее расходный материал, который отрабатывается и выбрасывается, чем книги, которые стоит хранить. О том, как их сделать многоразовыми и продлить им жизнь, читайте ниже. Чаще всего эти издания тонкие, часто - не самого удобного для хранения формата. Взять, к примеру, популярную серию «Школа 7 гномов». Размер большой, детям крупные иллюстрации рассматривать удобно, но стопка получается приличная. Прежде, чем разбираться с хранением, наведем ревизию в том, что уже имеется.
Здесь многое зависит от выбранной вами стратегии занятий с ребенком. Вот некоторые из них:
1. Заниматься по сериям книг, пособий. Так как серии обычно затрагивают разные сферы развития ребенка, такой подход можно назвать комплексным. Тогда занятия как раз и основываются на специальных пособиях, которые прорабатываются по очереди или все вместе по чуть-чуть. Такие серии располагаются все время в легком доступе для ребенка и мамы.
2. Заниматься по готовым авторским или составленным из нескольких методикам, используя подходящие к ним пособия. Здесь тетрадки сами по себе отходят на второй план и обслуживают методику, достаются время от времени.
3. Заниматься по собственному плану, например, по сферам развития ребенка. Обычно к плану прилагается расписание на день и неделю. Тогда тетради раскладываются по дням-папкам (лоткам) в зависимости от того, на какую сферу развития задания они содержат.
4. Проводить тематические дни и недели. Купленные пособия раскладываются по темам.
Подробно составление программы занятий (как цели и стратегию, так и тактику и источники каждодневных игр и упражнений) мы будем разбирать на 3-недельном тренинге в сентябре, а пока достаточно определиться с общим принципом распределения. Наверняка у многих он уже выработался.
Каждую из имеющихся тетрадей просматриваем, как она встраивается в занятия и куда ее отнести.
Главное пожелание всего ФМ относится и сюда: материалы, лежащие без применения, не приносят пользы, поэтому либо занимаемся по тетради/альбому сразу, либо встраиваем в систему хранения, чтобы у него было свое и легко находимое место.
Итак, разбираем все имеющиеся развивающие пособия и тетрадки по стопкам.
1. Отработанные или частично отработанные.
2. Чистые, соответствующие возрасту детей или лежащие в зоне ближайшего развития.
3. Материалы явно на вырост.
Что можно сделать с каждой из них?
1. Отработанные - пролистываем, смотрим, подходит ли для повторного использования и нужно ли оно. Карандаш можно стереть, кое-что - закрасить штрихом, да и просто дать другое задание с теми же картинками, поверх старого (соединить по-другому, отсортировать по другому признаку, другие цифры и буквы отыскать).
Лайфак, как сделать одноразовые тетради многоразовыми - наложить на них сверху прозрачную папку (можно разрезать один прозрачный «уголок» и рисовать водными маркерами. Либо, если пособие легко вкладывается в файлик, перед использованием открыть на нужном развороте и вложить, рисовать снова водными стираемыми маркерами.
Если осталось несколько листочков непроработанных, их можно вырвать, либо на нужных разворотах приклеить закладки и положить в папку «актуальное» и в ближайшие дни доработать, а потом уже распорядиться их судьбой.
Если все уже перерешено, либо просто желания нет высасывать последние соки из тетради, ее можно еще разрезать на картинки.
2. Чистые и готовые к работе - разбираем и раскладываем в соответствии со своей стратегией занятий: по темам, по сферам развития
Если у вас в ходу тематические недельки, продумываем, как имеющиеся «развивашки» разложить по темам или проводим ТН на основе имеющихся.
Можно разобрать их на листы. Это же просто инструмент для занятий.
Если нет никакой системы, можно просто в произвольном порядке разложить тетради по дням недели, в 5-7 папочек-коробочек.
3. Тетради на вырост лучше отложить подальше, чтобы они не занимали рабочее пространство (например, тетради по подготовке к школе, когда ребенку еще 3 года). Есть большая вероятность про них забыть, поэтому тут выходов несколько: 1) внести в свой электронный каталог, 2) отложить в папку «к школе» (если этот материал не единственный) или в тематическую папку, если планируется проведение ТН, 3) передарить ребенку соответствующего возраста. А вы к школе еще купите!
