За несколько дней проглотила эту книгу, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.
Фигура Льва Толстого с его многостраничными романами и идеями непротивления никогда меня особо не привлекала, но, видимо, правы те люди, которые говорят, что до всякой классики нужно дорасти. Видимо, пришло мое время дорасти до Толстого. Удивительно, но до Достоевского я доросла еще в Университете, он мне гораздо ближе.
Басинский строит свой роман как ответ на вопрос: что сподвигло Толстого, уже глубокого старика, темной осенней ночью собрать вещи и бежать из дома в никуда, не имея никакого четкого плана. История разворачивается вспять и перемещает нас в период его восемнадцатилетия, когда Толстой только-только унаследовал Ясную Поляну и даже не собирался становиться писателем, а прожигал жизнь и наследство рано умерших родителей.
Не скрою, что с наибольшим интересом я читала места, посвященные семейной жизни: 35-летний Толстой долго подыскивал себе спутницу жизни, так как у него в голове был четкий план, как должна выглядеть его жизнь. Он, верная жена и много детей в родовом гнезде. В конце концов он женился на 18-летней дочери своих друзей, которая и стала для него до конца жизни той единственной спутницей, и с которой они родили 16 (!!!) детей (конечно, не все выжили, но сам факт!). И вот характер этой женщины, которая всю жизнь посвятила Толстому, и мало того, что почти каждый год рожала, кормила и воспитывала, так еще и была его переписчиком и издателем. Это просто с ума сойти... А он был против нянек и кормилиц, а потом вообще отказался от авторских прав и хотел раздать все имущество, имея на руках 13 детей разного возраста, старшему из которых было около 17.
А еще они писали друг другу письма, иногда и по несколько штук в день, и вели дневники, и читали дневники друг друга, и чтобы никаких тайн. Хотя к старости Толстой начал вести тайный дневник для самого себя и прятать от жены .В этих дневниках и письмах вся их жизнь - любовь, уважение, ревность, препирательства. примирения, хозяйственные заботы и житейские мудрости.
Захотелось пересмотреть свои семейные отношения и роль каждого в создании семьи. Безусловно, книга очень полезна и о многом заставляет задуматься.
А сегодня увидела вот такой материал о Толстом:
20 цитат Льва Толстого, которые откроют его вам с новой стороны
Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя - Лев Толстой.
- Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
- Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
- Все приходит к тому, кто умеет ждать.
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
- Сильные люди всегда просты.
- Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
- Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит. - особенно хорошо!
- Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
- У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
- Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.
- Величайшие истины - самые простые.
- Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
- Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
- Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.
- Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.
- Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся. - смысл жизни!!!
- Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас - просто расти в любви.
- Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.
- Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.
- Одно из самых удивительных заблуждений - что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
PS.
На своиx лекцияx Владимир Набоков использовал следующий приём. Он закрывал в помещении все шторы, добиваясь полной темноты. «На небосклоне русской литературы вот это Гоголь», - и в конце зала вспыхивала лампа. «Вот это Чехов», - на потолке загоралась еще одна звезда. «Это Достоевский», - щелкал выключателем Набоков. «А вот это Толстой!» - лектор распахивал драпировку окна, и помещение заливал слепящий солнечный свет.
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/20-citat-lva-tolstogo-kotorye-otkroyut-ego-vam-s-novoj-storony-747710/ © AdMe.ru
... Мы ходим в детскую библиотеку; сейчас это даже модно - библиотеки стали большие, новые, с просторными светлыми залами и компьютерами. Но у нас не такая: четыре небольших стеллажа с детскими книжками, расставленными по алфавиту, новинок мало, все больше классика. Я все же туда хожу иногда, хочу, чтобы Гоша прочувствовал как это приятно, рыться в старых книгах и внезапно найти что-то без чего уже не сможешь уйти. Его пока это место не сильно вдохновляет - у нас дома книжек почти столько же и они все яркие и нарядные, но последний раз я поймала это чувство на его лице и была страшно довольна. Мы перебирали книги, было видно, что названия ни о чем ему не говорят, а картинок мало, даже что-то выбрали, чтобы не уйти с пустыми руками, как вдруг я наткнулась на "Королевство кривых зеркал" - надо было видеть, как глаза сразу загорелись, руки выхватили у меня книжку, а ноги сразу побежали к тетеньке-библиотекарше с криками "Я возьму эту!".
