О посте....
Вопросы православияНебольшая подборочка из разных источников.....
Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны - и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.
Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг - это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное - по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.
В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.
Однако воздержание от скоромной пищи лишь средство, а не цель. Цель же поста - это борьба со страстями и теми, кто эти страсти в нас разжигает, т.е. с диаволом и слугами его, род которых «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Очищение души через борьбу со страстями необходимо для того, чтобы Святой Дух имел возможность обитать и действовать в нашей душе, освящая и обожая нас. В этом и есть смысл христианского подвига. По словам свт. Феофана Затворника, пост есть всемерное воздержание и всемерное Богообщение. Всемерное воздержание - это воздержание не только от скоромной пищи, но и от различного рода развлечений и удовольствий, а также вредных привычек. В этой связи пост доступен всем - больным и здоровым, взрослым и детям. Всемерное Богообщение - это постоянная связь с Господом через церковную и домашнюю молитву и Таинства Церкви. Очень важно в течение поста несколько раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Без молитвы и покаяния пост не имеет ценности пред Богом и вреден для души.Необходимо помнить, что мера поста для каждого христианина индивидуальна. Это значит, что проходить пост надо с рассудительностью. «Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания», - говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Для каждого православного христианина эту меру устанавливает духовник, которым, как правило, является приходской священник. Если же нет возможности личного общения со священником, то следует руководствоваться хотя бы правилом «золотой середины», т.е. не злоупотреблять ни послаблением поста, ни его строгостью. Отменять же совсем пост не следует. Нужно помнить, что первой заповедью человеку в Раю была заповедь о посте, и нарушение этой заповеди привело к катастрофе Человечества.
В общих чертах можно сказать, что пост и покаяние приносит человеку очищение совести, мир и тишину души, радость от сознания примирения с Богом и общения с Ним, глубокое осознания себя образом Божиим и чадом Творца. Но более глубокое понимание этих вещей человек может постигнуть, лишь пройдя лично этот путь.
В глобальном масштабе вся польза от поста передается и на Вселенную. Если человек - это микрокосмос, то состояние Вселенной напрямую зависит от состояния каждой ее частицы. Так вот, если мы хотим, чтобы окружающий нас мир не поражал нас катаклизмами, а общество не будоражили безнравственность и преступления мы должны начать со своего духовного возрождения, которое и предлагает нам Великий Пост.
- Пост - время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост - это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий - в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.
Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло - это ограничение в пище, а другое - молитва.
Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно лишаете, воздерживайтесь во славу Божию». Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либо бесполезным.
Строгий пост обязательно требует, чтобы в душе был мир. Если же человек живет в бешеном ритме большого города, если он часто испытывает волнение, стрессы, беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может принести вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека глубокий мир и молитва, если он уравновешен.
Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец ответил: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится». Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Целью же является приближение к Богу, общение и соединение с Ним.
«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И св.Пахомий в уставе написал, монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». «Относительно поста, когда нет здоровья, - терпение болезни и благодушие во время ее, заменяет пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения» (свт. Феофан Вышенский).
«…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями» (Святитель Игнатий (Брянчанинов), письмо сестре)
Всегда вспоминаю слова моего покойного духовника - протоиерея Виктора Бекаревича: "пост в православии никогда не являлся тягостной обязанностью для немощных, пост всегда был радостной привилегией для способных к нему..."
Пост и воздержание нужны для того, чтобы человек был более чуток и более восприимчив к действиям Святого Духа.
Никогда мы не грешим более, чем в праздники, чем и скверним саму идею праздников, превращенных нами в повод к распутству. И ведь есть же у нас достаточно людей, которым можно сказать: «Ты, мил человек, яичницу можешь по утрам в посту жарить, только в чарку не заглядывай и в храм ходи». И это будет лучший пост для такого человека.
Ну и Слово! Оно было в начале и Оно - Бог! Что за пост, если плоть теряет вес, а душа не питается Словом? Это не пост никакой, а пародия на него. Бессловесная жизнь - не человеческая жизнь. Бессловесный постник - это животное, которому не дали пищи. Настоящий же постник - этот тот, кто питается Словом, а ест столько, чтобы после еды хотелось молиться (Силуан Афонский).
Во время второго пришествия меня не спросят, как строго я постился, сколько бдений я совершил, как много поклонов я положил. Меня спросят: накормил ли ты голодного? Напоил ли жаждущего? Пригласил ли ты странника к себе в дом, одел ли нагого, посетил ли ты больного и тех, кто в темнице? Все это с меня спросят.
Не тяжелые подвиги, не великие дела требуются от нас, а самые обыкновенные, но - с любовью. Не великое дело - дать человеку воды напиться, но важно поспешить напоить жаждущего; не большой труд - навестить знакомого, но дорого посетить его в его болезни, печали: развлечь, успокоить, помочь советом, исполнить поручение.
Пост без любви - это бесовский пост. Какая польза от воздержания, говорит св. Василий Великий († 379), если вместо мяса мы съедаем брата или сестру в жестокой сплетне? 12 Лучше есть мясо и быть добрым и смиренным, чем питаться одной чечевицей и быть угрюмым ригористом.
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «...В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы - пост открывает истинную сущность человека».
Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя которую незаметно обращается во зло.
(Прот. Валентин Свенцицкий)
Милости хочу, а не жертвы.
(Мф. 9:13)
Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.
Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. - и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: «не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7:6).
Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг - это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное - по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.