С пособиями, вызывающими сомнения, будете ли вы по ним заниматься вообще, проще всего провести тест действием - тут же и попробовать с ребенком что-то сделать. Или отложить для длительных поездок, к бабушкам, например.
Отдельно хочется поговорить о карточках. Отдельно и поговорим в теме следующего дня - ИГРЫ.
Еще один спорный момент - куда отнести раскраски. К учебным пособиям или к творческим материалам. Сейчас редко встретишь «просто раскраску», часто они снабжены разными заданиями. Да и творческая составляющая в раскрасках - еще один предмет для дискуссий. Много ли творчества в выборе цвета и заполнении им заранее определенных контуров? Особенно если рядом есть образец для раскрашивания?
Сейчас распространены различные «правильные» раскраски и дорисовывалки, их отнесем к творческим материалам все же.
Теперь несколько слов о хранении.
Разбираемые пособия обычно тонкие (не считая толстых сборников с заданиями, которые тянут скорее на детские энциклопедии, например, комплекты от «Умницы», о них позже), поэтому хранить стоймя на полке их неудобно, как и стопкой друг на друге: сложно искать нужное. Помогут всевозможные разделители и кармашки.
В этом разделе главные - различные канцелярские приспособы.
- Накопители бумаг (вертикальные) и офисные папки с прозрачными файлами.
- Горизонтальные накопители в виде серии лотков, ставящихся друг на друга и в виде веера.
- Папки-уголки (встречаются с несколькими отделениями) и папки-конверты.
- Пластиковые чемоданчики-боксы с несколькими отделениями.
Что еще можно использовать:
- Хозяйственные контейнеры, пластмассовые корзиночки и узкие коробочки.
- Сушилки для тарелок.
- Органайзеры для дисков.
- Коробки из-под конфет.
- Текстильные кармашки, например, от ИКЕА. Удобно повесить их в детской и хранить актуальные пособия и альбомы, с которыми занимаетесь в данный момент. Как самому сшить кармашки можно посмотреть здесь.
- Вертикальные разделители можно сделать самим, из узких коробок, коробок из-под каш.
- Из узких одинаковых коробок можно также склеить мини-этажерку с узкими полками, как раз для хранения пособий небольшого формата.
Все папки и коробки лучше подписать, где что хранится. Если решили заниматься по дням недели - подписываем дни недели, если по сферам - так и пишем: «развитие речи», «математика», «окружающий мир». Материалы для тематических недель тоже удобно обозначить ярлыками.
Задание ДЕНЬ 2:
• Разобрать все имеющиеся в доме развивающие пособия и альбомы по описанным стопкам.
• Отобрать актуальные, решить судьбу отработанных или частично использованных, придумать, где хранить пособия на вырост.
• Выбрать, по какому принципу разделить имеющиеся материалы (по сериям, сферам развития, для тем.неделек, по дням недели и т.п.) - и разделить.
• Подобрать или купить для них необходимую тару
• Подписать или приклеить наклейку с названием, чтобы получить «законченное произведение».
Отчеты пишем в комментариях здесь, обозначив заголовком «День 2».
и в конце, как обычно, несколько фото для вдохновения:
7 декабря
Дорогие участницы ФМ! Рада, что многие уже организовали свои бумажные залежи, у вас здорово получилось. Еще не все отчитались - я понимаю, подготовка к НГ, наверно, съела все ваше время. И тем не менее, дорогие участницы, покажите, что у вас на сегодня готово. Мы очень хотим это видеть! Для меня очень важно понять, была ли полезна для вас информация ФМ?
Жду ваши отчеты!
Завтра будет Задание 3 - мы начнем разбираться с играми, готовьтесь!
8 декабря
ДЕНЬ 3. Будем разбираться с играми
Какие игры мы сегодня будем разбирать? Игры из бумаги, плоские и не очень:
1. Коробочные игры, а именно:
- пазлы.
- «бродилки»
- дидактические (с карточками).
- лото/домино и подобные.
- геометрический конструктор, кассы букв/цифр.
- шнуровки.
- прочие настольные, развлекательные и развивающие.
2. Печатные (приобретенные и распечатанные самостоятельно) меньшего формата:
- карточки всех размеров.