Излишне восторженная и шумная тетенька-библиотекарша была искренне нам рада, все пыталась вручить побольше, и даже Даше на полном серьезе предлагала что-то взять почитать. Когда мы уже почти вырвались из ее цепких объятий, она вскричала "А как же мама? Что мама читает?!". Меня внутренне передернуло от "мамы" и от необходимости оглашать перед ней свой список для чтения, и я уже собралась сказать, что "чего-нибудь и как-нибудь", как подумала "Почему бы и нет, почему бы и мне не брать книги в библиотеке, а не покупать и не читать с экрана" и брякнула первое, что мне пришло в голову... "Генрих Бёлль, а у вас есть Генрих Бёлль?".
Внутренний голос подсказал правильно, Бёлль во взрослой секции, конечно же, был. И я его даже уже прочитала, за три дня, в детский сон, забив днем на все свои обязанности. И так он мне лег на душу, что я хожу и думаю и даже собираюсь найти спектакль, который шел в московском театре имени Моссовета с актером Геннадием Бортниковым в роли Ганса Шнира (о котором я узнала из
... В Университете у нас были огромные списки для чтения: 80-100 произведений за полугодие, и это только по одному предмету. Большинство из них просматривалось наискосок; помню такую картину: я полулежу в старом плюшевом кресле в дальней комнате нашей съемной квартиры на пр.Вернадского, а вокруг, одна на другой, высятся стопки книг, предварительно за несколько заходов притащенных из библиотеки - завтра экзамен, нужно прочесть, хотя бы пролистать, штук 30, перечитать учебник и критику по каждому произведению. Неудивительно, что от большинства книг остались воспоминания в виде невнятной каши.
Но было несколько книг, которые зацепили даже при таком беспощадном чтении. Бёлль не давал мне покоя все эти годы, я даже не помнила, о чем эта книга, но хранила ее в памяти как что-то, к чему обязательно надо вернуться.
"Глазами клоуна", - так в чем же обаяние этого бессобытийного (действие фактически умещено в один день), скучного на первый взгляд повествования от лица главного героя - комического актера или попросту клоуна, которого бросила жена (она даже и не жена ему вовсе), и который никак не может пережить этой драмы, не может жить, работать и идти дальше?
А вот попробуйте:
… Я — клоун, официально именуюсь комическим актёром, не принадлежу ни к какой церкви, мне двадцать семь лет…
Сам я далёк от религии, даже в церкви не бываю; церковные тексты и напевы я воспроизвожу из чисто медицинских соображений: они наиболее радикально излечивают от двух недугов, которыми наградила меня природа, — от меланхолии и головных болей…
Однако я страдаю не только меланхолией, головными болями, безразличием и мистической способностью распознавать по телефону запахи; мой самый тяжкий недуг — врождённая склонность к моногамии; на свете есть только одна женщина, с которой я могу делать то, что мужчина делает с женщиной, — Мария…
Есть, правда, такое лекарство, как алкоголь, но оно исцеляет на время, исцелить навсегда меня могла бы только Мария. Но Мария ушла. Клоун, который начал пить, скатится по наклонной плоскости быстрее, нежели запивший кровельщик упадёт с крыши…
В последние три месяца я большей частью бывал пьян.
Я думал также о канаве, в которой со временем буду валяться. Когда клоун приближается к пятидесяти годам, для него существуют только две возможности: либо канава, либо дворец. Во дворец я не попаду, а до пятидесяти мне ещё надо кое-как протянуть года двадцать два с хвостиком.
Я беру жизнь такой, какая она есть, и никогда не забываю о канаве.
... Мария ужаснулась, когда несколько месяцев назад я купил гитару и сказал, что хочу петь под гитару песенки собственного сочинения. Она заявила, что это будет ниже «моих возможностей»; на это я ответил ей, что ниже канавы бывают только каналы; она ничего не поняла, а я ненавижу разъяснять поэтические образы. Либо меня понимают сразу, либо нет. Толковать тексты не моя специальность.
Или вот про детей, сложно написать лучше, это возвращает именно в то мироощущение ребенка:
Мне довольно хорошо удаётся показать лиризм детского существования: ведь в жизни ребёнка всё, даже самое банальное, приобретает значимость; ребёнок одинок, чурается порядка, он трагичен. И у детей, по сути, никогда нет свободного времени, только после того, как они окончательно усвоят «принципы правопорядка», у них появляется досуг.
