Как же быстро и незаметно уходят из обихода старые вещи! На смену им приходит что-то новое, безусловно на порядок более удобное, простое в использовании. Люди закономерно и предсказуемо перестают использовать дедовский агрегат, и со временем умельцев, или, говоря современным языком, уверенных пользователей практически не остается. А зачем?Цивилизованный мир переходит на современную новинку.
Например, лично на моей памяти так в небытие канули простые счеты, которые когда-то были едва ли не главным атрибутом каждого магазина. И вместе с ними исчезли продавцы, которые с помощью этого незамысловатого инструмента ловко прибавляли, вычитали, делили и перемножали сложные числа - за секунды. Теперь стоимость продуктов высчитывают на калькуляторе, который имеется даже у самого захудалого среднеазиатского торговца, продающего фрукты на рынке.
А я помню, как нас в начальной школе учили считать на счетах. "Ерунда какая, - перешептывались мы, сопротивляясь ио всех сил. - Зачем это? В прекрасном светлом будущем, в двадцать первом веке, когда простые люди полетят на другие планеты, уж точно вместо счет что-нить придумают..."
И оказались правы. Отчасти. Хоть в новом веке люди так запросто в космос не летают, но на счетах тем не менее не считает уже никто. :)
И так со многими вещами.
Правда, иногда закрадывается трусливая мыслишка - а что мы будем делать, если вдруг когда-нибудь цивилизация рухнет и тех же калькуляторов больше не будет. Куда они денутся, спрашиваете? Ну не знаю. А вдруг да денутся куда-нибудь, а?? Мы же без них не справимся! На счетах считать опять?!! Да мы же не умеем!..
***
Во втором классе по окружающему миру проходят часы и время. И вдруг выясняется, что наши современные дети умеют пользоваться только электронными часами. Теми, где время тупо написано на дисплее, например, 9:05 или 18:40. Это они понимают. А дедовские круглые часы с циферблатом и стрелками, оказывается, для них теперь то же, что для нас те самые счеты из магазина нашего детства. Ну то есть они их видели (на картинках в основном), помнят и даже, напрягшись, могут определить по ним время.
Примерно как мы - посчитать на счетах. Вместо калькулятора.
- Миша, смотри, это часы.
- Ох ты. Я такие только на картинке видел! Я знаю, что по ним время смотреть очень сложно...
- Ничего сложного, Миша. Смотри. Циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка. Каждый час минутная стрелка показывает на 12.
- Это я помню. А вот с минутами я ни за что не разберусь. И еще с часами после 12 - тринадцать там, пятнадцать - это сколько?... Ну как так, мам - на часах три, а вообще-то пятнадцать??? Это каждый раз считать?? Кошмар. И минуты - стрелка показывает на два, а на самом деле это десять минут...
- Подожди, не торопись. Разбираемся по порядку...
- Мам, ну зачем это вообще, а? Ну есть же нормальные часы, без всяких стрелок. Ну что я, время на Спасской башне буду смотреть, что ли? У нас дома куча нормальных часов! Которые сразу показывают время, и не надо ничего считать! Что за прибор - там отнять, там умножить...
- Миша, каждый человек должен уметь... - занудным тоном начинаю я.
- Зачем? - перебивает ребенок. -Зачем, когда есть нормальные часы? где время написано четко, и не надо ничего отнимать?
- Ну понимаешь, вдруг когда-нибудь не будет больше электроники? И тебе надо будет определять время по круглым часам.
- Да ну, мам. Куда ж она денется, электроника? Это наоборот, круглых часов не будет. Потому что они ужасно неудобные...
- Миш, раз в жизни разобраться все равно надо. Тем более в школе задали. Контрольная будет, наверно, - пускаю я в ход последний аргумент.
- Контрольная... Ладно, давай разбираться. Только знаешь, мама, мне это сложно. Потому что непонятно, к чему такие трудности...
Контрольную написали вчера.
На четыре с минусом.
Кажется, теперь о круглых несуразных часах можно забыть.
Скоро и правда они останутся только на Спасской башне, наверно...