- дидактический материал (наборы картинок).
- настольные распечатанные/нарисованные.
- бумажные куклы.
3. «Плоские» - чаще всего это деревянные планшеты:
- Рамки-вкладыши.
- Деревянные пазлы.
- Авторские игры (Никитиных, Воскобовича и проч.)
К плоским также можно отнести всяческие лото-домино, геометрики, специальные развивающие наборы в плоских коробках.
«+» игр бумажных:
- их можно компактно хранить,
- относительно невысокая стоимость,
- легко восстановить вышедшую из строя деталь (допечатать, нарисовать, вырезать)
- очень многие популярные пособия можно воспроизвести в домашних условиях, сделать аналоги.
Если у вас есть дома принтер = это фабрика настольных игр.
«-»:
- недолговечность (деталь игры может быть порвана, погрызена, залита водой).
- отсюда - необходимость укреплять игры: скотчем, картоном.
- сложнее сохранить набор целиком, особенно из мелких деталей (например, пазлы).
Сколько нужно таких игр? Столько, сколько реально успеете переиграть. На практике же, думаю, у многих есть такие коробки и распечатки, которые не достаются месяцами.
Поэтому задача - все их достать, пересмотреть, разделить на актуальные, вышедшие из употребления и на вырост.
В учете игрушек, особенно таких, которых каждого вида по несколько штук (пазлы, лото, коробочные дидактические игры) помогает список, называемый ротатором. Составляется он в MS Excel. В строчку переписываются все игры, а в столбиках рядом можно указать разные характеристики: на какой возраст рассчитана игра, что именно развивает. Отдельно можно выводить списки похожих игр. Почему «ротатор»? Потому что по этим спискам можно отследить, какая игра определенного вида у нас в «актуальном составе», а какие подобные лежат в запасе, чтобы через некоторое время их поменять местами. Инструмент этот используется для упорядочивания всех игрушек, а не только плоских и печатных. Файл с примером и видеоинструкцией будет передан бонусом тем, кто отчитается за !!!все дни флешмоба!!!
Еще несколько предложений, как можно уменьшить число игр в постоянном доступе, чтобы облегчить уборку. Не выкидывать призываю, а именно уменьшить число «актуальных», убрав остальное так, чтобы легко при необходимости можно было достать и запомнить, что убрано.
«Сколько игрушек для счастья надо», зависит от ребенка и мамы. От кого же еще? Например, если ваши сын/дочь - большие любители пазлов, наверное, их нужно иметь несколько. Также если мама обожает развивающие игрушки и твердо настроена играть ими всеми: и играми Никитина, и геометрическим планшетом, и всеми карточками - конечно, все это стоит иметь под рукой.
На практике же обычно ребенок теряется, если ему предложено слишком много игр. А также часто наблюдается «западание» на одной из игр. Например, если лото - то все время какое-то одно лото, на остальные не сговорить, при этом их лежит стопка из 5 штук.
Если сдвинуть цель использования игрушек и пособий с «успеть поиграть во все» на «потренировать/развить те знания/навыки, которые позволяют возможности каждой отдельной игрушки», то мне представляется, что в любой момент времени достаточно 1-2 игрушек каждого вида или на развитие каждой сферы. Например, 1 лото, 1 домино, 2 пазла, 1 математическая игрушка, пара игр на развитие активного и пассивного словаря + знакомство с окружающим миром…Думаю, логика понятна. Это в доступе ребенка. Игр на каждую тему может быть много, и они при этом хранятся где-то высоко/далеко. А разнообразие не страдает благодаря периодическому обновлению актива.
Как можно хранить «плоские игрушки» (что в доступе, что в резерве).
Во-первых, каждая отдельная игра может храниться либо в оригинальной упаковке, либо нет. Оригинальные не всегда оптимальны по размеру, особенно это касается пазлов и настольных игр (коробка гораздо больше содержимого по объему), иногда в них просто неудобно складывать (узкие коробки с открывающейся самой короткой и узкой стороной). Зато их можно поставить друг на друга и так хранить на полках, этажерках (хозяйственных, обувных, самодельных), они отлично друг на друге держатся.