Весь событийный ряд романа можно выразить в нескольких предложениях: молодой артист-клоун, приезжает в свой родной город Бонн, в надежде вернуть любимую женщину, которая предпочла ему состоятельного и благовоспитанного католика. Клоун топит горе и талант в вине, заработки становятся все меньше, выступления все хуже, в конце концов он остается с сильно ушибленным коленом (для артиста это значит невозможность выступать) и одной маркой в кармане. Приехав в родной город, он составляет список из людей, кому можно позвонить и занять денег, а дальше воплощает этот замысел в жизнь. С каждой новой фигурой, выведенной на сцену, мы все больше узнаем его окружении и вместе с ним понимаем, что надежды на получение помощи от кого-либо из этого общества совершенно эфемерны. Попутно молодой (ему всего 27!) клоун предается воспоминаниям детства, юности, своей первой встречи с Мари, их жизни в начале его гастрольной карьеры.
...Как ни странно, я люблю существа той породы, к какой принадлежу сам, — люблю людей.
Когда умирает существо моей породы — мне становится грустно. Я плакал бы даже на могиле матери…
Его семья очень богата, владеет угольными предприятиями, но ничем не хочет ему помочь, - мать, отец, младший брат, который учится в духовном заведении, не воспринимают этой драмы всерьез. Ведь сложно пожалеть клоуна и представить его жизнь как драму. Была у него еще сестра - Генриетта, с которой они были по настоящему близки, но однажды (шла война, ей было 16, ему 10) он увидел ее около дома в окне уходящего трамвая. Помахал, подумав, что она едет на куда-нибудь с классом на пикник, а придя домой, узнал, что родители отправили ее добровольцем на фронт... Конечно, это была их последняя встреча, а родители лишь позже после смены власти осознали свою ужасную ошибку и наложили негласное табу на упоминание ее имени в доме.
Вот и все, ничего особо примечательного, просто отрывки воспоминаний и телефонных разговоров, но подойдя к последней странице не можешь отпустить эту судьбу от себя, хочется, чтобы, как в сказке, отец одумался и оставил большее наследство, а Мари вернулась обратно, но увы.
— Я только клоун, — сказал я, — клоун, коллекционирующий мгновения…
Наивно. Супер. Эрленд Лу
Хм. Наивно, да, но вот супер, наверное, нет, скорее забавно, неглубоко и немного банально, если уж хочется определений. Я понимаю, почему книга получила рейтинги и стала популярной, но вот меня она не зацепила. Нельзя сказать, что я жалею, что она попала ко мне в список и я зря потратила два дня, это были два дня приятного чтения, с то и дело возникающей улыбкой на лице. История о 25-летнем молодом человеке, который вдруг уперся в жизненную стенку, у всех у нас это бывает, я периодически себя так ощущаю, но, к сожалению, не могу применить его методы) Книга кричит о том, что в таких ситуациях надо обязательно что-то делать, быть открытым, уметь вовремя сказать "да" обстоятельствам, о том, что поворотное для судьбы событие может поджидать прямо за следующим поворотом, а может и не поджидать, надо уметь ждать и прислушиваться к себе. Милая особенность - составление разного рода списков, например "что делает меня счастливым" - не задумываясь особо перечислить все, что приходит в голову, осмыслить можно потом, даже может завтра или через неделю и, возможно, это натолкнет на какое-нибудь интересное открытие о самом себе. А ну ка, что делает меня счастливым? А вас?
Осень - пора интеллектуалов, моя лента в ФБ через сообщение спрашивает, что бы почитать, и делится интересными находками. Посвятив час времени проштудировала топики и составила себе список на ближайший год: получилось 43 автора, много современных. В связи с этим возникла мысль: а напишите топ файв книг своей жизни, чтобы самые-самые и перечитанные много раз!
У меня:
1. Мастер и Маргарита. М. Булгаков.
2. Идиот. Ф. Достоевский.
3. Хроники Ехо. Макс Фрай.
4. Прощай оружие. Э. Хемингуэй.
5. Гарри Поттер. Сами знаете кто .
Читаю книги, смотрю фильмы, готовлю любимому мужу завтрак, обед и ужин, привожу в порядок квартиру, немножко хожу по магазинам, постоянно составляю списки, и каждую минуту жду.
Чем хотелось бы поделиться (если не надоест, напишу подробней про все, если будет лень, все равно очень рекомендую):
Рецепты: Лимонно-лаймовый торт, Абрикосовый торт, Мясо с баклажанами.
Книги: "Мандолина капитана Корелли", "Шанторам".
Фильмы: "Разрисованная вуаль", "Жизнь других".
Сегодня привезли заказанные накануне "Рецептыши".
Качество изумительное, с удовольствием пролистала, успела еще прочитать пре- и после- словие. Как я поняла, "фишка" Вероники в том, что она пишет, как говорит. И это неплохо, очень эмоционально, но к этому можно привыкнуть или просто мимо глаз пропускать.
