Аня и Леня год спустя
консультации моиВчера получила от Ани сообщение, так приятно) Прошел год после наших консультаций, про кот-е писала здесь.
Лене сейчас 2г3мес, вот к чему они за этот год пришли. Аня права: "когда ребенок говорит- это здорово!"))
Еще мы разговорились, что ребятам так и не удалось увлечься рисованием((. Жалко, потому что половину второй консультации мы обсуждали рисование в диалоге, и мне очень хочется верить, что сохранить любовь к рисованию можно у каждого ребенка. Выдала Ане очередную порцию мотивации, вдруг она все-таки вдохновится и они с Леней еще разрисуются. В 2г3 мес, точно не поздно еще начать. А летом, с мелом в руке на прогулке - самое время )
А вы знали, что умение рисовать - это навык, которым необходимо ребенку овладеть к школе?. Это, конечно, нигде не прописано и никто этого не требует. Но на второй школьный день вашему первокласснику дадут задание нарисовать, кем он хочет быть).
У нас в соседнем доме живет Катин одноклассник, мальчик отлично подготовленный к школе. Но такое задание для его мамы помню оказалось сильным стрессом, дважды стрессом))
Во-первых она еще не решила, кем он хочет стать…), а во-вторых, в подготовках к прописям, чтению и счету никто не требовал готовиться к каким-то еще рисованиям. Это оказалось неожиданностью. Я не помню других художественных заданий первого класса), но только потому, что Катя всегда говорила про них: «уже нарисовала».
Мамина помощь нерисующему ребенку не заканчивается в первом классе. Во втором начинаются задания по чтению: «нарисуй героя, который тебе больше всего понравился в этом рассказе». А так как читают они по учебнику в сокращении, то этих «нарисуй» может быть по штуке в неделю). Я думаю, что возненавидела бы школу именно за это, если бы Катюха не умела рисовать. А так я спокойно отношусь к школе, а Катя вольна сама выбирать, и именно того героя, который ее впечатлил в произведении, а не того, кого маме легче нарисовать)) Помню, когда они читали Буратино во 2м классе, она нарисовала Мальвину, но рисунок потерялся. Боюсь представить, что бы я с Катей сделала, потеряй она вымученное мною и карандашом домашнее задание про Мальвину. В действительности все проще: «ничего мамочка, я другой рисунок нарисую. У меня Буратино будет!». 10 минут и готов другой вариант домашнего задания )
А про задание "кем ты будешь" в первом классе Катюха даже не рассказывала. Когда я пообщалась с мамой одноклассника и вернулась домой, дочка уже спала. Наутро я разбудила ее пораньше рисовать будущее, на что она достала из портфеля готовый рисунок и там на листе было три варианта развития событий. Она видите ли не решила еще будет ли балериной, акробатом в цирке и не помню кем еще третьим ))
Можно решить, что все про школу никакая не проблема, потому что все больше детей на домашнем образовании и никто никаких рисунков им на дом задавать не будет. Они станут посещать только кружки и секции, и только в удовольствие.
Отлично! Наш Степан ходит на футбол и раз в месяц у них аттестация- показательное занятие с эстафетами и матчами. А с собой нужно принести поделку/рисунок на тему… каждый раз разную. И я бы возненавидела этот футбол, если бы задания типа «Твоя мечта» за Степу приходилось бы делать мне). Потому что еще не решила, какая у него будет мечта ))))
Для меня дилемма была,как не вмешиваясь в эту тему, не задавая своих ориентиров дать ему подумать и нарисовать то, что важно именно для него. Покажу отдельным постом этот рисунок и поделку про мечту. И хорошо, что рисует он лучше меня, и удалось в процесс никак не вмешиваться. Но это уже даже не про рисование. Не в тот ли момент, когда мама рисует за мальчика поделку и рисует рисунок рождается/укрепляется инфантилизм? Как потом в школьном возрасте он будет понимать, что домашнее задание - это его работа, а не мамина/папина/бабушкина?
Я для себя решила, что все для футбола он рисует сам, как может, без всяких скидок на возраст. И в школе, как и Катя сейчас будет отвечать за свою работу и домашние задания сам.
А стены клуба "Футибол" сейчас увешаны прекрасными рисунками на тему "Я и мой тренер". Кажется, что каждому пятилетнему футболисту там выдали маму/папу профессионального художника. Просто восторг и задумкам творческих работ и портретному сходству с нашими тренерами! Но это выбор других родителей. Они наверняка знают уже, что делать с воспитанием самостоятельности.
Мир меняется, в нем все меньше аудиалов и все больше тех, кто лучше воспринимает информацию зрительным способом. Распространение и удобство инфографики только усиливают этот эффект. Мы все больше ленимся запоминать словесную информацию, нам подавай уже обработанную, структурированную, наглядно представленную. Вполне возможно, что так же как вчера и сегодня нужно было знать иностранные языки, завтра важно будет владеть языком визуальным.
Надеюсь, что Аня переслушает нашу консультацию про рисование, пересмотрит образы от которых мы отталкиваемся в «примитивных рисовальных диалогах» и подарит возможность сыну «заговорить» еще на одном языке )
Еще Аня высказала свое мнение по поводу развивающих занятий. Потому что я упоминала их в статье о вреде развивающих занятий при запуске речи. А она думает, что развивающие занятия для них были и есть сейчас очень полезны. И тут внимание, именно то, что я писала в посте про «развивашки» - перед нашей второй консультацией они прекратили посещать занятия. И примерно в это же время активно начала запускаться речь Лени. Вот Аня вчера вспоминает «хотя да, прекращали в связи с летними каникулами".
То есть перерыв в развивающих занятиях был у них, если я правильно понимаю до конца лета. + Опыт посещения клуба до встречи со мной, оказался совсем маленький (месяц или чуть больше месяца), ребенок еще не привык занимать пассивную позицию слушающего, когда все вокруг говорят. А когда они вновь возобновили занятия, Лёню уже нельзя было назвать неговорящим парнем ))
Сейчас не отмотать назад и не проверить «а что было бы если» перерыва в развивашках не было бы? Это при том, что их занятия не сильно были похожи на обычные «университеты для младенцев». По описанию содержания занятий я поняла, что они много дают мамам вдохновения, которое потом дома вернется ребенку и будет способствовать его говорению.
Сложно понять/доказать, какую долю вины за задерживающуюся речь можно списать на развивающие групповые занятия. На начало говорения влияет так много факторов, что вполне вероятно, что есть дети, которым развивашки не сильно навредят, потому что у них со всеми другими десятками направлений влияющими на речь, будет все проработано. Хотя хорошо говорящие дети, я уверена, всегда научились говорить не в клубе, а уже пришли туда не молчунами. За исключением разве что единичных случаев.
Я в посте описала лишь свои наблюдения и сказала, что для чистоты «эксперимента» пока буду работать с мамами, которые не считают детский клуб - делом первой необходимости для ребенка до двух лет. Всех остальных не пытаюсь ни в чем ни убедить, ни переубедить. Каждый волен проверять свою точку зрения на своем ребенке )
Аня, спасибо за вчерашнюю переписку ) Про младенцев, которых приносят на ваши занятия с 2х месяцев, я напишу еще тебе, когда вернемся из лагеря.