Можно объединить несколько игр в одной коробке. Настольные собрать также в одну коробку, все кубики-фишки от них хранятся в отдельной прозрачной баночке.
Еще один вариант хранения - игровые плотные поля хранить стопкой в накопителе бумаг, а рядом - фишки в коробочке. Либо, если в игре есть много элементов разного размера, но вмещающихся в файл А4 формата, собрать из таких игр в файлах папку-скоросшиватель.
Для хранения игр, бумажных и деревянных, подойдут все те же канцелярские лотки и вертикальные и горизонтальные накопители бумаг.
Я для «досок» (рамок-вкладышей и подобных игр) приспособила подарочные пакеты подходящего размера из плотного лакированного картона, места они занимают меньше, чем коробка.
Сыпучее содержимое (элементы пазлов, мелкие карточки) можно хранить в конвертах, бумажных и пластиковых, в прозрачных файлах, в небольших коробочках, в контейнерах, пластиковых банках с закручивающимися крышками (например, из-под косметики).
Игры, собранные в конвертках/файлах/папках можно хранить:
- в небольших коробках - стопкой друг на друге (не очень удобно доставать) или стоя.
- в бумажных накопителях.
- в больших папках-скоросшивателях на кольцах.
- на узких полках (заполнить ими все пространство, чтобы не падали).
Широкие игры, не подходящие под стандартные форматы, если их несколько, можно хранить в узкой коробке из-под какой-либо бытовой техники, срезав одну из стенок и заклеив одну из широких сторон, через которую она скорее всего и открывалась. Так можно хранить макси-пазлы и коврики-пазлы, так как больше они никуда не помещаются, а так занимают минимум места.
ЗАДАНИЕ 3.
Перебрать все имеющиеся в доме настольные, распечатанные, коробочные и самодельные игры, а также деревянные и иные плоские. Их обычно хранить не очень удобно, поэтому они и имеют свойство скапливаться.
Разобрать на актуальные, отжившие или отживающие свое, на вырост.
Продумать или усовершенствовать систему хранения «плоских игр»: приспособить имеющиеся емкости или докупить нужные в хозяйственных или канцелярских магазинах.
Что делать с неактуальными?
То же, что и с книгами: поменяться на время, приспособить для другой игры (например, карточки с персонажами или игровые поля - для сюжетных игр), передарить, продать, отвезти в гости, чтобы играть там.
Многие уже разобрали ту категорию игр, которую я хотела обсудить отдельно - распечатанные в домашних условиях (сюда попадают и «развивалки», и настольные игры, и карточки).
Для вдохновения:
А в следующий раз мы возьмемся за творческие принадлежности.
11 декабря
ДЕНЬ 4. Будем наводим порядок в творческом беспорядке
Сегодня нам предстоит:
Разобрать материалы для творчества, а также организуем уголок для творчества и занятий, если у вас его еще нет.
Наши задачи:
• Обустроить творческую зону (уголок) для ребёнка;
• Разобрать запасы материалов;
• Придумать и организовать удобное хранение материалов для творчества и рукоделия;
• Избавиться от мусора и ненужных залежей;
• Придумать, как организовать выставку удачных работ и хранение рисунков и поделок.
• В дополнение можно прочитать статью Ольги Тепляковой про необходимые материалы для творчества для детей раннего возраста.
Итак, обо всём по-порядку.
1. ТВОРЧЕСКИЙ УГОЛОК.
Залог успеха творческого развития ребёнка - удобный уголок для творчества и занятий. Удобным он должен быть в первую очередь именно для ребёнка, а не с точки зрения мамы.
«Под рукой», в доступности располагаем самое актуальное для ребёнка (по его увлечениям, умениям и возрасту).
Если ребёнок любит рисовать, в доступной зоне (на столике, на полочке, с которой ребёнок легко может взять самостоятельно всё необходимое), храним:
• Цветные карандаши, мелки, фломастеры,
• Бумагу для рисования, альбом, тетради.
• Краски, кисточки, стаканчик для воды : при условии, что ребёнок хорошо усвоил правила пользования этими художественными материалами, умеет аккуратно мыть и отправлять на хранение кисточки, сам может поменять водичку, помыть стаканчик.