Книга почему-то очень быстро пролисталась и я поняла, что рецептов как-то маловато... а уж тех, что я могу сейчас взять и приготовить ... совсем мало. Тем не менее завтра буду пробовать, начну с простого - курицы. Еще понравились ингридиенты и картинки в салатах и десертах, тут всегда не помешает что-нибудь новенькое во вкусе.
Но самый большой сюрприз ждал меня потом (я уже не о Веронике).
Лабиринт положил в подарок к заказу книгу "Аритмия чувств" - практически автобиография Януша Вишневского, написавшего потрясающий роман "Одиночество в сети". Он, оказывается, совсем не писатель, а физик, моряк и еще много кто. Перевод, конечно, оставляет желать лучше, но какое же наслаждение читать рассуждения умного интересного человека. Книга оформлена в виде интервью, и ощущение, что все написанное рассказывается именно для тебя.
Дефицит какой-то у меня интеллектуального общения.
Очаровательная книга, легкая, непритязательная, со множеством интереснейших деталей из разных областей (химия, филателия, музыка), самобытными героями и захватывающим сюжетом. Настоящий английский детектив к тому же, где действие происходит в старинном родовом поместье со всей прилагающейся атрибутикой. И труп предъявляется практически с первых страниц, "совершенный незнакомец", а дальше шаг за шагом, мы вместе с главным героем распутываем это дело иногда совершенно извилистыми и нелогичными методами, но тем не менее они верно ведут к разгадке.
Изюминка книги именно в главном герое, точнее героине - 11-ти летняя Флавия де Люс, младшая из трех дочерей, которых воспитывает отец-одиночка. Ребенок в 11 лет обладает совершенно энциклопедическими познаниями в теоретической и прикладной химии, специализируется на ядах!, но при этом мыслит и действует во многом как милый и проказливый ребенок. События, описываемые в книге, по мнению Флавии, стновятся интереснейшим приключением за всю ее жизнь.
Мне было жутко интересно читать, но даже не из-за сюжета, а от разнообразных исторических и, бог знает каких еще, деталей.
Вроде, например, вот этой: "Здесь имелся даже человеческий скелет на подставке на колесах, подаренный двенадцатилетнему Тару великим натуралистом Фрэнком Бакландом, чей отец съел мумифицированное сердце короля Людовика XIV". Каково, а?
Потрясающе интересная книга о брендинге и для специалистов и для тех, кому просто интересна эта тема.
Скачала, начала читать и поняла, что просто обязана взять эту книгу в руки. Сейчас держу и в предвкушении интереснейшего часа.
"Управлять брендом, не прочитав эту книгу, то же самое, что управлять машиной без водительских прав".
1. Анна Гавальда - "Я ее любил. Я его любила"
Вариации на неисчерпаемую тему: семья и отношения двоих людей в семье, имеет ли моральное право мужчина бросать свою жену и детей. С точки зрения жены или с мужской точки зрения? Имеет ли человек право на счастье ценой счастья другого? Довольно банально, но очень близко и знакомо. Шикарные диалоги, которые так и хочется растащить на цитаты.
2. Карлос Руис Сафон - "Игра Ангела"
Начала читать по совету подруги... Автора называли новым Эдгаром По, все время думала об этом, когда читала. Примерно до середины было очень интересно, но, когда завязавшаяся интрига стала более или менее ясна, и стали происходить все эти жутковатые вещи, удовольствие исчезло, дотянула до конца, чтобы просто узнать, чем кончится. Понравился выбор места действия - Барселона - "город проклятых", дано много подробностей, такое впечатление, что путешествуешь по городу вместе с героями.
3. Ю. Б. Гиппенрейтер - "Общаться с ребенком. Как?"
Проглотила за один вечер. Нужно перечитать, а потом еще раз перечитать. Была бы рада научиться применять хоть что-то на практике. Хотя, по моему глубокому мнению, в основном детское непослушание, истерики и т.д. - это отражение внутренних проблем самих родителей. То есть начинать следует прежде всего с себя.
В процессе чтения:
1. Владимир Леви - "Искусство быть собой"
Ой, нудятина страшная, боюсь брошу.
2. Маркус Зузак - "Книжный вор"
Вот на это будет восторженная рецензия скоро.
3. Адель Фабер, Элейн Мазлиш - "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
См. про Гиппенрейтер, буду наизусть учить)))
Ну и с удовольствием прочитаю комментарии, что вы читаете/ не читаете, советуете/ не советуете.
7-8 октября - Артур Хейли "Отель".
Захватывающее, легкое, оптимистичное чтение, даже второй раз можно перечитать.