Разучиваем правила, доводим до автоматизма:
1. Кисточка любит воду во время рисования (чтобы она хорошо рисовала, её нужно хорошенько напоить водичкой перед работой и тщательно купать вовремя) но не любит оставаться в воде после. (После рисования тщательно ополаскиваем и промакаем кисточку и ставим в стаканчик или баночку)
2. Краски дружат с кисточкой и водой, но не любят, когда к ним приходит кисточка со следами предыдущей краски. А ещё они очень не любят, когда в них наливают и не убирают излишки воды. (После работы протереть краски, салфеткой убрать лишнюю воду. Гуашь, как и акриловые краски, правильно накладывать понемножку на палитру, а не макать кисть в банку.)
Для любителей лепки и всевозможных аппликаций, в зависимости от возраста и умений, можно оставлять в доступности:
• Пластилин, дощечка для лепки, пластиковые стеки.
• Клей-карандаш, набор цветной бумаги, детские ножницы с безопасными кончиками (для самых маленьких существуют пластиковые), старые журналы (коробочка с журнальными вырезками для коллажей.
Варианты обустройства творческих (рабочих) зон - как же мне нравятся эти фото!
Итак, для того, чтоб дать свободу творческому порыву малыша, каждый день в творческом уголке (на столике) должны присутствовать:
• чистая бумага для рисования (альбом, а лучше отдельными листами),
• свежие раскраски (если вы их используете),
• хорошо заточенные карандаши,
• пишущие фломастеры,
• чистые краски, стаканчик с водой (непосредственно перед творчеством)
Детей постарше можно привлечь сегодня к совместной "разборке" - вместе с ребёнком приводим в порядок игрушки и уголок для занятий. Выбрасываем мусор (не получившиеся и ненужные ребёнку рисунки, обрезки бумаги, очистки карандашей).
Затачиваем сломанные карандаши (учим ребёнка пользоваться точилкой самостоятельно). Проверяем, плотно ли закрыты колпачки на фломастерах, заправляем (или выбрасываем) непишущие.
Проверяем краски, кисточки, стаканчик - при необходимости моем, вытираем.
Стираем с меловой или маркерной доски, моем губку, складываем в коробочку мелки. Меняем бумагу на мольберте.
Складываем в коробочку пластилин, очищаем дощечку.
Просматриваем плоды творчества, образовавшиеся за день:
• хорошие рисунки (отбираем вместе с ребёнком, советуемся друг с другом, обсуждаем, что наиболее понравилось в работе) размещаем на специально устроенном стенде- домашнем вернисаже.
• интересные поделки тоже оставляем на выставке.
вот несколько вариантов выставки детских работ, которые мне нравятся:
Итак, вот список самых необходимых предметов для творчества по мнению Ольги Тепляковой:
Вот, что нужно купить для рисования:
1. Краски. Самые обычные медовые акварельные краски, их легко купить в любом канцелярском магазине. Пальчиковые краски мы не используем, и вот почему. Если Вы начнете с рисования пальчиками, то, скорее всего, Вам будет сложно научить малыша пользоваться кистью. Мы, к сожалению, часто слышим о такой проблеме от мам. Гуашь для совсем маленьких деток стараемся практически не использовать, так как при смешивании (а это неизбежно), гуашь легко теряет яркий цвет. При выборе красок постарайтесь взять палитру без черного цвета. Он нам совершенно не понадобится, к тому же это довольно мрачный цвет, согласитесь?
2. Кисточки для рисования. Кисточки важно брать достаточно толстые №6-8, подойдут кисти из ворса козы или собаки, из щетины.
3. Белая бумага. Совершенно необязательно покупать альбомы для рисования. Лучше взять самую обычную упаковку офсетной "офисной" бумаги. Кстати, вполне подойдут и уже использованные листы с одной чистой стороной. Если малышу понравится рисовать, то рисовать он будет очень много!
4. Фломастеры. Фломастеры лучше брать ярких, чистых цветов. При их выборе не так важна широкая цветовая гамма, поэтому не покупайте огромные палитры. Мы рекомендуем брать фломастеры потолще, их удобнее держать.
5. Восковые мелки. Их тоже важно брать достаточно толстые и твердые. Постарайтесь выбрать не маркие восковые мелки. Достаточно, если в пачке будет 5-6 цветов, но они будут яркими.
6. Карандаши. Карандаши мы используем в меньшей степени, просто потому что их приходится затачивать. Берите достаточно толстые, не слишком твердые карандаши. Многоцветье и здесь необязательно.
7. Для карточек с надписями Вам пригодятся обрезки цветного картона (мы пишем слова на тыльной, светлой стороне), или просто коробки из под каши или питания. Их «серая» сторона - идеальный фон для надписей.
Материалы для аппликации:
8. Ножницы для работы с малышом нужно брать крупные и скругленные. Они должны быть максимально безопасными и без лишних декоративных элементов.
9. Цветная бумага. Опять же, первое время, совершенно необязательно брать дизайнерскую и фольгированную бумагу. Чтобы освоиться с аппликацией как видом деятельности достаточно обычного канцелярского набора цветной бумаги ярких цветов. Хотя, конечно, совершенно не возбраняется дополнять Ваши последующие аппликации любыми элементами, в том числе и необычной бумагой.
10. Обычный цветной картон.
11. Клей. Это может быть клей-карандаш или мучной клей. Мучной клей варим перед самим занятием. Берем 1 чайную ложку муки или крахмала и 2 столовые ложки воды, перемешав, ставим в маленькой мисочке на огонь. Закипело - загустело. Такой клей безвреден для ребенка. Мучной клей мы кладем в плоскую тарелочку, лучше из пластика. Его можно наносить плоской жесткой кисточкой или кусочкем картона.
12. Степлер нужен для прикрепления карманчиков, колес у машинки и так далее. В части игр фигурируют шнуровки и ленточки
Для лепки:
13. Для лепки Вам понадобится обычный пластилин. Пластилин должен быть естественных, ярких цветов. Важно, чтобы он был достаточно мягким и не липким. Мы рекомендуем пластилин марки Koh-i-Noor.
По-моему, все очень разумно подобрано для детского творчества - все-таки опыт у Ольги Николаевны!
Осторожно дети!
Очень важно удобно организовать хранение материалов. Вне зоны свободного доступа (на верхней или закрытой полке) храним те материалы, которые ребёнок получает с выдачи мамы и под её контролем. Это:
• Всё опасное (ножницы, если ребёнок мал для самостоятельного пользования ими), иголки, канцелярские ножи, шило и прочие режуще-колющие инструменты;
• Пачкающееся (то, что сложно отстирать: например, штемпельные подушки, клеи типа ПВА, Момент и т.п, пластилин, если ребёнок не очень хорошо владеет им.),
• Дорогие материалы (масляные и акриловые краски, наборы дорогой цветной или скрап-бумаги, картона и т.п.),
• Всё мелкое (бусины, стразы, пайетки)- то, что может случайно просыпаться на пол, особенно, если в доме есть ползающий малыш.
Как же и где все это богатство хранить?
Цветную бумагу и картон очень удобно хранить в горизонтальных накопителях-лотках. Наборы , которые соединены по типу альбомов или скреплены скрепками, лучше разделить на листочки.
Если бумажное творчество у Вас в ходу, наверняка приходится хранить не один набор цветной бумаги. А ещё часто бывает так: бумага одного цвета закончилась, приходится покупать новый набор. Делимся секретом, как хранить стопку цветной бумаги так,чтоб можно было очень быстро достать нужный лист и не вывернуть все содержимое на пол. Всё просто: рассортируейте стопку бумаги (и картона, кстати, тоже) по цветам радуги. В самый низ можно положить коричневую, чёрную, серую.
Бумагу для обычного повседневного рисования (подходит простая офисная) так же очень удобно хранить в лотках-накопителях.
Небольшие листы бумаги формата А5 удобно расположить на детском столике в салфеточницах.
Небольшие прозрачные контейнеры удобны для хранения клея, скотча, цветных изолент.
Штампики, штемпельные подушки, дыроколы и компостеры и прочие некрупные материалы и инструменты можно разместить в тех же контейнерах или коробках из-под обуви - так удобно достать всю коробочку разом, а затем так же быстро убрать на место, вместо того, чтоб вытаскивать и складывать по-одному.
Кисточки очень комфортно себя чувствуют в стаканчиках для зубных щёток. Где есть «разделители» - в этом случае они не трутся друг о друга.
Как и где хранить детские работы?
• Складывать в большую папку, папку с файлами, портфельчик, коробку;
• Подшивать или подклеивать в альбомы (каждый год жизни ребёнка- отдельный альбом), При смене экспозиции на выставке работ, я складываю работы в папку с файлами, при случае ребенок может показать свои творения приехавшим погостить бабушкам. Дети любят рассматривать свои прошлые работы, особенно, если прошли 1-2 года и если в семье есть еще дети, они будут с удовольствием оценивающе смотреть работы друг друга);
• Вставлять в фоторамки, развешивать на стенах;
• Прикреплять прищепками к натянутой вдоль стены верёвке (такую экспозицию легко менять);
Объёмные поделки:
• Обязательно фотографировать на память.
• Свежесозданные работы выставляем на специально отведённую полочку.
• Дарим бабушкам-дедушкам.
• Поделки, подаренные ребёнком мапе\папе обязательно нужно разместить (хотя бы временно) в своей рабочей зоне (поставить на полочку у компьютера или на кухонную полочку). Можно отнести на работу. Сфотографировать там и показать фото малышу. Этим вы покажете ценность подарка для Вас дадите ребёнку дополнительный стимул к творчеству.
• Чтобы не складывать все-все в папку на память - всё фотографируем на память.А как вы храните творческие работы ваших детей?
ЗАДАНИЕ 4.
1. Разобрать запасы бумажных материалов для творчества (цветная бумага, картон и т.п.). Целые листы рассортировать в лотки или файлы. Крупные обрезки сложить в отдельную папку или лоточек. Совсем мелкие,мятые, непригодные- в макулатуру.
2. Проверяем всё для рисования: фломастеры, карандаши,мелки, рассортировываем по отдельным баночкам.
Фломастеры: непишущие -заправляем или выбрасываем.
Карандаши: негодные-выбрасываем, затупившиеся и сломанные- затачиваем.
Мелки: сложить в одну коробочку, совсем мелкие выбросить или переплавить (это можно сделать в микроволновке, залив получившуюся массу в формочки для льда и остудив).
Ручки: выбрасываем сломанные, меняем стержни у непишущих.
3. Продумать и организовать удобное и компактное хранение всех материалов и инструментов. Группируем: полка (ящик, коробка) для рисования и т.д. Убираем из зоны доступа неактуальное для возраста\развития ребёнка, достаём- актуальное.
4. Обустраиваем детский уголок для творчества и занятий так,чтоб ребёнку было удобно:
а) сидеть за столом,
б) доставать самостоятельно необходимые материалы\инструменты и убирать их на место.
Не забудьте разместить в зоне доступа салфетки сухие и влажные, чтоб малыш мог быстро вытереть пролитую воду, или кисточки, стереть пятно от красок (да и руки вытереть- тоже).
Проводим инструктаж (можно записать и повесить правила использования некоторых материалов) - Завтра попробую набросать схемы для инструктажа.
5. Разберите скопившиеся детские работы, сфотографируйте, подпишите возраст тех, что собираетесь сохранить надолго. Организуйте стенд или полку для выставки свежих работ, продумайте,как будете хранить остальные, воспользовавшись идеями выше.
6. Проанализируйте имеющиеся у вас материалы, составьте список того,что нужно докупить обязательно (заканчивающийся клей, свежий пластилин. новую точилку для карандашей и т.п.) и список "хотелок" на будущее (например, цветная пористая резина для объёмных аппликаций и клеевые стразы) .
Желаю приятно провести вечер, не забудьте, детей можно и нужно привлечь к участию в сегодняшней разборке.
Жду отчетов и Ваших свежих идей!
14 декабря
Итак, сегодня последний день нашего ФМ!
Почти у всех участников уже образцовый порядок в их книжно-бумажно-творческом хозяйстве. Хочется посмотреть, как у всех (Отчеты!!!)
Почти 2 недели прошло с начала нашего ФМ, подскажите, у кого порядок, наведенный в первые дни, до сих пор жив? или уже нет и следа "разборки"? Давайте разбираться, в чем причина, иначе это превратится в замкнутый круг!
ДЕНЬ 5. Будем разбирать книги родителей о детях
Тему я поменяла, в начале ФМ была заявлена тема "Творческие работы - выбираем как и где хранить", а мы это уже обсудили и сделали в Задании 4 дня.
Поэтому сегодня разберем наши взрослые книги о детях. Они есть практически у всех мам. Если мы их не приобретаем сами, обязательно кто-нибудь подарит. Во всяком случае, в моем доме все они такие - надаренные заботливыми родственниками молодым родителям.
Условно их можно разделить на три категории:
1. книги о здоровье и уходе за ребенком (особенного первого года жизни), сюда же - книги о беременности.
2. книги о развитии детей: сборники игр, описание методик раннего развития, мастер-классы по творческим занятиям и самодельным игрушкам.
3. книги о психологии: кризисы, взаимоотношения детей и родителей, напутствия самим родителям, как себя вести с детьми.
Наша цель - избавиться от лишнего и неактуального. Поэтому смотрим внимательно на эти издания и спрашиваем себя (вспоминаем Задание 1 дня):
- Прочитали ли хотя бы раз эту книгу?
- Какие шансы, что захочется/нужно будет перечитать?
- Есть ли там справочная информация, которая может понадобиться в любой момент?
- И уверены ли вы, что обратитесь именно к книге, когда вопрос, в ней раскрываемый, возникнет?
- Как насчет электронной версии этой книги?
Из личного опыта. У меня есть большая энциклопедия игр Лены Даниловой. Моим младшим детям 2,5 и 4 года, и я ни разу не занималась с ними по этой книге, она была актуальна, когда родился мой старший сын, в те далекие 90-е интернет еще только появлялся и эта книга была просто прорыв! Сейчас мне быстрее найти все интернете или купить готовое развивающее пособие.
В итоге книги опять-таки можно разделить (вспоминаем Задание 1 дня) на актуальные (настольные, справочники, сборники, к которым мама привыкла либо планирует обращаться время от времени), на «переросшие» (книги о беременности, если дети больше не планируются в семье, книги о первом годе жизни - по той же причине и т.п.), и книги «на вырост».
Куда можно пристроить книги, которые решено пристроить:
- Подарить подругам, у которых дети только планируются либо соответствующего возраста.
- Подать объявление об обмене, продаже, «отдам просто так».
- Поучаствовать в книгообмене.
Задание 5.
Разобрать имеющиеся книги «для родителей», проверить на актуальность.
Решить судьбу ставших неактуальными.
Ну вот, кажется и все, уфф - можно выдохнуть!
Жду ваши отчеты, вопросы, предложения до 17 декабря - в этот день мы разыграем полезный приз, для тех, кто отчитается по всем 5 дням!
17.12.2015
Дорогие участницы!
Ура! У нас теперь блестящий порядок в книжно-бумажно-творческом царстве!
Спасибо большое всем! Рада была с вами общаться на протяжении этих двух недель.
Отдельное спасибо тем, кто нашел время и силы не только убрать, но и дать нам почитать свои отчеты и посмотреть свои порядки.
До конца ФМ мужественно с отчетами дошли:
евгения
Татьяна, Спб
hansoliaЯ
Настя, Санкт Петербург
(Если, кого-то я не назвала с 5ю отчетами, срочно мне сообщите)
Спасибо вам огромное за вашу ответственность и терпение!
Как обещала, теперь ПРИЗ!!! Та-дам!
Все 4 наших победителя получают призы:
Семейный календарь-планер на 2016 год
Всех участников ФМ я приглашаю на ФМ "Игрушечная история с хороших концом", который состоится в январе (следите за новостями у меня в дневнике).
Участницы-победители, напишите мне на почту свой адрес пжл.
В течение месяца хочется от вас обратную связь по результатам наведенного порядка. Пишите, делитесь своим опытом.
А так же мне будет очень приятно, если вы оставите отзыв о работе на ФМ.
И ищите меня в Instagram (ник Time_mama). Там стартовал мой новый проект "Тайм-менеджмент для счастливой мамы", будет много интересного и полезного для мамочек. Заходите в гости, буду очень рада!